Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в результате общения педагога с детьми.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и развитию общения у детей.
2. Изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.
4. В процессе общения педагога с детьми раннего возраста сформировать культурно-гигиенические навыки.
5. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретический анализ проблемы организации общения педагога с детьми, для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
§ 1.1. Развитие общения у детей раннего возраста.
§ 1.2. Программное содержание педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
§ 1.3. Педагогические условия развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Глава II. Диагностика развития навыков коммуникации и самообслуживания у воспитанников второй младшей группы.
§ 2.1. Задачи и содержание формирующего эксперимента.
Организация и проведение эксперимента. Психолого-педагогическая характеристика детей.
§ 2.2. Методика констатирующего эксперимента и его результаты.
Глава III. Общение педагога с детьми в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников второй младшей группы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 107.26 Кб (Скачать файл)

Таким образом, развитие в  рамках Программы выступает как  важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии

воспитания и образования  ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа

обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в

школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в  процессе разнообразных видов детской  деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы  первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном  благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах  атмосферы гуманного и доброжелательного  отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

В разделах по группам раннего  возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.

В разделах по дошкольным группам  для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Для четкости изложения в  начале раздела по каждой образовательной  области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования), обозначающая цели и задачи данной образовательной области.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Воспитание культурно-гигиенических  навыков по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» предусматривает:

- продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

- формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.

- формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

- во время еды учить детей правильно держать ложку.

- обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Планируемый промежуточный  результат освоения Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Образовательная область «Здоровье».

Умеет самостоятельно одеваться и  раздеваться в определённой последовательности.

Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет  его при небольшой помощи взрослых).

При небольшой помощи взрослого  пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

Умеет самостоятельно есть. 

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».

 

1.3. Педагогические условия развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков начинается очень рано. Подготовкой  к формированию навыков по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к умыванию, одеванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудник и т.п. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка).

Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, так как решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с педагогом, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, то есть в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма.

Не менее важно привить  интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее  и самостоятельно выполнять несложные  трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения  к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности  за заботу и уход, послушание и чувство  симпатии, дружелюбие к детям и  взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя во 2 младшей группе детского сада. Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво, при этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. По мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить, что на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Самый эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться к этому, как к должному явлению, оценивать только качество действий.

Для усвоения детьми более  трудных правил культурного поведения  целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять  уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия  воспитатель может в увлекательной  форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с  конкретными поступками малыша, это  дает возможность закрепить положительное  отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Учитывая особенности  в работе с детьми раннего возраста, совместной деятельности следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это  способствует активизации одновременно зрительного и двигательного  анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому  малышу, например, как следует держать  ложку, дети тут же упражняются в  правильном действии ложкой. Такие  имитирующие действия с реальными  предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах. Показанные и освоенные в результате общения и постоянных упражнений действия в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

В 2 года ребенок почти  все может снять с себя, сложить  и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются. На втором году жизни ребенка, необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать, не бегать по группе, благодарить за оказанную помощь.

На третьем году жизни  малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой  подражательностью, поэтому взрослому  нужно неоднократно показывать, как  выполнять новое действие, сопровождая  показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного  действия, последовательность отдельных  операций. Начиная со второго года жизни, с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни  все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят  их к дежурствам. Помощь воспитателя  выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет  запоминание места для отдельных  вещей, своего места за столом и т.п. В особенности это важно, когда  ребенок приходит в детский сад  из дома. В таких случаях воспитатель  вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить  рядом сидящего товарища.

К концу третьего года жизни  большинство детей умеют правильно  мыть руки, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного  поведения за столом, кушать самостоятельно, пользоваться салфеткой. Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок  в группе. Для привития культурно-гигиенических  навыков применяются показ, пример, объяснение, поощрения, беседы, упражнения в действиях. Широко используются игровые  приемы: дидактические игры, потешки, стихи. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических  навыков, так же как в любом  другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников  детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и  хранения.

Культурно-гигиенические  навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребенка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т.д.

Информация о работе Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста