Обучение технике аппликации на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования.
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе с бумагой в обучении учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

       Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

       Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

       Клей. Он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов, в этом случае лучше использовать канцелярский ПВА. Не стоит использовать сухой клей.

       При разметке будущей композиции понадобятся  простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

       Техника квилинга. На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квилинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квилинга. Так вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, для точности размеров диаметра рекомендуется использовать линейку-шаблон с окружностями различных диаметров и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

       Кончик  бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые  различные формы, выполняя сжатия и  вмятины.

       Всего существует 20 базовых элементов  для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию всегда  можно придумать новые элементы квилинга.

       Основные  элементы для квилинга. На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квилинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила, зубочистки, пасты от ручки, карандаш и т.д.. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квилинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея.

       Существует  базовые элементы для квилинга, в которых принцип остаётся тем же (см. Рис.23).

       Тугая спираль   (Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась).

       Капля   (Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли).

       Свободная спираль (Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться).

       Изогнутая капля (Сделайте каплю и загните ее уголок).

       Глаз (Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза).

       Ромб (Сделайте глаз и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба).

       Лист (Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны).

       Треугольник (Сделайте свободную спираль и сожмите ее в трех местах, чтобы получился треугольник).

       Стрелка (Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг другу - получится стрелка).

       Полукруг (Сделайте свободную спираль, сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной).

       Полумесяц (Сделайте свободную спираль, сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца).

       Конус (Закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте кончик ленты, затем снимите заготовку с иглы).

       Птичья лапка  (Сделайте свободную спираль, сожмите треугольник. Загните два угла в направлении третьего).

       Звезда (Сделайте свободную спираль, зажмите пять уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда).

       Творческая работа.

       Все мы знаем, что ромашка это обычный полевой цветок. С обычными, показывается на первый взгляд характеристиками. Но каждому из нас при звучании слова "ромашка", на ум сразу же выплывает воспоминание о простом, обычном гадании "любит, не любит...". Все мы когда-то занимались таким ребячеством и самое главное, что верили в это, и очень огорчались, если выходило не так, как ожидалось, и гадали снова и снова.

       Не  каждый из нас, но большинство знает, сколько полезного и лечебного  есть в этом маленьком, хрупком и  нежном цветке. И мне кажется, что  немногие люди знают, о том, что в Древнем Египте этот цветок был посвящен Ра, богу солнца. Потому, что уже тогда люди узнали о его лечебных свойствах. Но все-таки интересно знать, откуда появился цветок, под название ромашка? Существует древнее поверье:

       Давным-давно  жили молодой человек и девушка, которые очень любили друг друга. Молодого человека звали Роман. И однажды ему приснился цветок небольшой, скромный, солнцеподобную серединку которого окружали белоснежные вытянутые лепестки. Любовь и нежность исходили от цветка. Когда Роман проснулся, то увидел, что этот цветок лежит у него на подушке. Он подарил этот цветок любимой девушке. Она была очарована этим цветком и назвала его ласковым именем своего любимого – ромашкой. И потом пожелала, чтобы Роман приносил из снов эти цветы, и они бы дарили их всем влюблённым. Долго странствовал Роман, пока не предстал перед Царём снов. Выслушав историю, Царь поставил лишь одно условие – молодой человек должен остаться в его царстве. Но ради любимой Роман был готов на всё. И он подчинился воле Царя…. Много лет ждала девушка своего возлюбленного, а он всё не приходил. Плакала, сокрушалась, но всё тщетно. Однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, она увидела бескрайнее ромашковое поле, и тогда поняла, что любимый её жив, но им больше никогда не встретиться…

       А людям полюбились эти цветы за их простую красоту и с тех пор влюблённые гадают на ромашках: «Любит - не любит?».

       Услышав эту легенду, за основу эскиза своей  творческой работы я решила взять  образ того поля, которое увидела девушка.  Творческая работа состоит из трех картин, выполненных в технике квилинг.

       Для работы  я использовала (экономический расчет):

    1. Цветная бумага для принтера:

      - белая –  31л*2тг=62тг

      - желтая  – 10л*5тг=50тг

      - бледно-желтая  – 2л*5тг=10

      - персиковая  – 1л*5тг=5тг

      - светло-розовая  – 1л*5тг=5тг

      - розовая  – 1л*5тг=5тг

      - зеленая  – 11л*5тг=55тг

      - красная  – 1л*5тг=5тг

      - черная  –1л*5тг=5тг

      - голубая  –1л*5тг=5тг

      - клей ПВА  – 1*98тг=98тг

      - двухсторонний  скотч – 1*200тг=200тг

             2) Рамка-основа:

         - ДВП – 700тг

         - клей – 460 тг

         - шпаклевка – 220 тг

       3)  Рамка-обрамление:

         - галтели – 6шт*1,30м*100тг=600тг

         - эмульсионка – 400 тг

       Итого: 2885тг 

        
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

       Глава 2. Методика проведения уроков технологии по работе с цветной бумагой. 

       2.1 Методика обучения технологии 

       Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе  общего образования. По базисному учебному плану  ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. Обеспечивает в системе общего образования формирование у учащихся технологической компетентности. Способствует развитию способностей к созидательной, преобразовательной деятельности, подготовке к решению практических задач.

       В системе обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.

       Именно  в школе  закладываются основы социально активной личности, проявляющей  интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям  труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

       Целью курса технологии в школе является развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и  желание трудиться.

       Эта цель обуславливает следующие задачи:

       - развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание;

       - формирование склонностей и интересов,  воспитания поведения учащихся;

       - формирование у учащихся практических  навыков художественной обработки  различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов технического мышления;

       - целенаправленного и систематического  формирования умений, навыков планирования  трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля оценки своего и чужого труда, самообслуживания и др.

       Программой  трудового обучения в школе предусмотрено  знакомство учащихся с различными видами труда, а именно:

       - сельскохозяйственными трудом;

       - бытовым трудом;

       - основами художественной обработки различных материалов;

       - трудом самообслуживания;

       - техническим трудом и техническим  моделированием.

       Деятельностный  подход к построению процесса обучения технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета. Это способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

       Обучение  учащихся строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных  материалов и овладения первоначальными  умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

       При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

       Характерными  особенностями учебного предмета технологии являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

       В процессе обучения технологии в школе  реализуются следующие цели:

    • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
    • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
    • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
    • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Информация о работе Обучение технике аппликации на уроках технологии