Обучение технике аппликации на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования.
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе с бумагой в обучении учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

       В соответствии с учебным планом 2010 г. учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах общеобразовательной средней  школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.

       В компоненте государственного стандарта по технологии для среднего общего образования выделены следующие содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: общетрудовые знания, умения и способы деятельности, технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности), домашний труд, практика работы на компьютере.

       В процессе изучения курса технологии у учащихся формируется понятие о технологии, как:

       • мастерстве, умении выполнять интересные творческие задания;

       • процессе превращения ненужных материалов и сырья в нужный продукт;

       • способах преобразования человеком  того, что дает ему природа для  жизни;

       • способах создания условий для комфортной жизни;

       • науке о преобразовании материалов, сырья и энергии в необходимый  продукт.

       В школе учащиеся знакомятся с технологическими процессами изготовления различных  изделий, учатся находить рациональный и кратчайший путь к решению учебных и жизненных практических задач. Это дает возможность быстро перейти от репродуктивного к продуктивному, творческому обучению, а также сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего технологического образования. 

       2.2 Методика обучения учащихся  технологии по работе с бумагой  

       Большинство уроков труда в школе  посвящены  работе с бумагой. Бумага сама по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью  рук, то все можно оживить, дать как  бы вторую жизнь.

       Изготовление игрушек, поделок из бумаги – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (бумага глина, дерево, и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру…  В игрушке - материал есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

       Изготовление  поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.

       Ручной  труд способствует развитию сенсомоторики  – согласованности в работе глаза  и руки, совершенствованию координации  движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказывает большое влияние на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.

       Труд  по изготовлению поделок из бумаги и картона способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей  формируются такие качества, как  целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

       Бумага  и картон – самые распространенные и доступнее в обработке материалы. В процессе работы с ними учащиеся получают представление об их производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с получением бумаги и картона и их обработкой.

       Формирование  у учащихся практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления изделий. С  дошкольного периода детям известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с помощью измерительных инструментов,  приемы резания картона ножом, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.

       Бумага  – материал, при работе с которым  закладываются основы графической  грамотности. Учащиеся получают общее  представление о техническом  рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и выполнять по ним разметку.

       В основу программ по обработке бумаги и картона положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Учащиеся  изготавливают следующие виды изделий: игрушки, открытки, сувениры, панно, дидактический материал простейшие наглядные пособия, блокноты, книжки-малютки др.

       Развитию  технического мышления учащихся способствует включение в различные этапы урока наблюдении; с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс.

       Пополнение  и систематизация знаний учащихся о  бумаге и картоне, их отличительных  свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень  элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.

       В процессе всей этой познавательной деятельности учащихся узнают, что человек научился придавать различным материалам нужные ему свойства, например: делать бумагу более или менее плотной  или гладкой. Свойства бумаги обычно классифицируется, объединяясь в группы по разным признакам. В вопросах ознакомления учащихся с важнейшими элементарными свойствами бумаги и картона нет необходимости в усвоении подробной и точной классификации всех свойств, равно как можно допустить и некоторые упрощения в определениях и практических характеристиках этих свойств.

       В работе с бумагой предусмотрено  учитывает соблюдение правил безопасности труда с учениками техники  работы с доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация рабочего места и выполнение требований личной гигиены.

       Большое место в организации трудовой деятельности учащихся на уроках по работе с бумагой и выработке навыков  трудовой культуры занимают «Правила рабочего человека»:

       - каждый работает за своим рабочим столом;

       - прежде чем начать работу, правильно  подготовить рабочее место;

       - во время работы держи рабочее  место в порядке;

       - береги инструменты и материалы;

       - всегда думай, как сделать работу  лучше, быстрее и аккуратней;

       - кончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

       Повседневная  работа учителя по данным «Правилам» повышает познавательные и воспитательные результаты уроков труда.

       Перечень  основных трудовых умений, знаний и  навыков учащихся при работе с  бумагой и картоном:

       - должны уметь читать технические рисунки изделий и эскизы разверток. Размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать, сшивать нитками. Отделывать изделия красками, аппликациями. Подготовить рабочее место и соблюдать «Правила рабочего человека».

       - должны знать виды бумаги, ее применение в различных отраслях хозяйства, основные свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге). Технические рисунки и эскизы разверток, работа по шаблону. Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка, угольник, ножницы). Правила техники безопасности и пользования ими. 
 

     2.3 Методические разработки занятий по технологии в средней школе 
 
 

     Календарно-тематический план. Раздел «Аппликация». 

Тема Часы Практика Теория
1 Аппликация из бумаги. 2 - 2
2 Аппликация из бумаги. Мозаика. 2 2 -
3 Аппликация из бумаги. Декупаж. 2 2 -
4 Аппликация из бумаги. Квилинг. 4 1 3
 
 

     Содержание раздела:

Тема Содержание
1 Аппликация из бумаги. Понятие об аппликации. История. Виды аппликации. Материалы и инструменты. Свойства бумаги. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
2 Аппликация из бумаги. Мозаика. Понятие «мозаика». Технология выполнения аппликации в технике «мозаика».  Выполнение аппликации в технике «мозаика».
3 Аппликация из бумаги. Декупаж. Понятие «декупаж». Технология выполнения аппликации в технике «декупаж».  Выполнение аппликации в технике «декупаж».
4 Аппликация из бумаги. Квилинг. Понятие «квилинг». История. Инструменты, материалы. Технология выполнения аппликации в технике «квилинг».  Выполнение аппликации в технике «квилинг».
 

       Урок  №1. 

       Тема: Аппликация из бумаги.

       Класс:    7        Часы:     2(т)

       Цель  урока: Сформировать знания об аппликации.

       Задачи  урока:

  • образовательная: систематизирование знания учащихся по теме.
  • развивающая:  развитие у учащихся познавательной способности и интерес к учению; развитие умений применить полученные знания на практике.
  • воспитательная: воспитание дисциплинированности и правильной организации труда.

       Вид урока: усвоение новых знаний

       Метод урока:  - индуктивный; - самоконтроль; - взаимоконтроль.

       МТО урока: оригинальные работы, фото, картинки, книги, журналы.

       Объект  труда: тетрадь, ручки, карандаши.

       Межпредметная связь: - рус.яз. – новые термины. 

       Ход урока:

       I Организационный момент    (3 мин.):

       - Приветствие.

       - Проверка отсутствующих. 

       II Постановка цели урока:

       Чтобы достичь цели урока необходимо систематизировать  знания учащихся по данной теме. Для  достижения цели урока были поставлены три задачи: обучения, развития и  воспитания. 

       III Объяснение нового материала    (70 мин):

  1. Историческая справка.

       Аппликация  является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов  быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение  аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытно-общинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияния новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов. В Германии, Польше, Китае были распространены вырезки узоров из бумаги. Они имели различия в форме, цветовой гаме, способе вырезания.

Информация о работе Обучение технике аппликации на уроках технологии