Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в результате общения педагога с детьми.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и развитию общения у детей.
2. Изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.
4. В процессе общения педагога с детьми раннего возраста сформировать культурно-гигиенические навыки.
5. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретический анализ проблемы организации общения педагога с детьми, для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
§ 1.1. Развитие общения у детей раннего возраста.
§ 1.2. Программное содержание педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
§ 1.3. Педагогические условия развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Глава II. Диагностика развития навыков коммуникации и самообслуживания у воспитанников второй младшей группы.
§ 2.1. Задачи и содержание формирующего эксперимента.
Организация и проведение эксперимента. Психолого-педагогическая характеристика детей.
§ 2.2. Методика констатирующего эксперимента и его результаты.
Глава III. Общение педагога с детьми в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников второй младшей группы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 107.26 Кб (Скачать файл)

Один ребенок (в-10%) сам умывает лицо, четверо детей (с-40%) пытаются мыть лицо, но делают это не умело, пять человек (н-50%) не умеют мыть лицо.

Один ребёнок (в-10%) хорошо вытирает лицо и руки, вешает полотенце не место; четверо детей (с-40%) пытаются вытирать лицо и руки, но делают это не достаточно хорошо. Пять человек (н-50%) не знают как вытирать руки и лицо, и не могут повесить полотенце на место.

Диагностика навыка культуры еды у детей 2 младшей группы.

Хорошо держать ложку  могут 5 детей (в-50%), четверо детей (с-40%) держат ложку неуверенно, перекладывают из одной руки в другую и один ребенок (н-10%) не умеет держать ложку.

Двое детей (в-20%) откусывают от кусочка хлеба аккуратно не кроша его, пять детей (с-50%) не очень аккуратно кушают хлеб, трое детей (н-30%) не умеют кушать хлеб, крошат его.

Шестеро детей (в-60%) едят за столом молча, трое детей (с-30%) иногда разговаривают за столом во время еды, и один ребенок (н-10%) не умеет вести себя за столом.

Трое детей (в-30%) говорят после еды «спасибо» без напоминания, четверо детей (с-40%) не всегда благодарят после еды, и трое детей (н-30%) не говорят спасибо.

Двое детей (с-20%) пытаются пользоваться салфетками после еды, восемь детей (н-80%) не имеют представления о том, как пользоваться салфеткой.

Диагностика навыка раздевания и одевания у детей 2 младшей группы.

Пытаются расстёгивать пуговицы пятеро детей (с-50%), пятеро человек (н-50%) не умеют расстёгивать пуговицы.

Снимает самостоятельно платье один ребёнок (в-10%), четыре человека пытаются снимать брюки и платье, но делают это с помощью взрослых (с-40%), и пять детей (н-50%) не умеют самостоятельно снимать платье и брюки.

Выяснилось, что аккуратно  повесить одежду на стул дети не могут, пять человек (с-50%) пытаются складывать одежду на стульчик и пятеро детей (н-50%) оставляют одежду там где сняли.

Пятеро детей (в-50%) самостоятельно снимают обувь, двое детей (с-20%) пытаются снимать обувь и трое детей (н-30%) не умеют снимать обувь.

Четверо детей (в-40%) самостоятельно снимают колготки и носки, двое детей (с-20%) пытаются самостоятельно снимать колготки и носки и четверо детей (н-40%) не умеют снимать колготки и носки.

Двое детей (в-20%) могут одеть на себя одежду в обратной последовательности, четверо детей (с-40%) пытаются одеваться но путают последовательность и четверо детей (н-40%) не умеют одеваться.

Диагностика навыка умения пользоваться носовым платком у детей 2 младшей группы:

Достать платок из кармана  могут все дети (в-100%), но развернуть платок могут только трое детей (в-30%), пять детей (с-50%) пытаются развернуть платок, двое детей (н-20%) не могут развернуть платок. Использовать платок по назначение может только один ребенок (в-10%), семь детей (с-70%) пытаются использовать платок по назначению, двое детей (н-20%) используют платок не по назначению. Двое детей (в-20%) могут сложить платок, шесть человек (с-60%) пытаются сложить платок, двое детей не пытаются сложить платок (н-20%).

Четверо детей (в-40%) убирают платок в карман, четверо детей (с-40%) пытаются убрать платок в карман, двое детей (н-20%) не могут убрать платок в карман.

Анализ результатов показал следующее:

  • 30%(в) - детей имею сформированные навыки, но они требуют совершенствования и закрепления;
  • 30%(с) - детей навыки находятся в стадии становления;
  • 40%(н) - детей навыки не сформированы.

 

2.2. Методика констатирующего  эксперимента и его результаты.

 

Исходя из результатов  диагностики исследования, была разработана  программа по формированию культурно-гигиенических  навыков (Приложение 2 табл. №2).

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков  необходимы следующие условия:

  • доброжелательное отношение воспитателя к детям, общение, способствующее формированию культурно-гигиенических навыков.
  • организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  • разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  • многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом, характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
  • индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  • организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  • безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

В ходе формирующего этапа  эксперимента были разработаны мероприятия  по формированию у детей экспериментальной  группы культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий  мы использовали такие методы и средства как:

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • использование художественной литературы, фольклора;
  • схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
  • полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
  • обеспечение чистоты среды;
  • соблюдение правил этикета;
  • психологическая культура взаимоотношений.

На формирующем этапе  условия привития культурно-гигиенических  навыков были постоянными, а методические приемы, которые мы использовали, периодически изменялись. « Будем умываться» - говорили мы в начале года и показывали всё: как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учили пользоваться полотенцем, вытирать руки и лицо насухо и вешать полотенце на свой крючочек. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводились под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствовались культурно-гигиенические навыки у детей, формировались привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина. Часто использовали потешки: «Водичка, водичка…..», «Кран откройся, нос умойся», «Чище мойся - воды не бойся…» и другие. Учили детей следить за своим внешним видом, например перед музыкальным занятием, предлагалось каждому посмотреть в зеркало и поправить неполадки в одежде, причёске.

С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при  гигиенических процедурах замечали, кто из детей, в какой степени  уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляли таким  детям всё больше самостоятельности. Переходили от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к  методам, позволяющим развивать  у ребёнка осознанное отношение  к правилам, убеждению, разъяснению  смысла правил. Старались чаще хвалить  детей за правильное выполнение приёмов  по самообслуживанию. Старались воспитывать  положительные взаимоотношения  между детьми, так как в умывальной комнате дети всегда находятся в  окружении сверстников. Учили их проявлять внимание к тем, кто  рядом и к более младшим детям, быть вежливыми, пропускать вперед тех, кто помладше, помогать поднять упавшее полотенце и повесить его на место.

Воспитывая нормы поведения  за столом, старались использовать индивидуальный подход к каждому  малышу. Учили, как правильно держать  ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать  за столом во время еды. Благодарить  после еды, говорить «спасибо». Учили  детей пользоваться салфетками.

Оценивая поступки детей, старались давать положительные  оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживали в детях  желание в дальнейшем поступать  так же, сделать лучше. Положительная  оценка давалась в тех случаях, когда  нужно показать успехи в овладении  новыми навыками. При одевании детей  на улицу использовали наглядные  картинки, которые вывешены в раздевальной комнате. Для лучшего запоминания  порядка одевания, использовали дидактические  игры: «Кукла Маша идет на прогулку», «Что сначала, что потом». Проводили работу с родителями, консультации для родителей, что бы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.

При формировании культурно-гигиенических  навыков в своей группе, мы применяем  показ, пример, объяснение. Использовали игровые приемы, художественное слово, дидактические игры. Формирование культурно-гигиенических  навыков осуществляться детским  садом в тесном контакте с семьей. В нашей группе единая линия в  требованиях, в создании условий, которые  совершенно необходимы для выработки  и закреплении у детей культурно-гигиенических  навыков, что отражено в уголке для родителей.

Мы никогда не прибегали  к физическому наказанию или  другим негативным дисциплинарным мерам, которые обижают, пугают или унижают  ребенка. Например, когда малыш отказывался есть, идти в туалет, ложиться спать, мы старались мягко уговорить его, перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи, давали возможность малышу побыть одному.

В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые  занимают особенно большое место  в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ  любого действия давался детям таким  образом, чтобы были выделены отдельные  операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные.

Показ действия малышам обязательно  сопровождался проговариванием  «Теперь возьмем полотенце и  вытрем каждый пальчик». Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Объяснение нового действия сначала  давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию  правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной  являлась косвенная форма, когда  мы заранее выражали уверенность  в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я  посмотрю, как дети поставят на место  свои стулья. Наверное, все это сделают  бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание.

В своей работе мы широко использовали прием поощрения, но старались  этим не злоупотреблять. Старались  делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка. В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.

Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием  повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после  мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.

Существенной частью педагогического  процесса по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей раннего возраста являются игры-занятия с куклой. Нами были спланированы и проведены  следующие игры: «Умоем куклу Машу», «Кукла Маша идёт на прогулку», «Причешем  куклу Машу».

Знание особенностей состояния  нервной системы каждого ребенка  позволило нам использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и  в свободное время, в процессе игры.

Широко использовали мы в  своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки), рассказы, стихи, для создания положительных  эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. Так как культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. К концу года проводилось повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков, после проведения мероприятий по их формированию. Для проверки эффективности проделанной нами работы был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

Проверка эффективности  проделанной работы на формирующем  этапе эксперимента.

Данные отражены в таблице 3 (Приложение 3).

После проведённой работы, была проведена повторная диагностика  навыков и стали видны следующие  результаты.

Диагностика навыка мытья рук и умывания:

Так, закатывать рукава научились  все дети (в-100%), смочить руки водой также могут все дети (в-100%), взять мыло и намылить руки до появления пены могут почти все дети (в-90%), только один ребёнок (с-10%) берёт мыло, но затрудняется сам намылить руки. Мыть руки сами могут семь детей в-(70%), трое детей (с-30%) справляются недостаточно хорошо. Девять детей (в-90%) смывают сами мыло с рук, один ребёнок (с-10%) не может сам хорошо смыть мыло с рук. Все дети (в-100%) научились мыть лицо. Восемь детей (в-80%) научились вытирать лицо и руки насухо, двое детей (с-20%) вытирают руки и лицо полотенцем недостаточно хорошо.

Диагностика навыка культуры еды:

Информация о работе Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста