Ознакомление детей 5-го года жизни с поэзией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить особенности использования поэзии в работе с детьми пятилетнего возраста.
Цель требует решения следующих задач исследования:
- рассмотреть особенности восприятия дошкольниками литературных произведений
- проанализировать задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
- выявить значение поэзии в развитие речи детей пятилетнего возраста
- рассмотреть методики работы с поэзией в детском саду.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 5
1.1. Значение поэзии в развитие речи детей 5
1.2 Особенности исследования поэзии в развитии речи старших дошкольников. 8
Выводы 14
Глава II. Практические аспекты использования поэзии в развитии речи старших дошкольников 16
2.1. Методика художественного чтения и рассказывания детям 16
2.2. Методика заучивания стихотворений 25
Выводы 32
Заключение 34
Список используемой литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление детей с поэзией (1).docx

— 66.58 Кб (Скачать файл)

Например, гуляя с детьми весной и натолкнувшись на пробившийся из-под старого валежника цветок, можно рассмотреть его и тут же прочесть стишок:

Из-под старого валежника,

У сухого пня,

Голубой глазок подснежника

Смотрит на меня.

Или, выйдя с детьми на воздух после пронесшейся грозы и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание и не прочесть детям восхитительного стихотворения Пушкина.

Рассказ, картина, эпизод из жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям. Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

Выводы

 

Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих проявлений, самостоятельности их речевых действий, суждений. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения — чтение или рассказывание воспитателя. Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение. Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения. Детей пятого года жизни знакомят с более сложными по содержанию и форме стихами, добиваясь, чтобы каждый ребенок эмоционально воспринимал текст, понимал содержание, умел оценить поступки персонажей.

Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для заучивания стихотворений. Именно в этот возрастной период начинает особенно быстро развиваться память. И, если до четырех лет педагоги не ставят перед ребенком задачи запомнить произведение целиком, а лишь, что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребёнка запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. 

 

Заключение

 

Таким образом, поэзия важнейший элемент системы воспитания дошкольников. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Специфика отечественной и зарубежной поэзии для детей состоит в её дидактичности, нравоучительности: мягкими намёками, или же прямым текстом  поэты объясняли юным читателям, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Организуя работу с поэзией, воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень).

В работе с поэзией особое значение имеют память, речь и восприятие ребенка. В работе с поэзией важное значение имеет процесс заучивания. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Стихи являются одним из средств развития речи ребенка. Все основные методики рекомендуют поэзию как эффективное средство развития, корректировки речи.

Важное значение при работе с поэзией для дошкольников имеет периодическое повторение, смена характера деятельности и эмоциональная составляющая.

Российские психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека.

В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями. И отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении.

У детей в таком возрасте ещё очень мал активный словарь, но пассивный словарь накапливается быстро и стихотворные формы способствуют этому.

Отдельно слово само по себе не может передать сущность образа, в стихотворении должна быть логическая взаимосвязь слов, стройная их согласованность. Реалистическое изображение объектов, явлений природы способствует правильному восприятию детьми окружающей действительности, накоплению определённого запаса знаний. Каждое слово должно иметь совершенно конкретное значение – только тогда оно вызовет определённые зримые представления. Зримость, конкретная образность достигается меткостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заметить ребёнок, наличием в стихах таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы. Лаконичностью, чёткостью зарисовки образов, отражением самых существенных признаков предметов и явлений, раскрытием причинных связей в природе достигается изобразительность поэтического произведения. Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у слушателя, подчёркивать главное. Она заостряет впечатления и воображение, т.е. усиливает мыслительную деятельность ребенка.

Дети с помощью стихов знакомятся с окружающим миром. Стихи-загадки развивают у детей воображение, смекалку, умение сравнивать, сопоставлять и запоминать. Развитие эстетического восприятия поэзии о природе продолжается в процессе наблюдений на прогулке, на экскурсии. Дети ищут сходство стихов с окружающей картиной. Подбирают свои слова, пытаются рифмовать. От позитивного настроя к окружающему зависит развитие детского восприятия. Радость – это всплеск положительных эмоций и этому помогают наблюдения с применением художественного слова.

Систематичность и последовательность педагогической работы, связанной с развитием эстетического восприятия и творчества детей, способствует тому, что пятилетние дети успешно справляются с поставленными перед ними программными задачами. Во время наблюдений, рассматривания репродукций с картин художников дети подбирают эпитеты, сравнения, олицетворения. Ребёнок раскрепощён, проявляется взаимодействие с природой. Своим чистым детским сознанием он проникает в лоно природы и чувствует себя её частицей. Этот путь к творчеству развивается и у детей более старшего возраста с помощью накопленного опыта восприятия стихов о природе; наблюдения явлений, образов, описанных в них, способствует тому, что дети проявляют особую чуткость к окружающей природе, стремятся самостоятельно найти поэтическую характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студентов высш. и средн. пед. учебн. заведений.М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2010. 472 с.
  2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1999. - Гл. 7
  4. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992;
  5. Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973
  6. Детская литература: учебник для студ. проф. учеб. заведений./ Под ред. О. Е. Путиловой. - М.: Изд-кий центр "Академия", 2011.
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Сост.: И. В. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ножкина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, М. М. Гурович. — СПб.: Акцидент, 1995. — 288 с.
  8. Елисеева Книга в восприятии ребенка от рождения до 10 лет М. 2009. 72 с.
  9. Калашникова Р.Б. Школа и "Антишкола" Даниила Хармса// Проблемы детской литературы. П., 1987. С. 38-49.
  10. Колесова Л.Н. Читая и перечитывая// Проблемы детской литературы. П., 1992. С. 133-140.
  11. Колесова Л.Н. Свое в чужом: О сказке Е.Шварца "Золушка"// Проблемы детской литературы. П., 1995. С. 76-82.
  12. Колесова Л.Н. О некоторых особенностях композиции "Кондуита и Швамбрании" Л.Кассиля// Проблемы детской литературы. П., 2001. С. 159-169.
  13. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2009.
  14. Кузьмина М.Ю. Страшное в сказках К.Чуковского// Проблемы детской литературы. П., 1995. С. 57-69.
  15. Лойтер С.М. Русская детская литература XX века и детский фольклор: проблемы взаимодействия. П., 2009.
  16. Неелов Е.М. Переступая возрастные границы // Проблемы детской литературы. П., 1976. С.53-70.
  17. Неелов Е.М. Сложность простоты: "Сказка о глупом мышонке" С.Я.Маршака// Проблемы детской литературы. П., 1981. С. 62-75.
  18. Палкин  М.А.  Лирика  как  искусство  стихотворного  слова.  –  Минск: Вышэйш.шк., 1986.-270 с.
  19. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М.: РОССПЭН, 1996.
  20. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1989. — 223 с
  21. Сильман Т.И. Заметки о лирике. –Л.: "Сов. писатель". Ленингр.  отд-ние, 1987.-223с.
  22. Соловьев Б., Мотяшов И. Агния Барто. Очерк творчества. - М.: "Детская литература", 1979.
  23. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста М., 1990 г.
  24. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
  25. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : пособие для самостоятельной работы : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И.Яшина, М. М.Алексеева, В. Н. Макарова, Е.А. Ставцева. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

 

 

 


Информация о работе Ознакомление детей 5-го года жизни с поэзией