Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:24, курсовая работа
Цель работы - выявить особенности использования поэзии в работе с детьми пятилетнего возраста.
Цель требует решения следующих задач исследования:
- рассмотреть особенности восприятия дошкольниками литературных произведений
- проанализировать задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
- выявить значение поэзии в развитие речи детей пятилетнего возраста
- рассмотреть методики работы с поэзией в детском саду.
Введение 2
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 5
1.1. Значение поэзии в развитие речи детей 5
1.2 Особенности исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 8
Выводы 14
Глава II. Практические аспекты использования поэзии в развитии речи старших дошкольников 16
2.1. Методика художественного чтения и рассказывания детям 16
2.2. Методика заучивания стихотворений 25
Выводы 32
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Свое отношение к
сказкам, рассказам, басням и стихам
дети выражают в рисунке, поэтому
сюжеты литературных
Рекомендуется использовать
творческие задания на подбор
сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов,
на подбор рифмы к слову
и словосочетанию из
Как уже отмечалось
выше, одним из методов ознакомления
с художественной литературой
является инсценировка
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.
Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В «Программе воспитания в детском саду» предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, чем в младшем возрасте. Увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л.А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н.А.Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников».
Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
Существует много способов и методик заучивания стихов. Рассмотрим основные особенности заучивания стихотворений дошкольниками.
Для методики заучивания стихов очень существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Дети очень любят игру с рифмами и со звуками, что несомненно помогает в запоминании. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.
Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.
Вот некоторые методические требования к заучиванию стихов:
- Не рекомендуется заучивать
стихи хором, так как искажается
или пропадает смысл
- Поскольку для запоминания
рекомендуются короткие стихи (объем
памяти у детей невелик), стихотворение
заучивается целиком (не по строкам
и строфам), именно это обеспечивает
осмысленность чтения и
- Не следует требовать
полного запоминания
Алексеева М.М. и Яшина Б.И. в своем пособие «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания с малышами метод использования иллюстраций к фрагментам стиха. Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно.
Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания детям достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
Авторы предлагают игру состоящую из нескольких занятий, где после каждого смыслового фрагмента происходит остановка, чтобы малыш мог внимательно рассмотреть картинку. Воспитатель может предложить ребятам рассказать своими словами то, что они услышали, а при необходимости повторить фрагмент.
Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, воспитателю следует прочитать его с выражением. Если стихотворение будет прочитано взрослым наизусть – будет просто замечательно. Затем нужно обязательно объяснить детям незнакомые или непонятные слова и выражения. После этого прочитать стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты. После повторного прочтения нужно рассказать детям об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
Обязательно нужно рассмотреть с детьми иллюстрации к стихотворению, ответить на вопросы к стихотворению. Затем воспитатель должен прочитать стихотворение еще раз. Так, у детей сформируется цельное восприятие произведения. А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения. Необходимо предупредить ребят, что это произведение они будут учить наизусть, мотивировать детей на заучивание.
Когда стихотворение будет выучено, пусть малыши нарисуют свои картины к нему. Можно сделать подшивку таких рисунков, и время от времени рассматривать их, воссоздавая в памяти выученные ранее тексты. Это интересное занятие (создание их собственного альбома иллюстраций) даст детям возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж, тренировать память.
Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А., можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду:
1. подготовка
детей к восприятию
2. выразительное
и чувственное прочтение
3. беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;
4. повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;
5. воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!
6. Закрепление
произведения на следующих
Жуковская Р. И. В своей работе «Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951» описывает некоторые приемы для лучшего запоминания стихов[8]:
игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают:
«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте[18];
драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака)
На формирование выразительности направлены и такие приемы:
образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.
Информация о работе Ознакомление детей 5-го года жизни с поэзией