Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических действий, определить основное назначение классификации, как способа систематизации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.
Таким образом, процесс классификации представляет собой ряд последовательных этапов, соблюдение которых приведет к решению поставленной задачи - классифицировать множество предметов (явлений).
При осуществлении операции классификации важно соблюдать определенные правила деления предметов на классы. Кратко рассмотрим каждое из них.
1. Один предмет может входить только в один класс.
2. Деление на классы должно осуществляться на одном основании16.
Стоит отметить, что различные предметы или объекты могут быть классифицированы по разным основаниям. При этом в каждом отдельном случае деления предметов должен выдерживаться один признак в качестве основания деления.
Выбор того или иного основания в каждом делении определяется целями, которые ставятся в процессе изучения предметов.
3. Деление на классы должно быть соразмерным, т.е. сумма предметов, входящих во все классы, должна равняться исходному множеству предметов.
Различают эмпирическую и теоретическую классификацию. Фундаментом эмпирической классификации является опыт, то есть самостоятельная практическая деятельность людей. В основе теоретической классификации лежит понятийный подход к реальности.
Таким образом, классификация, являясь одной из операций логического мышления, заключается в систематизации, упорядочении предметов или понятий, установлении закономерных связей между ними.
Развития логического действия классификации начинается ещё в дошкольный период.
При поступлении в первый класс каждый ребенок выполняет самостоятельно действия с определенным (отработанным) набором предметов17.
В начальной школе предстоит овладеть такими умениями как:
С первых занятий математикой учитель, рассматривая с детьми предметы, отмечает их цвет, учит детей различать предметы по цвету: «Какого цвета карандаш лежит на парте? «Поднимите красный карандаш», «Эти мячи одинаковые по цвету?» и т. д. Дети, выполняя задания, учатся дифференцировать предметы по цвету, ориентироваться в задании, а также выполнять словесную инструкцию учителя19.
Размеры предметов это их внешние свойства, с которыми дети должны знакомиться на основе чувственного восприятия, поэтому обучение классификации может проходить только на основе предметно-практических действий с реальными предметами, моделями.
Для овладения логическими приемами мышления младшим школьникам важно дать основы логических знаний (например, ученик должен знать и понимать, что сравнить два предмета, значит определить, чем они похожи и чем они отличаются, упорядочить объекты – знать и понимать, что значит классифицировать предметы по определенному признаку и т.д.).
Учитывая возрастные особенности младших школьников, каждое действие, совершаемое с объектами, следует отрабатывать в материальном и материализованном плане с обязательным проговариванием каждой операции. В материальном плане отработки нового действия дети должны быть включены в практическую деятельность с предметами. Эта деятельность обеспечивается многообразием демонстрационного и раздаточного материала. В материализованном плане действия отрабатываются не с предметами, а с их заместителями – моделями. Для этого дети должны познакомиться с деятельностью моделирования20.
Показателями овладения операциями классификации являются такие характеристики как: самостоятельность, многовариантность, порождение собственных вариантов классификации, умение переносить способ с одного материала на другой.
Первый этап в овладении действиями классификации младшими школьниками может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий.
На втором этапе нужно сформировать умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные, то есть речь идёт о формировании такой операции логического мышления, как абстрагирование.
На третьем этапе необходимо самое серьёзное внимание обратить на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов и явлений.
На четвёртом этапе младшие школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умение давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки.
Пятый этап предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а позже – в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и другое)21.
К окончанию начальной школы у ребенка должна быть сформирована такая операция логического мышления, как классификация. Об овладении ребенком операцией классификации можно говорить лишь в том случае, если он способен не только свободно манипулировать с объектами во всем объеме понятия, но и определить логические классы по содержанию через род и видовое отличие.
Организуя обучение математике детей в коррекционных классах и школах, следует ориентироваться на специально разработанные программы, учитывающие особенности контингента учащихся.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.
Мышление младшего школьника в своём развитии идёт от способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3 класса учащиеся должны научиться таким элементам анализа, как выявление отношений между понятиями и явлениями: противоположность, наличие функциональных связей, часть и целое.
В зависимости от уровня и характера используемых средств, степени активности мыслящего субъекта, выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
При наглядно-действенном мышлении решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуаций наблюдаемого двигательного акта.
Функционирование наглядно-образного мышления связано с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате преобразующей деятельности.
Словесно-логическое мышление характеризуется использованием логических конструкций, функционирующих на основе средств языка.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все виды мышления развиваются с некоторой задержкой. Степень отклонения в развитии мышления предопределяется формой нарушения здоровья.
Система работы в классах коррекции направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-волевой сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Объем, содержание и система изучения математического материала в коррекционных классах имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися с проблемами интеллектуального развития, а именно:
1. Учащиеся
с проблемами
2. Учитывая,
что учащиеся с проблемами
интеллектуального развития
3. Учитывая неоднородность состава учащихся коррекционных классов и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний, программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математике22.
4. Чтобы сформировать у младшего школьника с ОВЗ умение классифицировать, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Для этого используются различные средства, среди которых и дидактическая игра. Учитывая замедление процессов развития у детей с ОВЗ, при обучении необходимо делать особый акцент на игровых методах, поскольку игра остается важным видом деятельности в младшем школьном возрасте даже у детей без отклонений. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать23.
Таким образом, мышление детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей. В частности, такие дети склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию; они с трудом овладевают логическими операциями. Так как у детей учебная деятельность в младшем школьном возрасте находится в процессе становления и ведущей остается игровая деятельность, основным средством развития логической операции классификации является дидактическая игра. Дидактические игры дают возможность детям оперировать самими предметами, сравнивать их, что приводит к развитию умений классифицировать.
Рассмотрим рабочую программу, составленную на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, в которой предусмотрен раздел коррекционной работы для детей с ОВЗ24.
В задачи программы входит:
Программа по математике включает в себя задачи развития логических операций и в частности операции классификации. Так, при изучении множеств предметов, детей учат сравнивать предметы с целью выделения в них сходства и различия. При изучении числа и счета учат различать число и цифру, знаки арифметических действий, шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник. При изучении операций с числами детей учат выделять из множества один или несколько предметов, сравнивать множества предметов.
Например, на уроке математики даются задания типа: распредели геометрические фигуры по их главным значимым признакам (количеству углов, сторон); эти же фигуры предлагается распределить и по цвету, размеру.
От класса к классу уровень сложности заданий должен возрастать. Усложнение содержания заданий должно идти по двум направлениям:
Рассмотрим образцы заданий разного уровня.
Тема |
материал |
задания |
Четные и нечетные числа |
Набор чисел |
2,4,8,10, 22 3, 5, 9, 11, 43 По каким признакам разделили числа на группы? Напиши название каждой группы. Допиши свой пример. |
Геометрические фигуры |
|
Назови основание для деления и каждую группу, разбей на группы. Выполни несколько вариантов классификации.
|
Сложение и вычитание в пределах 10. |
Список примеров: 3+ 2 10-5 7-1 3+3 |
На какие две группы можно разделить данные выражения? По какому свойству ты их разделяешь? Какие еще основания деления на две группы для данных выражений ты можешь предложить? |
Сложение и вычитание в пределах 10. |
Дидактическая игра "В зоопарке". Картинки животных, домики. |
Посели животных в домики. Каких животных можно поселить в один домик? Каких нельзя? Почему? Сосчитай животных в каждом домике. |
Освоение детьми способа классификации предполагает умение переносить этот способ с одного материала на другой, предъявлять несколько вариантов классификации одних и тех же объектов26.
Так, например, задание на классификацию предполагало установление нескольких вариантов родовидовых отношений между одними и теми же объектами.