Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в результате общения педагога с детьми.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и развитию общения у детей.
2. Изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.
4. В процессе общения педагога с детьми раннего возраста сформировать культурно-гигиенические навыки.
5. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретический анализ проблемы организации общения педагога с детьми, для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
§ 1.1. Развитие общения у детей раннего возраста.
§ 1.2. Программное содержание педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
§ 1.3. Педагогические условия развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Глава II. Диагностика развития навыков коммуникации и самообслуживания у воспитанников второй младшей группы.
§ 2.1. Задачи и содержание формирующего эксперимента.
Организация и проведение эксперимента. Психолого-педагогическая характеристика детей.
§ 2.2. Методика констатирующего эксперимента и его результаты.
Глава III. Общение педагога с детьми в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников второй младшей группы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 107.26 Кб (Скачать файл)

Держать правильно ложку  научились все дети (в-100%). Не крошить хлеб, а откусывать от куска научились восемь детей (с-80%), двое детей (н-20%) иногда крошат хлеб. Все дети (в-100%) научились правильно вести себя за столом, не разговаривать, а кушать молча. Также все дети (в-100%) всегда говорят «спасибо» после приёма пищи. Восемь детей (в-80%) уверенно пользуются салфеткой, у двоих детей (с-20%) не всегда получается использовать салфетку правильно.

Диагностика навыков  одевания и раздевания.

Семь детей (в-70%) могут уверенно расстегивать пуговицы, трое детей (с-30%) делают это с небольшим затруднением. Восемь детей (в-80%) умеют снимать платье (брюки), двое детей (с-20%) иногда затрудняются снять платье (брюки). Девять человек (в-90%) научились аккуратно вешать одежду на стульчик, а один ребёнок (с-10%) делает это не всегда хорошо. Почти все дети (в-90%) могут сами снять обувь, только один ребёнок (с-10%) иногда затрудняется. Семь человек (в-70%) могут сами одеться в обратной последовательности и трое детей (с-30%) иногда путают последовательность.

Диагностика навыка пользования носовым платком.

Все дети (в-100%) могут достать платок из кармана. Восемь детей (в-80%) могут самостоятельно развернуть платок, двое детей (с-20%) разворачивают платок с небольшими затруднениями. Восемь человек (в-80%) уверенно используют платок по назначению, двое детей (с-20%) делают это недостаточно хорошо. Свернуть платок могут семь человек (в-70%), у троих детей (с-30%)это не всегда получается качественно. Убрать платок в карман могут все дети (в-100%).

Анализ результатов диагностики  после проведения формирующей работы показал следующее:

У 90% детей навыки прочно сформировались;

У 10% детей навыки сформировались, но требуют отработки, совершенствования и закрепления.

Прослёживается четкая положительная  динамика.

Анализ проведенного исследования позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной  работы, проведённой на базе ГБДОУ №29. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности навыков у детей был не одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Почти все дети достигли высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали мыть руки без напоминания взрослого, научились мыть лицо, опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним  видом, по назначению использовать носовой  платок, без напоминания убирать  за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Многие заметно  улучшили свое поведение во время  приема пищи; стали кушать аккуратнее. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки  во внешнем виде друг друга или  окружающей обстановке. Большинство  ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту  и порядок.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  гипотеза о том, что овладение детьми раннего возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее благодаря доброжелательному общению педагога с детьми, учёту возрастных и психолого-педагогических особенностей детей, использованию игровых видов деятельности и художественного слова: стихов, песенок, потешек, рассказов. Это способствует поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, их формированию и автоматизации. Гипотеза подтвердилась.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков у детей – первооснова  всей дальнейшей работы и основа для  развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические  навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой  для трудового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Общение в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников второй младшей группы.

Если обобщить влияние  общения на общее психическое  развитие ребенка, то можно сказать, что:

  • оно ускоряет ход развития детей;
  • оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию;
  • оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная, от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:

  1. для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др); 
  2. при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
  3. взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
  4. ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Подводя итог можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более  всего ребенка удовлетворяет  то содержание общения, в котором  у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения  уровню потребности у ребенка  возникает расположение и приязнь  к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка  к взрослому снижается. Суть последней  причины – некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение  в общении с детьми.

Неправильное – это  значит:

1) без уважения к личности  ребенка, т. е. в унижающих,  оскорбительных формах общения  с детьми;

2) без учета возрастных  потребностей детей в нормальном  отдыхе, в эмоциональном благополучии;

3) без принятия и понимания  ребенка, без доверия к нему.

Чтобы ребенок смог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. А ведь это влияние должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если использование перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений  воспитательной работы в детском  саду. Работа по формированию культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие  – регулярность занятий, а также  непрерывность воспитательного  процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными  действиями, а затем и привычкой.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков следует отнести к  первоочередным задачам воспитания маленького ребенка. Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Необходимо, как можно чаще и эмоциональнее при проведении режимных процессов использовать художественное слово - различные стихи и потешки подходящие к действиям. Также нужно проводить занятия и игры по данной тематике, это очень нравится детям и они лучше запоминают действия в игре. Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное. Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. В индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок, что и как нужно продолжать закреплять дома.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения  ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А., Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., Жуковской Р.И. и др.

В раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая  деятельность ребенка. Ситуативно-деловое  общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка.

А. С. Макаренко говорил, обращаясь  к родителям: «не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребенка большое значение.»

Уход из семьи одного из родителей часто ведет к распаду  семьи, наносит травму детям, которые  становятся раздражительными, грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается их интерес к труду, игре и т.д.

Своеобразные трудности  возникают в семьях при воспитании единственного ребенка. Отсутствие общения с другими детьми, близкими по возрасту и по совместной жизни  накладывает отпечаток на личность и характер такого ребенка. Нередко  у единственного ребенка формируются  негативные качества личности: эгоизм, замкнутость, неуживчивость. Только упорная и систематическая работа по формированию культурно-гигиенических навыкам с семьями воспитанников и детьми, позволяет достичь позитивных результатов. Вот основные заповеди для педагогов по воспитания культурной личности:

- следуйте логике природы;

- формируйте культурно-гигиенические навыки во всей окружающей обстановке;

- играя – воспитывайте, играя – развивайте, играя – обучайте;

- формируя культурно-гигиенические  навыки, проявляйте терпение в обучении;

- поддерживайте интерес  к формированию культурно –  гигиенических навыков;

- пример увидеть в действии  – вот лучшая из школ;

- не подавляйте в детях  стремления к самостоятельности  и открытию нового;

- не переусердствуй с воспитанием;

- всегда и во всем, заряжайте  детей положительными эмоциями.

В ряде исследований, проведенных  в русле социометрии, установлено  влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т. д.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные – с низким социометрическим статусом дошкольника среди сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В результате работы над  теоретической частью, я узнала, что ещё классики отечественной  педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, то есть сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков  у детей младшего дошкольного  возраста, мне стало известно, что  в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения  маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей  опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания. Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание опыта ребёнка. Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать  определённую последовательность действий.

Информация о работе Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста