Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:28, курсовая работа
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.
На основе материалов П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Н.П. Капустина и опыта работы воспитателей разработана система действий воспитателя и детей старшего дошкольного возраста (см. таблицу 2). [26]
Система действий воспитателя и детей старшего дошкольного возраста
Таблица 2
Этапы |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Выбор проблемы проекта |
Изучает интересы детей |
Дети предлагают интересующие их проблемы или то, что они хотят узнать |
Отбирает проблемы (темы) и предлагает их детям |
Обсуждают и принимают общие решения по выбору проблемы (темы) | |
Выбор решения проблемы |
Предлагает выбранную проблему (тему) |
Обсуждают и принимают решения проблемы (темы) |
Принимает участие в определении решений проблемы, фиксирует их в технологической карте |
Предлагают разные варианты решения проблемы. Каждый выбирает одну из предложенных | |
Формирование команд проектировщиков (творческих групп) |
Проводит организационную работу по формированию детей в команды, выбравших себе конкретные виды деятельности |
Группируются в соответствии с видами деятельности |
Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулировка вопросов, заданий для групп, отбор материалов (литература, оборудование и др.) |
Воспитатель заранее может разработать задания, вопросы для поисковой деятельности и материалы |
Принимают участие в разработке заданий или обсуждении вопросов, предложенных воспитателем |
Определение форма выражения итогов проектирования |
Принимает участие в обсуждении или предлагает готовые |
Обсуждают формы предоставления результатов деятельности: альбом, концерт, выставка рисунков и др. |
Реализация проекта |
Консультирует, координирует, стимулирует работу |
Осуществляют задуманную деятельность. Оформляют результаты работы |
Презентация |
Организует презентацию, консультирует |
Представляют полученные результаты, рассказывают о своей работе |
Рефлексия |
Оценивает свою работу по педагогическому эффекту в педагогической деятельности |
Учатся адекватно оценивать результат и деятельность: свою и команды. Учатся видеть и определять свою функциональную и социальную роль. Определяют другую проблему, которая вытекает из решенной |
При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения. [24, с 67]
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Существенный интерес для совершенствования в воспитательно-образовательной работы в детском саду представляют исследования в которых изучается влияние проектной деятельности на ознакомление детей с родным краем.
Цель: выявить влияние проектной деятельности на процесс ознакомления детей разного возраста с родным краем.
Задачи:
1. Выявить уровень
сформированности
2. Разработать
и апробировать
3. Проанализировать результаты проведения работы.
Исследование проводилось с 10 октября по 20 февраля. В МДОУ № 19. Обследовалось 18 детей. 8 мальчиков, 8 девочек 5-7 лет.
Методики исследования.
В соответствие с темой курсовой работы были подобраны методики для изучения знаний и представлений детей о родном крае.
С целью выявления
сформированности представлений о
родном крае нами Диагностика воспитанности
патриотизма (автор Сакавичене О.В.).
Автор выделяет следующие показатели:
информационный (объём представлений
о родном крае), мотивационно-эмоциональный (
В ходе беседы с детьми выявляются следующие представления:
Название страны
Название города
Название своего района
Домашний адрес
Название
Названия площадей, проспектов
Столица Карелии
Столица России
Символика
Флаг России
Флаг Карелии
Герб России
Герб Карелии
История народной культуры и традиций
Жилище человека и предметы быта
Народные праздники
Народная игрушка
Кто такой Петр 1
Занятия карелов в прошлом и настоящем
Природные богатства нашей родины
Отношение к природе
Что такое родина
Высокий уровень (13-15 баллов) - знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площадей, проспектов; знает и узнает флаг, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.
Средний уровень(8-12 баллов) – знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города; затрудняются назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень (5-7 баллов) – не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки, природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города.
Материалы: Герб и флаг города, республики
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок
правильно называет цвета
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях карельского народа.
Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой Карельский край».
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах Карельского края; о историко-географическом расположении родного города.
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Озеро, название. Какая рыба водится в озере?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание
5 «Личностное отношение к родном
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Информация о работе Ознакомление с родным краем посредством проектной деятельности детей 5-7 лет