Общая характеристика современных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования: дать характеристику современным образовательным технологиям и показать применение данных технологий на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Обозначить различные подходы к сущности понятия «образовательная технология» в зарубежной и отечественной литературе;
2. Охарактеризовать состав, структуру образовательных технологий;
3. Проанализировать различные подходы к классификации современных образовательных технологий;
4. Показать применение технологии проблемного обучения на уроках истории;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы современных технологий в образовании
Понятие образовательной технологии ………………………………….5
Состав и структура образовательной технологии……………………..9
Классификация образовательных технологий ………..………………..13
Глава 2. Общая характеристика современных технологий
2.1.Технология проблемного обучения…………..………………………….…18
2.2. Технология проектного обучения ……………………………………….. 24
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы по применение современных образовательных технологий на уроках истории в старших классах………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 639.93 Кб (Скачать файл)

В.В. Гузеев  выделяет следующие  компоненты в структуре образовательной  технологии [6]: 

  • Модель исходного состояния учащегося, заданная множеством свойств, наличие которых необходимо для осуществления технологического процесса.
  • Некоторое диагностичное представление планируемых результатов обучения
  • Средства диагностики текущего состояния и прогнозирование тенденции ближайшего развития системы
  • Набор моделей обучения (методы, приемы, средства)
  • Критерии выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий
  • Механизм обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.

Г.Н. Петровский включает педагогическую технологию в педагогическую систему, в которой выделяет как минимум  три элемента: учащегося, педагога, образовательная среда [20].

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым  основным методологическим требованиям (критериям технологичности) [11]:

Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Д.Г. Левитес представил следующие  критерии технологичности образовательного процесса [23]:

  • Диагностическое целеобразование и результативность
  • Экономичность, которая обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда и достижение запланированных результатов сжатые промежутки времени.
  • Корректируемость как возможность оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четкие определенные цели.

Понятие «педагогическая  технология» может быть представлено тремя аспектами [22]:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [22].

Понятие «педагогическая  технология» в образовательной  практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях [22]:

1) Общепедагогический (общедидактический)  уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный)  уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приёмы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс) [22]:

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Таким образом, термин «образовательная технология » употребляется на общепедагогическом, частнометодическом, локальном уровнях.  В данном термине так же необходимо выделить два слоя: наука или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Классификация  образовательных технологий

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

В работе Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» приведена  следующая классификация [22](приложение 2):

• По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

• По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

• По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких  монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

• По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлек торные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие Можно

упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического  программирования и суггестивные.

• По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операц онные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы -

сдп).

• По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной  приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -комбинируется  из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

В системе высшего и  среднего профессионального образования  некоторые исследователи, выделяя  так называемые деятельностные технологии. Ими было предложено несколько оснований  классификации (назначение, применение, цели усвоения, познавательная самостоятельность  обучающихся и др.) [4]:

  • по назначению деятельностные педагогические технологии могут быть подразделены на технологии усвоения теоретических знаний и выполнения практических заданий;
  • по признаку применения выделяются индивидуальные, т. е. предназначенные для выполнения одного конкретного задания, и общие педагогические технологии, пригодные для освоения любого задания, независимо от его конкретного содержания;
  • в зависимости от целей усвоения и познавательной самостоятельности обучающихся, связанных с ориентацией на уровни усвоения учебного материала, деятельностные педагогические технологии подразделяются на репродуктивные, проблемно–развивающие, эвристические;
  • по способам реализации целей обучения и развития, обусловленными требованиями к процессу обучения, можно выделить педагогические технологии организации проблемности усвоения и технологии формирования творческого профессионального мышления. Кроме того, в отдельную группу выделены мультимедиа–технологии.

М.В. Кларин на основе анализа  практики обучения в зарубежной школе, выделяет четыре модели учебно-воспитательного  процесса: а) обучение как усвоение заданных образцов, б) обучение как  дискуссия, в) обучение как игра, г) обучение как исследование Этим моделям соответствуют  технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские [13].

Г.Д. Левитес предложил  различать предметно-ориентированные  и личностно-ориентированные технологии.  Он приводит оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке — обучение или познание; б) по содержанию образования — знания, умения и навыки или, помимо них, еще и способности; в) по продуктам  применения технологий — человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или — способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для ответственного выбора и т.д. К  предметно-ориентированным технологиям относит технологии полного усвоения, уровневой дифференциации,  концентрированного обучения, вузовскую технологию, технологию С.Д. Шевченко; а к личностно-ориентированным — технологию обучения в школе С. Френе, технологию педагогических мастерских, модульного обучения, проблемно-модульного обучения, обучения как учебного исследования, коллективной мыследеятельности, учебного проектирования [19].

Профессор Тобольского педагогического  института им. М. В. Ломоносова О.Б. Епишева [8] дает свою классификацию образовательных технологий:

  • группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования  учебного материала. Сюда входят модульно-рейтинговые технологии, где основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения.
  • технологии дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанные с ними групповые технологии - основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
  • технологии развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности - А. Кушнир, саморазвития - М. Монтессори); их основная идея - в опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сенситивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.
  • технологии, основанные на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) - обучение происходит путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
  • технологии на основе личностной ориентации учебного процесса - технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.). Последние с использованием для предъявления информации языков программирования транслируют её на машинный язык.
  • технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) - основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в школе - плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта - недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; важна преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.
  • альтернативные технологии - Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создать у учащихся в результате образования более отчётливую единую картину мира и мироощущения.
  • технологии авторских (инновационных) школ - школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков).

Информация о работе Общая характеристика современных технологий