Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:28, курсовая работа
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Цель: выявить исходный уровень сформированности представлений о родном крае у исследуемой группы детей. С целью выявления сформированности представлений о родном крае была проведена Диагностика воспитанности патриотизма (автор Сакавичене О.В.).
Результаты обследования показали, что высокий уровень знаний и представлений у 4 детей, средний уровень у 5 детей, низкий уровень у 9 детей. Результаты обследования группы представлены в виде диаграммы рисунок № 1.
Результаты показателей знаний и представлений детей о родном крае.
Рисунок 1.
Таким образом, по результатам обследования было сформировано две группы: контрольная группа 8 детей, экспериментальная группа 10 детей.
В контрольной группе 4 детей (Маша Ф, Настя К., Даня Я., Настя Л.) с высоким уровнем эти ребята знают название города, страны, свой адрес; называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города. Называют улицы, площади, проспекты города; знают и узнают флаг. Связно и последовательно отвечают на поставленные вопросы. Знают достопримечательности города, где они расположены. Дети правильно называет цвета флага Карелии и знают порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Могут объяснить символику герба. Проявляет интерес. Рассматривая предметы быта, ребята безошибочно называют их, рассказывают об их использовании в быту, Знают название народных праздников, их значение. Дети правильно называют растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляют фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе. 4 детей со средним уровнем. Кристина и Наташа в первом задании без особого труда называли название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы. Знают достопримечательности города, где они расположены. Называли улицы, площади города. Даня и Лилиана иногда допускали незначительные ошибки. Знают название достопримечательностей, но не могли объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечали последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Во втором задании Лилиана правильно называла цвета флага и знает порядок расположения цветов. Без труда называла значение изображения на гербе. Смогла объяснить символику герба. Проявляла интерес. Даня Д., Кристина и Наташа допускали незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывали о символах гербов и их значении. Все ребята в основном правильно называли предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняли, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затруднялись ответить. В четвертом задании Даня Д. не всегда правильно отвечал на вопросы. Затруднялся при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе. Остальные ребята иногда затруднялись ответить на вопрос, или отвечали на вопрос однозначно. Иногда обращались за помощью к педагогу. Результаты показателей знаний и представлений о родном крае детей контрольной группы представлены в таблице № 4.
Показатели знаний и представлений детей о родном крае в контрольной группе.
Таблица 4
Имя ребенка |
Контрольные задания (баллы) | |||||
Родной город |
Символика родного города |
История народной культуры и традиций |
Историко- географический и природный компоненты родного края |
Личностное отношение к родному городу |
||
1. Даня Д. |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
10 |
2. Маша Ф |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
3. Настя К. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
13 |
4.Кристина |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
12 |
5. Лилиана |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
11 |
6. Даня Я. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
7. Настя Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
8.Наташа |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
В экспериментальной группе 10 детей. 1 ребенок со средним уровнем, но ближе к низкому уровню, 9 детей с низким уровнем. В первом задании 5 детей (Милена И., Ярик М., Сава Г., Денис С., Богдан) иногда допускают незначительные ошибки. Знают название достопримечательностей, но не могут объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечают последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. 5 детей (Нестор Л., Даня К., Катя М., Максим., Коля Х.) часто допускали ошибки. Затруднялись назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечали с трудом, в основном неверно.
Все ребята затруднялись назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращались за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме «Символика города». Допускали значительные ошибки в задании «История народной культуры и традиций». Не всегда правильно называли предметы быта. Затруднялись при ответах на вопросы, для чего они использовались. Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Не выражали эстетического отношения к природе. Результаты показателей знаний и представлений о родном крае детей экспериментальной группы представлены в таблице № 5.
Показатели знаний и представлений детей о родном крае в экспериментальной группе.
Таблица 5
Имя ребенка |
Контрольные задания (баллы) | |||||
Родной город |
Символика родного города |
История народной культуры и традиций |
Историко- географический и природный компоненты родного края |
Личностное отношение к родному городу |
||
1. Нестор Л. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
2. Даня К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
3.Милена И |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
7 |
4. Катя М |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
5. Ярик М |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
6. Максим |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
7. Сава Г. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
7 |
8. Коля Х. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
9. Денис С. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
10.Богдан |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Таким образом, была сформирована группа детей с низким уровнем знаний и представлений о родном крае. У ребят низкие показатели по вопросам: «Родной город», «Символика родного города», «История народной культуры и традиций», «Историко-географический и природные компоненты родного края».
Цель: приобщение
дошкольников к истории и культуре
родного города, местным
Задачи проекта:
При разработке проектов мы опирались на программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой и труды Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, В.Н. Аванесова. Через все проекты проходят темы рекомендованные программой. В проекте «Мой детский сад» дети также знакомятся с улицей, на которой проживают, в проекте «Улицы нашего города» знакомятся с городом, с достопримечательностями. Через все проекты проходит тема природа нашего края. В реализации проектов принимал участие музыкальный руководитель. Во всех проектах предполагается активное участие родителей. Проект «Мой детский сад» проводился по трем разделам «Мой детский сад», «Кто мы дети», «Жить, творить, работать, чтоб остался след».
Проект «Моя семья»
Вид проекта: Информационно-практико-
Цель: развитие взаимопонимания, установление связи между поколениями, расширение представлений детей о жизни их предков и семьи.
Задачи:
Продолжительность 3 недели
Проблемные вопросы: Что такое семья? Для чего человеку нужна семья? Из кого состоит семья? Откуда берет начало семья? История моего рода?
Реализация проекта:
Размещение в «Уголке удивления» генеалогического древа семьи
Рассказ взрослого о людях на фотографиях генеалогического дерева, об исторических корнях рода
Вопросы детям о происхождении их семьи
Обсуждение проблемы с детьми, составление схематичного плана работы
2 этап
Деятельность педагога с детьми
Деятельность педагога с родителями
Совместная деятельность детей и родителей
Информация о работе Ознакомление с родным краем посредством проектной деятельности детей 5-7 лет