Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических действий, определить основное назначение классификации, как способа систематизации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.
Овладение младшими школьниками логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике
Содержание
Актуальность. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию, классификацию), мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.
Согласно современным установкам, учение должно носить деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения на сегодняшний день сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Новый образовательный стандарт ставит вопрос о необходимости и нового типа образовательного результата, ориентированного на решение реальных жизненных задач. Под этим понимается личность, которая обладает набором ключевых компетенций или общеучебных умений, в том числе и сформированным интеллектуальным аппаратом. Последний, кроме всего прочего, включает развитое логическое мышление.
Различные исследования становления логического мышления, существующие в современной психологии, сходятся в признании того, что основы логических приёмов мышления закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Возможность системного усвоения логических знаний и приёмов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста доказана в психологических исследованиях.
Принципиальной задачей программы коррекционно-развивающего обучения (КРО) является отработка теории и практики выведения учащегося из процесса коррекции и возвращения его в обычную образовательную среду. В настоящее время процент детей с отклонениями в развитии и нуждающихся в коррекционном обучении неуклонно растет и стоит острая проблема по достижению у них тех же результатов в развитии, что и при обычном обучении с целью оптимальной социализации ребенка.
С целью организации качественного образования разработаны и утверждены приказом Министерства примерные учебные планы, которые приведены в соответствие с национально-региональным компонентом государственного стандарта, с требованиями к результату образования. Деятельность специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях регулируется примерными положениями и рекомендациями для педагогов и руководителей образовательных учреждений.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №1961, постановлением Правительства РФ от 12.03.97 г. №2882 создаются специальные (коррекционные) классы VII вида с целью обеспечения педагогических условий образования детей с задержкой психического развития.
Исследование мыслительных операций школьников с проблемами в развитии осуществлялось наиболее интенсивно в 50-80-е гг. XX в., такими учеными, как Л.С. Выготский3, О.П. Гаврилушкина4, Ш.А. Амонашвили5, А.В. Белошистая6, В.В. Давыдов7, Н.Б. Истомина8, и др. В частности Л.С. Выготский отмечал, что у детей с той или иной степенью умственной отсталости замедляются все психические процессы, из-за чего такие дети с трудом овладевают мыслительными операциями9. О.П. Гаврилушина говорит о том, что умственно отсталые дети обнаруживают значительные нарушения в овладении различными видами деятельности, но в результате специально организованного коррекционного обучения можно добиться в их обучении кардинальных изменений10.
Формирование элементов логического мышления школьников, в том числе и с проблемами в развитии, – важнейшая составная часть педагогического процесса в начальной школе. Широкие возможности для развития логических приемов мышления учащихся коррекционных начальной школы предоставляют уроки математики.
Особое место математики в курсе школьных предметов состоит в том, что она, помимо умения решать предметные математические задачи, даёт человеку возможность научиться целенаправленно и осознанно применять научные способы познания мира, основанные на использовании мыслительных операций, в частности, операции классификация (группировки).
Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений - на основании присущих им общих признаков — под более общие понятия, обозначающие определенные классы тех или иных предметов или явлений. Отнесение предмета к определенному классу уточняет наши познания об отдельных предметах, позволяет раскрыть не только особенности данного предмета, но и внутренние связи между группами, классами явлений. Основное назначение классификации заключается в систематизации, упорядочении предметов (понятий) некоторой области знаний, установлении закономерных связей между ними. Важнейшей ее задачей является построение схемы, фиксирующей систему предметов (понятий). Чтобы классификация выполняла эти задачи, необходимо в качестве основания классификационного деления предметов брать существенные и наиболее важные признаки.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр на уроках математики будет способствовать развитию логического действия классификации у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья при реализации следующих условий:
Объект исследования – процесс развития логического действия классификации младших школьников (в условиях коррекционного обучения).
Предмет исследования – влияние математической деятельности в условиях коррекционного обучения на развитие логического действия классификации младших школьников.
Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических действий, определить основное назначение классификации, как способа систематизации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.
4. Проанализировать развитие операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике.
5. Показать
возможность положительного
6. Подобрать методики диагностики уровня развития классификации у детей.
7. Разработать материалы, направленные на развитие классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
8. Эмпирически проверить и обосно
Методами, используемыми в нашей работе, являются: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, формирующий эксперимент, наблюдение, тестирование, статистические методы.
База исследования: ГБС(К)ОУ №131 Красносельского района, г. Санкт-Петербурга, 1-А и 1-Б классы, классные руководители: Теплинская О.Н. и Гармаш И.И.
Этапы теоретического анализа
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В ряду универсальных учебных действий выделяют универсальные логические действия, в частности, классификацию.
Обратимся к значению термина "классификация". Следует отметить, что данный термин используется в нескольких значениях. Рассмотрим некоторые из них11.
1. Классификация представляет собой действие, которое состоит в разделении некой совокупности на классы способом выделения в этих объектах тех или иных признаков. В этом значении классификация выступает классифицирующим действием. Примером классификации с этой точки зрения может быть группировка геометрических фигур по цвету, по форме, величине, и т. п.
2. Классификация рассматривается как действие, которое состоит в распределении ряда объектов некоторого множества на уже готовые классы. С такой точки зрения действие классификации оказывается очень близким к действию распознавания. Оно сводится к определению принадлежности объектов к тому или иному классу. Чтобы определить, к какому классу объект относится, требуется его опознать, то есть определить, что этот объект представляет собой, каковы его функции и особенности. Примером такого рода классификации может быть отнесение глагола в тому или иному спряжению - первому или второму.
3. Классификация
представляет собой результат
классифицирующего действия. Речь
идет об уже законченной
4. Все авторы
трактуют понятие
Если осуществлять последовательное подведение под понятие сначала отдельных предметов, затем и их классов, то придем к сути логического содержания развитого процесса классификации: будет создана иерархическая классификационная система13.
Главная цель назначение классификации состоит в систематизации, упорядочении предметов (понятий) некоторой области знаний, а также в установлении закономерных связей между ними. Классификация выполняет рад задач, ведущей среди которых является задача создания схемы, в которой фиксируется система предметов или понятий.
Каждый отдельный предмет занимает с этой схеме определенное место. По месту, которое занимается предметом, представляется возможным определить его свойства. Более того, можно (и, может быть, предсказать свойства тех объектов, которые еще не найдены, но о существовании которых можно предполагать исходя из классификации).
Чтобы классификация как логическая операция могла реализовать свои задачи, следует в качестве основания классификационного деления предметов избирать наиболее существенные и важные признаки14.
Рассмотрим, каков операционный состав действия классификации.
1) Необходимо определение набора предметов (объектов, явлений, процессов и т.д.), которые нужно классифицировать.
2) Классификации следует выявить основу для анализа и сравнения, а затем установить, что общего и что различного у тех предметов (явлений), которые предстоит классифицировать.
3) Выбирается основание, по которому будет осуществляться классификация. Это может быть один или несколько существенных признаков, учет которыхпозволит данные предметы (явления) классифицировать.
4) Осуществляется деление по выбранному основанию предметы на классы и подклассы. Необходимо объединить нужные предметы, отделив их от других, тех, в характеристику которых не входит признак-основание классификации.
5) Нужно проверить получившееся разбиение на классы. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- проверить, сохранено ли от начала до конца выбранное основание классификации (на уровне класса и подклассов);
- определить,
не содержат ли классы одних
и тех же элементов. При этом
нужно помнить, что каждый предмет
может быть отнесен только
к одному классу и не
- проверить, составляют ли все классы, объединенные вместе, исходное множество. При ошибочной классификации может остаться один или несколько предметов, не вошедших в классы; может один и тот же предмет быть отнесен в различные классы. В таком случае при суммировании предметов всех классов их количество не будут соответствовать количеству предметов в исходном множестве.
6) Классификации остается назвать каждый класс предметов15.