Овладение младшими школьниками логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических действий, определить основное назначение классификации, как способа систематизации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2003.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

Разные типы заданий на классификацию могут быть использованы на разных этапах обучения. Если ребенок начнёт переносить способ с одного учебного материала (на котором он складывался) на другой материал, то значит, начнёт проявляться его способность к построению собственного действия: классифицировать не только предметы материального характера, но и абстрактного, не только воспроизводить уже знакомые варианты классификации, но и создавать собственные. В свою очередь, эти умения позволят ребенку видеть и устанавливать связи между понятиями, выходить на более глубокое обобщение и систематизацию, а значит, обеспечат учащимся высокий образовательный уровень. Вооружая детей способом классификации, учитель делаем сам процесс обучения математике более эффективным и результативным и дает ученику средства, которые помогут ему ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, средства, необходимые для саморазвития.

Несмотря на достоинства программы, следует отметить фрагментарность задач развития логической операции классификации. Такие задачи стоят только в отдельных темах. Между тем детям младшего школьного возраста, тем более с ОВЗ требуется детальное закрепление полученных умений и навыков.

Учитывая неоднородность состава учащихся коррекционных классов, их разные возможности в усвоении математических знаний, программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математике.

Таким образом, программа строится с учетом особенностей здоровья обучающихся и в целом определяет оптимальный объём знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся. Однако для развития логической операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья следует применять дополнительные упражнения и игры, включая их в каждый урок математики.

1.5. Организация дидактической игры  на уроке математики в классах КРО

Дидактическая игра является одним из эффективных методов и приемов обучения детей в коррекционных классах начальной школы. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию мыслительной деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения учебной мотивации и отработки необходимых умений и навыков27.

В случае детей, обучающихся в коррекционных классах, игра также способствует снятию барьера между внешним миром знания и психикой ребенка.

 

Дидактическая игра для детей с ОВЗ представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь детям с ОВЗ включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточно сформированных навыков. В процессе игры ребенок становится внимательным, запоминает информацию, мысли, делает заключения, проявляет активность и интерес.

Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у школьника страх неизвестности.

Дидактические игры применяются на уроках математики:

- при изучении  нумерации чисел;

- на развитие  геометрических представлений;

- при изучении  арифметических действий с числами;

- при изучении  величины;

- при формировании временных представлений и т.д.

При отборе дидактических игр для детей с ОВЗ необходимо учитывать:

    1. Психологические особенности и возможности детей.
    2. Необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.
    3. Необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.
    4. Учет возможности недостаточной подготовленности или ослабленности детей.

Основными критериями при отборе дидактических игр являются их коррекционная направленность, учет особенностей развития детей с ОВЗ, уровень сложности, доступный детям с ОВЗ.

Руководство математической игрой - дело сложное и тонкое. На уроке игры нужно проводить так, чтобы воспитывать в младших школьниках самостоятельность и инициативу. Подчинение игрового настроения детей команде учителя снижает педагогическую ценность игры. Существует несколько общих правил, которых следует придерживаться, организуя игру на уроках математике:

  1. математические дидактические  игры не должны быть утомительны;
  2. во время проведения игры учитель по возможности должен избегать замечаний играющим, так как это ведет к понижению интереса к игре;
  3. планируя урок, целесообразно отвести для математических игр специальное место и время;
  4. игры не должны носить случайный характер;
  5. учитель должен являться справедливым и беспристрастным судьей.

При проведении математических игр учителю следует опираться на выработанные методические указания:

а) игра должна быть понятной каждому ребенку;

б) правила игры должны быть выражены точно, а число их должно быть невелико;

в) подбор числового и геометрического материала должен соответствовать программе класса и силам учащихся;

г) легкие и трудные игры должны чередоваться;

д) игры не должны требовать исполнения большого количества предварительных упражнений;

е) участие в игре должно носить добровольный характер28 [9].

Подбирая математические игры для работы в коррекционном классе, учитель должен подвергнуть их методическому анализу. В методике игры можно выделить следующие основные вопросы:

  1. Цель игры.
  2. Количество играющих.
  3. Объем математических познаний, необходимых для проведения игры.
  4. Наличие необходимых предварительных упражнений.
  5. Правила ведения игры.
  6. Возможные варианты игры.

Дидактические игры можно подобрать из дополнительной литературы, пособий для развития логического мышления детей. Среди таких игр можно подобрать те, которые направлены на развитие операции классификации.

Например, дидактические игры по математике, направленые на развитие операции классификации представлены в пособиях В.Н. Косовой,29 Е.В. Калмыковой,30 И.А. Барташниковой и А.А. Барташникова,31 В.Г. Коваленко.32 Примеры игр представлены в Приложении 1.

Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с упражнениями игры дают возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что помогает более глубокому усвоению пройденного материала. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения учебной мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

Мыслительные операции, которые осуществляются детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями.

Таким образом, дидактическая игра является одним из средств, с помощью которых на уроках математики в условиях коррекционного обучения возможно привить ребенку с проблемами развития интерес к учебному предмету, воспитать любовь к занятиям и получить положительный обучающий эффект, повысить уровень развития логического мышления и в частности операции классификации.

Выводы главе 1

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме данного исследования, можно сделать следующие выводы.

Одним из приемов логического мышления, которой должен овладеть учащийся начальной школы является классификация. Для овладения данным приемом школьникам необходимы предварительные знания и умения. Они должны уметь находить для нескольких видовых понятий родовое; находить видовые понятия для данного родового; определять, принадлежит видовое понятие данному родовому или нет; определять родовой и видовой признаки понятия.

Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым логическим мышлением. Однако, мышление детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей. В частности, такие дети склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию; они с трудом овладевают логическими операциями.

Организуя обучение математике детей в коррекционных классах и школах, следует ориентироваться на специально разработанные программы, учитывающие особенности контингента учащихся.

Развитие логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике происходит поэтапно. При этом на каждом этапе любое действие, совершаемое с объектами, следует отрабатывать в материальном и материализованном плане с обязательным проговариванием каждой операции.

Обучение математике в условиях коррекционного обучения строится с учетом особенностей здоровья обучающихся.

Дидактическая игра является одним из средств, с помощью которых на уроках математики в условиях коррекционного обучения возможно привить ребенку с проблемами развития интерес к учебному предмету, воспитать любовь к занятиям и получить положительный обучающий эффект. У детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью еще остается игра и с помощью дидактических игр возможно формирование учебной деятельности в процессе игры. Кроме того, игра затрагивает эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством формирования умений и навыков.

При развитии логического действия классификации у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья игровое содержание должно быть направленно на формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации, подбор игрового материала проводится с соблюдением поэтапного принципа развития действия классификации при варьировании содержательных линий начального курса математики. Данные положения следует проверить в ходе эмпирического исследования. 

Глава 2. Констатирующий этап эксперимента. Диагностика

2.1. Организация исследования

Цель констатирующего этапа экспериментальной работы – выявить уровень развития классификации у младших школьников с ОВЗ.

Диагностика уровня развития классификации проводилась у учащихся 1-х классов обучающихся по программе КРО. В исследовании приняли участие 24 ребенка из двух первых классов (из них 9 девочек и 15 мальчиков в возрасте 7 – 8 лет).

Констатирующий эксперимент проводился в три этапа.

На первом этапе были определены методики исследования, сформирована выборка, подготовлены бланки методик, определено время и место исследования.

На втором этапе проводилась диагностика уровня развития операции классификации у детей с ОВЗ.

На третьем этапе проводилась качественная и количественная обработка данных, делались выводы об уровне развития операции классификации у детей.

Для диагностики мыслительной операции классификации использовались следующие методики:

1. Методика  «Четвертый лишний» Е.Л. Агаевой.33

2. Методика «Классификация по заданному принципу».34

3. Методика «Невербальная классификация».35

4. Методика  «Исключение слов».36

Характеристики методик представлены в Приложении 2.

2.2. Результаты исследования

В соответствии с программой исследования на констатирующем этапе проводилась диагностика уровня развития мыслительной операции классификации.

Результаты по методике «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты по методике «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой)

Имя

Баллы

Уровень

1.

Виктор Н.

7

Низкий

2.

Лилия А.

6

Низкий

3.

Миша О.

10

Средний

4.

Юлия Т.

5

Низкий

5.

Павел Р.

11

Средний

6.

Денис Д.

9

Средний

7.

Роман Ш.

10

Средний

8.

Яна В.

7

Низкий

9.

Дима Г.

5

Низкий

10.

Саша П.

9

Средний

11.

Нина В.

13

Высокий

12.

Слава К.

11

Средний

13.

Ира Д.

8

Средний

14.

Леня К.

6

Низкий

15.

Анна Б.

11

Средний

16.

Валера С.

7

Низкий

17.

Костя И.

5

Низкий

18.

Кирилл О.

9

Средний

19.

Настя К.

7

Низкий

20.

Тимур В.

10

Средний

21.

Инна П.

13

Высокий

22.

Игорь Т.

8

Средний

23.

Андрей К.

6

Низкий

24.

Юрий Я.

9

Средний

Хср.

8,45

Средний

Информация о работе Овладение младшими школьниками логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике