Обучение технике аппликации на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования.
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе с бумагой в обучении учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

       Предметные  аппликации  (листья, фрукты, овощи, цветы, грибы, насекомые) изготовляют из вырезанных геометрических фигур (см. Рис.17). Они наиболее просты и доступны для выполнения учащимися младшего школьного возврата. Сюжетные аппликации (см. Рис.18), состоящие из нескольких разных фигур, часто в динамике, т.е. в движении, служат для иллюстрирования литературных произведений: сказок, басен, стихотворений.

       Сюжеты  по желанию учащихся могут выбираться и на темы сельского хозяйства, промышленности, строительства, фантастики и т.п. Для  силуэтных аппликаций все фигуры одной работы вырезаются из бумаги одинакового цвета. Упорным трудом можно добиться выполнения красивых силуэтных сюжетов, вырезанных из светлой бумаги и наклеенных на темный фон или наоборот.

       Орнаментальные  аппликации (см. Рис.19) применяются для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, поздравительных открыток, сценических декораций, костюмов, украшения объектов труда. В оформлении много места отводится тексту, а потом велико значение шрифтовых аппликаций, когда красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, лозунги, плакаты, учебные таблицы. По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объемные.

       Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклейки их всей плоскостью на основание из бумаги.

       В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатления пушистости, шероховатости.

       Мозаика аппликацией получается из маленьких кусочков цветной бумаги, которые можно нарезать ножницами или заготовить способом обрывания. Бумажной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения (см. Рис.20).

       Аппликация  из бумаги может быть однослойной  и многослойной. К однослойным  относятся такие работы, у которых  детали наклеены в один слой полностью  или частично. При выполнении многослойной аппликации на крупные детали наклеивают в два-три слоя более мелкие детали другого цвета. Например, при изготовлении дорожного знака «Пункт первой медицинской помощи» на голубой прямоугольник наклеивают белый квадрат, а на него красный крест.

       На  занятиях в кружках широко используют кусочки ткани. Из них вырезают понравившиеся цветы и листья. Затем на бумажное основание наклеивают вырезанные из цветной бумаги корзину или вазу. Цветы и листья из ткани компонуют в букеты и приклеивают, создавая необходимую композицию.

       Объемная  аппликация. Широкое распространение в практической деятельности школьников получила объемная аппликация, создающая некоторую видимость объема. Она увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности учащихся (см. Рис.21).

       К такому виду аппликации можно отнести  сравнительно молодую технику – квилинг. Квилинг - искусство изготовления объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги (см. Рис.22). 

    1. Материалы и инструменты  для изготовления аппликации из бумаги
 

       Наиболее  интересной и доступной для учащихся является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе средней школы в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, чистые салфетки или мягкую ткань.

       Бумага  для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости  от содержания изображения, чтобы подчеркнуть  определенную ситуацию. Элементы аппликации вырезаются из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

       Для работы наиболее хорошо подходят ножницы с разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120-200 мм. Хранить ножницы рекомендуется в коробках, специальных мешочках или ставить их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами следует соблюдать технику безопасности: не размахивать ими, не передавать острием вперед, не наклоняться  близко к лезвиям при работе, после работы убирать на место.

       Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти — флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

       Наклеивают  фигуры клеем ПВА. Клей ПВА - дисперсия поливинилацетата в воде, с пластификатором и специальными добавками. Применяют для склеивания различных материалов друг с другом. Чаще всего используют: Клей ПВА канцелярский (ПВА-К) применяется для склеивания бумаги, фотобумаги, картона. По внешнему виду представляет собой вязкую жидкость белого или слегка желтоватого цвета, без комков и механических включений; допускается поверхностная плёнка. Клей неводостоек, неморозоустойчив. А также Клей ПВА универсальный (ПВА-МБ) применяется для склеивания изделий из дерева, бумаги, картона, кожи, для приклеивания бумаги, ткани на деревянные, стеклянные, металлические поверхности, в качестве компонента рецептур шпатлёвок, грунтовок, бетонных смесей на водной основе. По внешнему виду представляет собой вязкую массу белого или слегка желтоватого цвета, без комков и посторонних включений. Морозостойкость составляет 6 циклов замораживания-оттаивания при −20 °C.

       Фигуры  намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клей не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

       Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, учащиеся приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.), ее качественными показателями. Учащийся узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой.

       Настольная бумага изготовляется из обложечной или оберточной бумаги, имеет одностороннюю окраску. Ее применяют для создания крупных аппликаций оформительского характера. Кроме того, она может служить фоном, так как имеет окраску мягких тонов.

       Глянцевая бумага получается из писчей путем одностороннего крашения с последующим лощением, что создает блестящую, яркую поверхность. Она является прекрасным материалом для аппликаций различного содержания и цвета.

       Мраморная бумага отличается от глянцевой лишь своеобразием обработки ее поверхности мраморным рисунком — разводами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор. Из такой бумаги делают декоративные композиции, вырезки колонн, ваз, лестниц и т. д. Можно выполнить украшения столешниц яркими цветами, гирляндами, букетами на мраморной плоскости, вырезанной в форме круга, овала, прямоугольника со срезанными углами. Красиво получаются композиций городецких узоров на фоне желтоватой бумаги с рисунком среза дерева.

       Шагреневая бумага производится так же, как и мраморная, но еще дополнительно подвергается тиснению для придания ей вида кожи. Эта бумага плохо складывается, сгибы получаются нечеткими, они расходятся. Поэтому она непригодна для симметричных аппликаций.

       Шагреневая  бумага может быть рекомендована  для фона в декоративных аппликациях  по мотивам народного орнамента, а также для украшений из кожи. Так, можно вырезать различные сосуды с характерными формами и орнаментами тувинцев, казахов, башкир, силуэты кожаной обуви с аппликациями казанских татар, бурят и др. При этом надо дифференцированно подходить и к цветовому решению этих изделий, конфигурации узорных композиций. Например, у казахов главный мотив орнамента — это рогообразный завиток с крупными отростками, а у татарских изделий из кожи главным образом узор состоит из стилизованных растительных форм.

       Обойная бумага с рисунчатой поверхностью может найти применение в оформительских аппликациях большого масштаба как фон для разнообразных сюжетных и орнаментальных композиций и как материал для аппликационных изображений. Например, из этой бумаги можно вырезать сарафан для кукол, матрешек, образующих хоровод, украсить стены интерьерным панно и т. д.

       Бумага упаковочная и оберточная бывает общего и специального назначения. Бумага общего назначения используется как упаковочный материал, различающийся по составу: целлюлозная, бурая, древесная, соломенная, макулатурная, тряпичная (из отходов), сучковая. Оберточная специальная бумага различается по назначению: фруктовая, чайная, сахарная, мануфактурная, мешочная, спичечная и т. д. Сюда же относится оберточная бумага с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком.

       Писчая, потребительская, почтовая — это наиболее высококачественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы. Выпускается трех сортов — от 0 до № 3.

       Писчая  бумага хорошо поддается обработке: легко складывается, скручивается, склеивается, прекрасно окрашивается. Эти качества и свойства бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в детских аппликациях.

       Бумага чертежно-рисовальная выпускается как высшего качества, так и обыкновенная. В аппликации используют обыкновенную чертежную бумагу как основу для предметных, сюжетно-тематических и декоративных композиций. Рисовальную бумагу после машинной обработки прессуют грубым сукном, чтобы получить зернистую поверхность.

       Калька — бумага, пропитанная для прозрачности воском и маслом. Ее используют для аппликации с просвечивающим фоном как элемент украшения праздника Нового года. Выразительно смотрятся такие витражи в специально оформленных фонариках и елочных украшениях. Этой же цели служит окрашенная папиросная бумага. Ее также применяют для изготовления объемных аппликаций путем наклеивания нескольких слоев бумаги разного цвета, чтобы получить рельефные изображения птиц, цветков, животных.  

    1.   Квилинг, современная техника в аппликации
 

       Квилинг, квиллинг,  бумагокручение, бумажная филигрань, бумажная скань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

       История квилинга. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

       В Южной Корее существует целая  Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых  разных направлений бумажного творчества.

       В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квилинг снова стал превращаться в искусство.

       В Англии принцесса Елизавета всерьёз  увлекалась искусством квилинга, и  многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квилинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квилинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

       Надо  заметить, что корейская школа квилинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

       Инструменты и материалы для квилинга. Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого-либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно приобрести следующее:

       Бумага. Используется специальная бумага – уже готовые наборы  лент разного цвета, длины и ширины, в нашей стране ее практически нет, поэтому используются заменители, т.е. двухсторонняя цветная бумага для принтера, которая нарезается на полоски шириной, обычно, 3—7 мм самостоятельно. Можно использовать гафробумагу, мраморную, глянцевую бумагу, это придаст работе креативность.

       Картон. Используют для создания фона картины. Можно использовать цветной картон, купленный в магазине или покрасить самостоятельно с помощью гуаши и клея ПВА.

       Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Можно использовать зубочистку.

Информация о работе Обучение технике аппликации на уроках технологии