Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель курсового исследования: дать характеристику современным образовательным технологиям и показать применение данных технологий на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Обозначить различные подходы к сущности понятия «образовательная технология» в зарубежной и отечественной литературе;
2. Охарактеризовать состав, структуру образовательных технологий;
3. Проанализировать различные подходы к классификации современных образовательных технологий;
4. Показать применение технологии проблемного обучения на уроках истории;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы современных технологий в образовании
Понятие образовательной технологии ………………………………….5
Состав и структура образовательной технологии……………………..9
Классификация образовательных технологий ………..………………..13
Глава 2. Общая характеристика современных технологий
2.1.Технология проблемного обучения…………..………………………….…18
2.2. Технология проектного обучения ……………………………………….. 24
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы по применение современных образовательных технологий на уроках истории в старших классах………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы современных технологий в образовании
Глава 2. Общая характеристика современных технологий
2.1.Технология проблемного обучения…………..………………………….…18
2.2. Технология проектного обучения ……………………………………….. 24
2.3. Анализ результатов констатирующего
этапа экспериментальной работы по
применение современных образовательных
технологий на уроках истории в старших
классах……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..33
Приложение……………………………………………………
Введение
В современной педагогической практике существует множество технологий обучения. Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: каждая технология в своей основе содержит определенную педагогическую концепцию. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса.
Обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что образовательная технология выступала предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему. Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, утверждал Я.А. Коменский, только при этом условии его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем.
В конце ХХ - начале ХХI века проблема образовательных технологий стала одной из наиболее актуальных в педагогической науке и по количеству монографий и статей. Достаточно обширную библиографию по этому вопросу можно найти в монографии Г.К. Селевко [22]. Многие теоретические аспекты обсуждаются Г.Ю. Ксензовой [14] , В.В. Юдиным [27], Е. И. Снопкова [23] , С.С. Кашлев [12], Н.И. Запрудский [9], Л.В. Зевина [11], Г.Н. Петровский [20], А.Н Дахин А.Н [7]. Вместе с тем данную проблему вряд ли можно считать исчерпанной. По крайней мере, отсутствует единое понимание терминологии, и содержания данного раздела педагогической науки.
В работе Г.К. Селевко « Современные образовательные технологии [22]» дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа. В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.
С.С. Кашлев в своей работе «Современные технологии педагогического процесса [12]» дает понятие педагогической технологии, определяет признаки технологий личностно ориентированного педагогического процесса, предлагается подробное описание инновационных педагогических технологий, интерактивных игр, универсальных при работе с различными категориями учащихся – школьниками, студентами, слушателями системы повышения квалификации, участниками семинаров и т.д.
Изучение основных педагогических концепций и технологий в процессе получения высшего педагогического образования необходимо, так как по окончании ВУЗа, придя работать в школу, каждый молодой преподаватель определяет свой стиль преподавания, в основу которого ляжет более понятная, близкая по суждениям педагогическая концепция.
Объект исследования – процесс преподавания истории
Предмет исследования – теоретические основы современных образовательных технологий.
Цель курсового исследования: дать характеристику современным образовательным технологиям и показать применение данных технологий на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Обозначить различные подходы к сущности понятия «образовательная технология» в зарубежной и отечественной литературе;
2. Охарактеризовать состав, структуру образовательных технологий;
3. Проанализировать различные
подходы к классификации
4. Показать применение технологии проблемного обучения на уроках истории;
5. Показать применение
технологии проектного
6.Проанализировать результаты
констатирующего этапа
Для решения задач данного исследования использовались следующие методы:
1. Общетеоретические: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, индукция, дедукция;
2. Конкретно-педагогические:
теоретический анализ
3. Эмпирические: наблюдение, опрос, эксперимент.
Глава 1. Теоретические основы современных технологий в образовании
1.1.Понятие образовательной технологии
Характеризую сущность понятия «образовательная технология» необходимо осознавать неоднозначность трактовки данного термина в научной и методической литературе.
Термин «технология» произошел от греческого techne – искусство, мастерство, умение и возник в связи с техническим прогрессом. Технологический процесс предусматривает преобразование объекта труда из необработанного исходного состояния в конечный продукт, соответствующий определенным критериям. И такое преобразование осуществляется поэтапно, с установленной последовательностью операций и использованием необходимых средств для гарантированного достижения результата всего технологического цикла. Современная цивилизация связывает с технологиями свои представления о качестве товаров и услуг и, в конечном счете, о качестве жизни. Зародившись в сфере техники и производства в ХХ в. технологический подход стал активно разрабатываться и в такой гуманитарной сфере как образование. Во второй половине ХХв. появилась проблема качества образовательных услуг и технологий его обеспечения [23].
Впервые в педагогике понятие « технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств обучения. Впоследствии теория и практика образования корректируют этот термин. Выделяются следующие этапы эволюции термина « технология» в образовании [3]:
1 этап -40-50 гг. ХХ в. Характеризуется появлением в школе различных технических средств предоставления информации–записи и воспроизведения звука и проекции изображений, - объединенных понятием «аудиовизуальные средства». Магнитофоны, проигрыватели проекторы и телевизоры, используемые в школе в то время, были предназначены в основном для бытовых целей. Поэтому термин «технология в образовании» означал применение достижений инженерной мысли в учебном процессе.
2 этап -50-60 гг. ХХ в. Для этого периода характерно возникновение технологического подхода, теоретической базой которого стала идея программированного обучения. Были разработаны аудиовизуальные средства, специально предназначенные для учебных целей: обучающие машины, тренажеры. В отличие от термина «технология в образовании», который был тождественен «ТСО», под «технологией образования» стали подразумевать научное описание (совокупность средств и методов) педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. В 60-е годы специалисты по программированному обучению и аудиовизуальному образованию постепенно находят общий язык в рамках новой дисциплины - педагогической технологии. Появляются первые, близкие к современным, определения понятия «педагогическая технология»
3 этап -70 гг. ХХ в. Для этого этапа характерны три особенности. Во-первых, происходит расширение базы педагогической технологии. Помимо аудиовизуального образования и программированного обучения фундамент ПТ надстроили информатика, педагогические науки (психология обучения). Во-вторых меняется методическая основа ПТ, осуществляется переход от вербального к аудиовизуальному обучению. В-третьих, ведется подготовка профессиональных педагогов-технологов. Становится массовым выпуск таких новейших технических средств, как видеомагнитофон , электронная доска и т.д.
4 этап -80 гг. ХХ в. В этот период времени создаются компьютерные лаборатории и дисплейные классы. Растет количество и качество педагогических программных средств
В современной западной педагогической литературе рассматриваются « an educational technology» -образовательные технологии, в отечественной педагогической мысли был введен термин « педагогические технологии». Понятие « образовательная технология» является предельно широким и может описывать любые технологии, образовывающие личность. Поэтому я буду рассматривать данный термин как синонимы [23].
Обратимся к толковому словарю. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В 1979 году Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США опубликовала «официальное определение педагогической технологии. «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний». Данная формулировка оказалась настолько всеохватывающей, что дальнейшее ее изменения происходили лишь по линии уточнения данного термина [3,c128].
В глоссарии терминов по технологии образования (Париж, Юнеско,1986) сказано, педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования [3].
Теперь проанализируем, как понимают данный термин отечественные педагоги. Здесь можно выделить две группы авторов. Первые (Г.Ю. Ксендзова, А.Н. Дахин) видят суть образовательной технологии в деятельности учителя; другие (В.М. Монахов, Л.В. Зевина) включают и учащихся.
Так Г.Ю. Ксендзова в своей монографии [14] исходит из определения педагогической технологии как « такого построения деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер». Таким образом, автор видит суть технологии в описании деятельности педагога по достижению необходимого результата. Похожую трактовку дает А.Н. Дахин, понимая под образовательной технологией специально организованную деятельность учителя, направленная к тому, чтобы достичь запланированных целей образования [7].
Более широкую формулировку предлагает В.М. Монахов. Педагогическая технология, по его мнению, это совместная деятельность учителя и учащихся, по организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обоих. То есть он включают в данный термин не только деятельность учителя, но и учащихся. Похожую трактовку дает Л.В. Зевина. В статье «образовательные технологии и технологическая культура учителя», пишет о том, что образовательная технология есть процесс осуществления целостной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [11].
В.В. Юдин в своей работе [27], не давая законченного определения, жестко связывает понятие технологии с типом педагогического процесса: « Поэтому на вопрос, сколько технологий в педагогике, отвечает: столько, сколько типов педагогических процессов». Поскольку далее следует перечисление типов - догматический, объяснительный, и продуктивный, то можно заключить, что существует всего три педагогической технологии.
На основе вышесказанного можно дать следующее определение: «Образовательная технология» - структурированная конкретной задачей образовательной системы и определяемая возможностями ее объектов последовательность действий исполнителей по решению поставленной задачи и соотнесенная с ней деятельность остальных объектов системы[20]. Другие авторы в той или иной степени отталкиваются от формулировок приведенных выше (Приложений 1).
Таким образом, термин «образовательная технология», наряду с такими категориями как «обучение», «воспитание», «образование» и «развитие», является предельно широкой категорией в педагогике. Разработкой сущности данного термина занимались как отечественные, так и зарубежные педагогики, однако единого подхода к определению так и не было выработано.
1.2. Состав и
структура образовательной
Современные образовательные
технологии имеет определенную
структуру. Прежде чем представить
структуру образовательной
Л.В. Зевина в структуре
образовательной технологии выделяет
концептуальную основу, содержательный
и процессуальный компонент. Концептуальная
основа содержит целевые установки
и ориентации, основные идеи принципы,
позиции ребенка в
Информация о работе Общая характеристика современных технологий