Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:05, курсовая работа
Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий воспитания навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Определить специфику формирования навыков культурного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Выявить содержание сюжетно-ролевых игр помогающих формированию навыков культурного поведения, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие, значение нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Содержание, принципы и методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 15
1.3 Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования навыков культурного поведения 22
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр 29
2.1 Констатирующий эксперимент 29
2.2 Формирующий эксперимент 34
2.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 44
Список литературы 46
Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривает картинку, на которой изображён ребёнок, отнимающий мяч у сверстника, и замахивается на него кулачком. Увидев плачущего сверстника, он гладит его по голове (как это делает мама, утешая его самого) и отдаёт игрушку, с которой только что сам играл.
Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, к Родине, уважение к людям других национальностей.
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процесс накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, в котором проявляются уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, педагог проводит большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков, которые он предлагает и совершить. Перед педагогом стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать. Например: «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».
Такие доступные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общее представление о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в общении со сверстниками.
К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делится игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т.д.), об уважительном отношении к взрослым.
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребёнка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Содержание нравственного воспитания дошкольников определенно программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя воспитание любви к Родине, российским людям, уважения к ним и их труду, коллективизма и гуманизма, дисциплинированности и культуры поведения, волевых черт характера и положительных моральных качеств личности.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, занятия, он придаёт им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, воспитатель анализирует их содержание, уделяет внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая занятия по изобразительной деятельности, продумывает тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке своё отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивирует его значение для окружающих людей.
Даже в каждодневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причём его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребёнка раздеваться после прогулки, воспитатель учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.
Принципы нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста разрабатываются на основе принципа гуманизма. Нравственное воспитание в детском саду проникнуто идеями морали: идеями дружбы, мира и сотрудничества между народами, солидарности и взаимоуважения. Педагог руководствуется этими принципами во всей воспитательно-образовательной работе.
Важным принципом нравственного воспитания является принцип воспитания детей в коллективе. Коллектив является действенным средством воспитания у ребёнка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т.е. основных принципов, взаимоотношений между людьми. Коллектив – это школа формирования общественной направленности личности ребёнка. Здесь наиболее ярко раскрывается его индивидуальность, способности и нравственные качества. Моральная ценность человека проявляется, прежде всего, в поступках. В коллективе ребёнок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, скромность, трудолюбие.
Принцип воспитания в коллективе обязывает педагогов объединять детей в разных видах совместной деятельности для благотворного влияния на личность каждого ребёнка. Так, организуя коллективный труд, воспитатель учит детей совместными усилиями достигать цели. Дошкольники вместе обсуждают последовательность работы, помогают друг другу, что способствует формированию положительных взаимоотношений, начал коллективизма.
В процессе общения происходит взаимовлияние детей друг на друга. Знания одного становятся достоянием всей группы, а положительная оценка робкого, застенчивого ребёнка перед коллективом товарищей поддерживает его стремление, поделится своими знаниями со сверстниками.
Определяя средства и методы воздействия на детей, педагог руководствуется принципом требовательности к ребёнку в сочетании с уважением к его личности. Это соответствует сущности морали, основанной на уважении к человеку и признании его личного достоинства. Этот принцип нашёл педагогическое воплощение в системе А.С. Макаренко.
Применение этого принципа выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.
Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребёнка, будет ли понято; сформирует ли оно определённые представления о явлениях окружающей жизни, мотивы поступков, будет ли воспитывать осознанное поведение.
Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребёнка. Этот принцип требует от педагога осуществлять всю воспитательную работу систематически, последовательно усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для каждого ребёнка в отдельности (с учётом его особенностей и уровня усвоения вводимых моральных правил, опыта поведения). Необходимо также создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того, чтобы сформировать любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребёнка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность формирования приспособленчества.
Учёт этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьёй, проведение большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей.
Воспитание детей в коллективе сверстников осуществляется также в соответствии с принципом индивидуального подхода, учёта возрастных особенностей, уровня нравственных представлений и опыта поведения ребёнка. Осуществление этого принципа требует от педагога глубоких знаний психофизиологических особенностей данного возраста и индивидуальных особенностей развития каждого их воспитанников.
Учитывая этот принцип, педагог определяет задачи и методы индивидуального подхода к ребёнку. Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребёнка умение уступить, поделиться, у другого – инициативу, умение отстаивать своё мнение, у третьего – сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвёртого – умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой, о ролях в коллективной игре и у всего коллектива детей – положительные взаимоотношения.
В каждой группе педагог формирует положительное отношение к труду, учитывая при этом возрастные особенности детей. Так, руководя первыми трудовыми действиями малышей, воспитатель поддерживает любую их попытку включиться в работу, снисходительно относится к её качеству и результатам.
Моральный облик воспитателя – важное условие нравственного воспитания. Воспитателю детского сада государство доверило самых маленьких граждан страны. Дети во всём подражают своему воспитателю, верят в его справедливость, проникаются его убеждённостью. Моральный облик педагога становится для них примером отношения к окружающим, к природе, к Родине, к своим обязанностям.
Воспитатель, обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребёнка, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма.
Педагогу детского сада должно быть свойственно стремление к самовоспитанию, строгому контролю за своим поведением и отношением к окружающим. Он должен систематически повышать свой идейно-теоретический и профессиональный уровень.
Дошкольный
возраст - первоначальный этап усвоения
общественного опыта. Игра - наиболее
доступный ребенку вид
Игра занимает большое место в системе нравственного воспитания дошкольников.
Г.И. Радвил считает, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. [24]
Дети
играют потому, что это доставляет
им удовольствие. Ни в какой другой
деятельности нет таких строгих
правил, такой обусловленности