Ознакомление с родным краем посредством проектной деятельности детей 5-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Фомина финал.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Характеристика проектной  деятельности в дошкольном образовательном  учреждении.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. [12,с.15]

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей  – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой  ребенок познает окружающий мир  и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).[13, с. 85-87]

Проект –  это цель, принятая и освоенная  детьми, актуальная для них, - это  детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. [14, с. 45]

Г.Е. Муравьевой приводятся следующие  определения проектирования:

  • деятельность по преобразованию естественных природных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческим потребностям;
  • процесс создания представления об объекте еще не существующем;
  • выбор способа действия, подготовительные действия;
  • компонент жизнедеятельности человека, позволяющий ему рационально строить свою жизнь и выполнять различные виды необходимой деятельности;
  • отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к комфортному существованию.[15, c.15]

Термин «педагогическое проектирование» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики А.С. Макаренко, который выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности» и функцию педагогов-практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта с учетом индивидуальных особенностей личности. [16, с.8-11]

Технология проектного обучения –  это деятельность ребенка (преимущественно  самостоятельная или в малой группе), направленная на решение значимой для него задачи (проблемы), осуществляемая в режиме поиска, протекающего в проживаемой ребенком имитированной или реальной действительности проектной деятельности. [17, с.45-47]

Цель образовательного проектирования – создать благоприятные условия, при которых дети:

  • через совместную или самостоятельную деятельность с желанием приобретают новые знания из различных источников;
  • учатся использовать полученные знания на практике, при решении познавательных задач;
  • приобретают коммуникативные навыки и навыки работы в команде;
  • приобретают исследовательские навыки.

Н.А. Алексеев предлагает схему педагогического  проектирования в рамках личностно-ориентированного подхода:

  • определение цели проектирования (целеполагание);
  • выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка);
  • описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния);
  • фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решений по сознанию проекта (рефлекация);
  • выдвижение гипотез о вариантах достижения и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование);
  • построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование), методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль);
  • реализация проекта (внедрение);
  • оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися данными (оценивание);
  • формирование оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта (коррекция).
  • Рассматривая педагогическое проектирование как деятельность, можно отметить, что проекту свойственна определенная динамика, смена этапов, стадий.[19, с.18-28]

В практике современных  дошкольных образовательных учреждений используются следующие типы проектов:

    1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
    2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
    3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
    4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).[20 с.43-45]

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной  творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - но бывают и личностные, специальные проекты (в изобразительном  и словесном творчестве). Так как  ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки» и т.д.

По продолжительности  они бывают краткосрочными (одно или  несколько занятий – 1-2 недели), средней  продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год). [21, с.45]

Согласно М.В. Крупениной проектной метод состоит  из 5-ти этапов:

  • постановка задачи;
  • разработка самого проекта принятого задания;
  • организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
  • непосредственно трудовая деятельность;
  • учет проделанной работы.

В методике осуществления  учебного проекта Н.Ю Пахомовой  представлены четыре этапа работы:

  • погружение в проект;
  • организация деятельности;
  • осуществление деятельности;
  • презентация результата.[22]

Обязательные составляющие проекта  – детская самостоятельность (при  поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных  способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности.

При использовании метода проектов помимо оценки результата деятельности необходимо отслеживание психолого-педагогического  эффекта: степени формирования личностных качеств, самооценки, умения делать выбор.

Таким образом, использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

1.3. Организация проектной деятельности с детьми 5-7 лет

Роль взрослого  – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих  им самостоятельно определить цели и  содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

В процессе выполнения проекта  формируются способность генерирования  идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию  мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление  эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в  проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка  в самореализации, самовыражении, в  творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.[23]

В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

    1. постановка цели;
    2. поиск формы реализации проекта;
    3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
    4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
    5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
    6. организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
    7. работа над частями проекта, его коррекция;
    8. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Педагоги ДОУ  в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного  возраста. Проект – это продукт  сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада.

Евдокимова  Е.С. предлагает поэтапное развитие и уровни проектной деятельности детей дошкольного возраста (см. таблицу 1).[25]

Таблица 1

 Этапы, алгоритмы  действий и уровни проектирования  ребенка

Этапы проектирования и алгоритм действий

Уровень проектирования и его характеристика

1 этап (до 5-ти  лет)

Подражательно-исполнительский  уровень

1 шаг

Интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение  взрослым проблемы

Отсутствие  необходимого жизненного опыта не позволяет  ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.

2 шаг

Определение взрослым цели проекта, его мотивация

3 шаг

Привлечение детей  к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

4 шаг

Совместное  движение взрослых и детей к результату

5 шаг

Совместный  анализ выполнения проекта, переживание  результата

2 этап (к концу  5-го года)

Развивающий уровень

1 шаг

Выделение (взрослыми  или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Накапливается определенный социальный опыт. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать  педагога и сверстников. Перестраиваются  отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них  развивается самоконтроль. Дети способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников; они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата

2 шаг

Совместное  определение цели проекта, предстоящей  деятельности, прогнозирование результата

3 шаг

Планирование  деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта

4 шаг

Выполнение  детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых

5 шаг

Обсуждение  результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

6шаг

Совместно с  детьми определение перспектив проектирования

3 этап

Творческий  уровень проектирования

1 шаг

Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Высокий уровень  интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием

2 шаг

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование  результата

3 шаг

Планирование  деятельности детьми (при возможном  участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта

4 шаг

Выполнение  детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу

5 шаг

Обсуждение  результат хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

6шаг

Определение перспективы  развития проектирования

Информация о работе Ознакомление с родным краем посредством проектной деятельности детей 5-7 лет