Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 08:34, курсовая работа
В подготовительной к школе группе в центре внимания воспитателя стоят работа по обобщению и систематизации знаний детей о природе, формирование первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем. Усвоение знаний такого характера обусловлено дальнейшим развитием у старших дошкольников целой системы познавательных умений, таких, как умения анализировать объект или явление, сравнивать, обобщать по выделенным признакам, умение устанавливать связи между фактами.
Цель. Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования (звери запасают еду, накапливают жир, утепляют жилища, меняют шерстный покров, впадают в спячку, меняют корм, в холод активно двигаются, чтобы согреться; птицы — одни улетают в теплые края, другие приближаются к жилью человека, переходят на другой корм; рыбы опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни, дремлют; насекомые прячутся в кору деревьев, щели, старые листья). Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым условиям. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помочь птицам, зверям зимой.
Обобщающая беседа «Как узнать зиму»
Цель. Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно; земля покрыта снегом, при ветре бывает вьюга, пурга; вода рек, озер замерзла, они покрылись льдом). Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, о возможностях удовлетворения ими основных потребностей; обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой (лесные звери зимуют по-разному — одни спят, другие активные, о домашних животных заботятся люди; насекомые спрятались, их не видно, птицы улетают или приближаются к жилью человека; рыбы дремлют, зарывшись в ил на дне). Сформировать элементарное понимание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, вода и земля замерзли; растения находятся в состоянии покоя; животные не могут найти себе достаточно еды, им холодно — они изменили образ жизни и поведение). Воспитывать интерес к зимним явлениям природы.
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной
Черенкование комнатных растений
Цель. Сформировать у детей представление, что некоторые растения можно размножать черенками (герань, традесканция, фуксия, бегония вечноцветущая). Научить отличать черенок — часть стебля, у которой есть несколько листочков. Уточнить представления об условиях, необходимых для роста растений. Научить видеть сигнальный признак прижившегося черенка (появление нового листа); учить правильно сажать черенок (так, чтобы соединение нижнего листа к черенку было прижато землей), правильно ухаживать за ним, создавать необходимые условия; воспитывать желание вырастить растение.
Наблюдение «Кошка с котятами»
Цель. Выявить признаки кошки с котятами как домашних животных, как зверей (кошка и котята — звери, потому что их тело покрыто шерстью, у них по четыре ноги, есть рот с острыми зубами, чтобы грызть пищу, кошка родила котят живыми и кормит их своим молоком; кошка и котята — домашние животные, потому что живут с человеком, человек о них заботится — кормит, отпускает гулять, ласкает, лечит, приучает правильно вести себя в доме; кошки приносят пользу ловят мышей, доставляют людям радость). Воспитывать у детей удовольствие от общения с кошкой и котятами.
Беседа «Уход за комнатными растениями»
Цель. Уточнить и конкретизировать представления, детей о жизни растений весной (быстрее растут, появляются новые побеги, листья, цветы). Учить устанавливать причинные связи, анализируя особенности условий весной (тепло, много света, влаги, оттаяла почва). Развивать умение соотносить потребности растений и условия среды, делать выводы об изменении способов ухода за комнатными растениями (увеличение полива, пересадка, деление куста у некоторых разросшихся растений). Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.
Пересадка комнатных растений
Цель. Уточнить представления детей о потребности растений в месте для обитания (корни разрастаются, растению не хватает места питания, его необходимо пересадить в большой горшок). Учить детей пересаживать растение (вынуть ком земли вместе с корнями из маленького горшка, поместить в большой и добавить плодородной земли вокруг). Воспитывать умение работать аккуратно, сохраняя целостность корней и других частей растения.
Беседа «Растение — живое существо» 4 Цель. Обобщить представление о растениях, сформировать элементарное понятие «растение» (живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать, стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам, листья, чтобы улавливать свет, дышать; растения живут на земле, в воде, они не передвигаются в поисках пищи. Растения бывают разные: деревья, кусты, травы). Учить детей моделированию признаков понятия «растение». Беседа «Путешествие за капелькой воды»
Цель. Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления природы, связанные с различным состоянием воды: моросящий дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед на водоемах, половодье, сосульки, ручейки, лужи; зимой вода холодная, летом — теплая. Уточнить значение воды для жизни растений и животных. Беседа «Все нужны друг другу в лесу»
Цель. Обобщить представления детей о лесе как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, трава, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Конкретизировать представления о типичных для леса жителях. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных. Сформировать обобщенное представление о том, что лес — дом для животных и растений. В нем все нужны друг другу. Учить детей правильно вести себя в лесу.