Ознакомление детей 5-го года жизни с поэзией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить особенности использования поэзии в работе с детьми пятилетнего возраста.
Цель требует решения следующих задач исследования:
- рассмотреть особенности восприятия дошкольниками литературных произведений
- проанализировать задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
- выявить значение поэзии в развитие речи детей пятилетнего возраста
- рассмотреть методики работы с поэзией в детском саду.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 5
1.1. Значение поэзии в развитие речи детей 5
1.2 Особенности исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 8
Выводы 14
Глава II. Практические аспекты использования поэзии в развитии речи старших дошкольников 16
2.1. Методика художественного чтения и рассказывания детям 16
2.2. Методика заучивания стихотворений 25
Выводы 32
Заключение 34
Список используемой литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление детей с поэзией (1).docx

— 66.58 Кб (Скачать файл)

 На основе особенностей  восприятия выдвигаются ведущие  задачи ознакомления с книгой  на каждом возрастном этапе.

 Кратко остановимся  на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного  возраста характерны: зависимость  понимания текста от личного  опыта ребенка; установление легко  осознаваемых связей, когда события  следуют друг за другом; в центре  внимания главный персонаж, дети  чаще всего не понимают его  переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям  ярко окрашено; наблюдается тяга  к ритмически организованному  складу речи.

 В среднем дошкольном  возрасте происходят некоторые  изменения в понимании и осмыслении  текста, что связано с расширением  жизненного и литературного опыта  ребенка. Дети устанавливают простые  причинные связи в сюжете, в  целом правильно оценивают поступки  персонажей. На пятом году появляется  реакция на слово, интерес к  нему, стремление неоднократно воспроизводить  его, обыгрывать, осмысливать.

 По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного  развития ребенка, возникает пристальный  интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего  смысла [6].

 В старшем дошкольном  возрасте дети начинают осознавать  события, которых не было в  их личном опыте, их интересуют  не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

 В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает  в полной мере функционировать  механизм формирования целостного  образа смыслового содержания  воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной  стороны связного текста, отличающегося  наглядностью, уже вполне сформирован [17].

 Умение воспринимать  литературное произведение, осознавать  наряду с содержанием и особенности  художественной выразительности  не возникает спонтанно, оно формируется  постепенно на протяжении всего  дошкольного возраста.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека [13].

 Задачи и содержание  ознакомления детей с художественной  литературой определены на основе  знания особенностей восприятия  и понимания произведений литературы  и представлены в программах  детского сада.

 Обобщенно эти задачи  можно сформулировать следующим  образом:

1.      воспитывать  интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному  восприятию произведений разных  жанров, обеспечить усвоение содержания  произведений и эмоциональную  отзывчивость на него;

2.      формировать  первоначальные представления об  особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их  специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности  в языке;

3.      воспитывать  литературно-художественный вкус, способность  понимать и чувствовать настроение  произведения,

4.      улавливать  музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический  слух.

 У детей формируют  также способность элементарно  анализировать содержание и форму  произведения. Ребенок подготовительной  к школе группы должен уметь: определять основных героев; на  основе анализа поступков персонажей  высказывать свое эмоциональное  отношение к ним (кто нравится  и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее  яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

 Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается  в подготовке к долгосрочному  литературному образованию, которое  начинается в школе [4]. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

 Решая задачу подготовки  детей к литературному образованию, предлагается давать им знания  о писателях и поэтах, о народном  творчестве, о книге и иллюстрациях.

 В современных вариативных  программах раскрываются вопросы  литературного развития детей.

 Для решения задач  всестороннего воспитания средствами  художественной литературы, формирования  личности ребенка, его художественного  развития существенную роль играет  правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

 При отборе книг  надо учитывать, что литературное  произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством  умственного, нравственного и эстетического  воспитания.

 При выборе книг  учитывается также единство содержания  и формы. Литературоведение выделяет  в содержании тематику, проблематику  и идейно-эмоциональную оценку. В  литературно-художественной форме  – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические  характеристики героев), речевой  строй и композицию.

 Проблема отбора книг  для чтения и рассказывания  дошкольникам раскрывается в  работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других [1].

 Разработано несколько  критериев:

1.      идейная  направленность детской книги. Идейность  обусловливает соответствие задачам  нравственного воспитания, воспитания  любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также  определяет идейность книги;

2.      высокое  художественное мастерство, литературная  ценность. Критерием художественности  является единство содержания  произведения и его формы. Важен  образцовый литературный язык;

3.      доступность  литературного произведения, соответствие  возрастным и психологическим  особенностям детей. При отборе  книг учитываются особенности  внимания, памяти, мышления, круг интересов  детей, их жизненный опыт;

4.      сюжетная  занимательность, простота и ясность  композиции;

5      конкретные педагогические задачи [14].

 Критерии отбора дают  возможность определить круг  детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп  произведений.

1.      Произведения  русского народного творчества  и творчества народов мира. Малые  формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2.      Произведения  русской и зарубежной классической  литературы.

3.      Произведения  современной русской и зарубежной  литературы [9].

 Требования современной  жизни, педагогической науки заставляют  постоянно пересматривать круг  детского чтения, дополняя его  новыми произведениями.

 Круг детского чтения  составляют произведения разных  жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

 Ежегодно издается  много новой литературы для  детей, за выходом которой воспитателю  необходимо следить и самостоятельно  пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными  выше критериями и творческим  подходом к выбору книг.

Выводы

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Характерной особенностью детей 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе.  Поэтому в дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.

В этом возрасте дети с помощью поэзии не только развивают свою речь, но и начинают воспринимать поэзию как искусство, поэзия способствует духовному развитию ребенка, развивает у детей нравственные, патриотические качества.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практические аспекты использования поэзии в развитии речи старших дошкольников

2.1. Методика художественного  чтения и рассказывания детям

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

 Основными методами  являются следующие:

1.      Чтение  воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей  писателя, воздействует на ум  и чувства слушателей. Значительная  часть литературных произведений  читается по книге.

2.      Рассказывание  воспитателя. Это относительно свободная  передача текста (возможны перестановка  слов, замена их, толкование). Рассказывание  дает большие возможности для  привлечения внимания детей.

3.      Инсценирование. Этот метод можно рассматривать  как средство вторичного ознакомления  с художественным произведением.

4.      Заучивание  наизусть/Выбор способа передачи  произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения  и возраста слушателей.

Традиционно для работы с поэзией можно использовать чтение воспитателя по книге или наизусть и заучивание стихов наизусть[24].

Остановимся на этих методиках подробнее.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1.      Чтение  или рассказывание одного произведения.

2.     Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (два стихотворения о медведях). Можно объединять произведения одного жанра (два стихотворения с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3.      Объединение  произведений, принадлежащих к разным  видам искусства:

 ·         чтение литературного произведения  и рассматривание репродукций  с картины известного художника;

 ·         чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

 На подобных занятиях  учитывается сила воздействия  произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна  быть определенная логика –  усиление эмоциональной насыщенности  к концу занятия. В то же  время учитываются особенности  поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4.      Чтение  и рассказывание с использованием  наглядного материала:

 ·         чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание С.Я. Маршака «Зоопарк» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

 ·         настольный театр (картонный или  фанерный, например по стихотворению Чуковского «Айболит»);

 ·         кукольный и теневой театр, фланелеграф;

 ·         диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5.      Чтение  как часть занятия по развитию  речи:

 ·         оно может быть логически связано  с содержанием занятия (в процессе  беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

 ·         чтение может быть самостоятельной  частью занятия (повторное чтение  стихов или рассказа как закрепление  материала).

Информация о работе Ознакомление детей 5-го года жизни с поэзией