Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:42, контрольная работа
Нравственное воспитание младшего школьника происходит как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
В учебном процессе младшие школьники приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
3. эстетическим проблемам. В
процессе таких классных часов
ученики знакомятся с
4. вопросам государства и права.
Следует развивать интерес
5. вопросам физиологии и гигиены,
6. психологическим проблемам.
7. проблемам экологии. Необходимо
привить школьникам
8. общешкольным проблемам (
В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной. Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки. Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
Экологическое воспитание
Основная цель экологического воспитания - научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимать сущность взаимоотношений живых организмов
с окружающей средой. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
* углубить и расширить
• привить начальные
* развить познавательную, творческую, общественную
активность школьников в ходе экологической деятельности;
• сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям
Форма проведения классного часа: классное собрание, час-общение, ролевая игра, устный журнал, социально-культурный проект, классные часы в форме телевизионных передач и др.
КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ – это
демократическая форма
ИГРА-ПУТЕШЕВСТВИЕ
Инициативная
группа выбирает транспорт и
маршрут путешествия (например, по
сказкам на ковре самолете
и т.д.), изготавливают карту заочного
путешествия с указание
Маршрут может быть информационного характера, содержать викторину, тест, развлекательные занятия. Необходимо определить конечный пункт путешествия.
ВИКТОРИНА– игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой
Требования к викторине:
общая тема;
вопросы должны быть конкретные;
подобрать определенное количество вопросов;
учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;
продумать форму проведения
Викторина может быть с различными заданиями:
если сможешь – объясни;
какое утверждение верно и т.д.
ДИСПУТ – устный умный спор, проходящий перед аудиторией между лицами имеющими разные точки зрения по какому-либо вопросу, проблеме
Необходимо заранее выбрать тему с учащимися и сформулировать вопросы.
Темы должны быть интересными, должны волновать учащихся.
ДИСКУССИЯ – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему.
ПРАЗДНИК – массовое мероприятие, проводимое в соответствии с традициями общеобразовательного учреждения.
Праздник – день торжества установленной в честь или в память кого или чего-нибудь. День игр, развлечений.
Большое значение имеет музыкальное оформление праздника. Условно структуру праздника можно определить так: вступление, основная часть, заключение.
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ – словесно-логическая
форма классного часа. Основными
средствами воздействия является слово,
вызывающие ответные эмоции у детей.
Главное здесь обмен
РОЛЕВАЯ ИГРА – игра, в которой каждый участник коллектива имеет определенную роль, которую он играет на протяжении всей игры.
ИГРА – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Игры не несут в себе ярко выраженной общественно политической направленности, но они способствуют развитию и воспитанию участников.
Организация и проведение информационного классного часа
Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.
Правила подготовки информационного часа:
Правило первое. Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной.
Правило второе. Информационный
час должен быть мобильным.
Информация, которую подготовили
классный руководитель и
Правило третье. Информация,
которую предлагают дети и
классный руководитель должна
быть оперативной и
Правило четвертое.
Информация в обзоре должна
быть беспристрастной.
Правило пятое.
Информационный час может и
должен развивать
Основные формы
работы во время
- газетные сообщения;
- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
- работа
со словарем и справочной
- работа с политической картой мира и глобусом;
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
- формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
- просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных часов:
- викторина (обзорная и тематическая);
- информационный ринг;
- конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
- пресс — конференция;
- встречи с интересными людьми;
- праздники газеты и журнала;
- вечера вопросов и ответов;
- дискуссии;
- путешествие во времени (история создания газет и журналов);
- рекламная акция.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом.
В работе с детьми надо учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще лишь они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. Основные разделы работы:
«Личная гигиена, аккуратность и опрятность»
1 класс – Друзья Мойдодыра.
2 класс – Каждой вещи - свое место.
3 класс – Уход за одеждой.
«Вежливость и культура речи»
1 класс – Волшебные слова.
2 класс – Ты и твои товарищи.
3 класс – Как ты говоришь
«Внимательность, точность, обязательность».
1 класс – Помни о других.
2 класс - Держи свое слово.
3 класс – Правила, обязательны для всех.
«Правила поведения на улице и в общественных местах».
1 класс – Правила поведения на улице.
2 класс – Правила поведения в кино, театре.
3 класс – Правила поведения в гостях.
Методы разъяснения различные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, стенды по культуре поведения.
Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихотворений, басен.
Условия и
средства успешного семейного
Основными принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- последовательность в своих
требованиях (не требовать
- оказание посильной помощи
своему ребенку, готовность
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил:
- запрещение физических
- запрещение читать чужие
- не морализировать,
- не говорить слишком много,
- не требовать немедленного повиновения,
- не потакать и др.
Все принципы сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Стили семейного воспитания.
Авторитарный стиль
характеризуется властностью
Демократический стиль: Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые, обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.
Пути, средства и условия успешного воспитания в семье:
- Социальная направленность.
- Личный пример родителей во всем (отношение к обществу, труду, друг к другу, к друзьям, коллегам и т.д.).
- Высокий уровень культуры быта в семье, организации семейной жизни.
- Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Умение выбирать наиболее
- Наличие у родителей
- Высокий уровень развития и самореализованности (в том числе профессиональной) родителей.
- Моральное и материальное
- Применение единых
- Развитие самостоятельности,
- Развитие стремления к учению.
- Применение эффективных форм
поощрения (похвала,
- Непрерывность воспитательного воздействия.
Тематика классных часов в начальной школе.
1 класс