Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:05, курсовая работа
Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий воспитания навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Определить специфику формирования навыков культурного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Выявить содержание сюжетно-ролевых игр помогающих формированию навыков культурного поведения, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие, значение нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Содержание, принципы и методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста 15
1.3 Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования навыков культурного поведения 22
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию культурного поведения дошкольников младшего возраста с помощью сюжетно-ролевых игр 29
2.1 Констатирующий эксперимент 29
2.2 Формирующий эксперимент 34
2.3 Контрольный эксперимент 39
Заключение 44
Список литературы 46
«Игрушки у врача».
Цель:
учить детей уходу за больными
и пользованию медицинскими инструментами,
воспитывать в детях
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
«День рождения Степашки».
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход
игры: воспитатель сообщает детям
о том, что у Степашки сегодня
день рождения, предлагает пойти к
нему в гости и поздравить его.
Дети берут игрушки, идут в гости
к Степашке и поздравляют его.
Степашка предлагает всем чай с тортом
и просит помочь ему накрыть стол.
Дети активно участвуют в этом,
с помощью воспитателя
Следует отметить, что подобные игры, формирующие навыки культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста должны проводиться не только в дошкольных образовательных учреждений, но и дома, в семье.
Приведем проблемные ситуации для активизации сюжетно–ролевых игр в семье:
«Семья»
«Дом»
«Дружба»
«Я РАСТУ»
После проведения комплекса мероприятий по формировании навыков культурного поведения у детей младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры проводим контрольный эксперимент.
Цель данного контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня нравственного воспитания младших дошкольников.
Для
определения эффективности
На
первом этапе было проведено изучение
навыки культурного поведения детей в
отношении взрослых (таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Диагностика культурного поведения и этических норм у детей в отношении «ребенок и взрослые».
Представления, умения, навыки | Диагностические методики |
Ребенок и взрослые | |
|
Беседа с ребёнком с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Тётя может быть с бородой? У кого может быть борода? Дедушка носит платье? Дядя красит губы? И т. д |
|
Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д. |
Для
первого задания было отобрано 10
картинок взрослых людей с различным
полом и возрастом и
Для второго задания было отобрано 10 картинок с различным количеством взрослых людей с различной деятельностью.
Результаты
ответов занесены в таблицу 2.8
Таблица 2.8 Результаты ответов дошкольников этапа «ребенок и взрослые».
№ | Имя, фамилия, возраст ребенка |
Количество правильных ответов по 1-му заданию | Количество правильных ответов по 2-му заданию | Средний результат |
1 | Света А, 3 года | 9 | 10 | 9,5 |
2 | Антон Б, 4 года | 8 | 7 | 7,5 |
3 | Лена В, 3 года | 6 | 5 | 5,5 |
4 | Денис Г, 4 года | 9 | 9 | 9 |
5 | Коля Д, 4 года | 6 | 8 | 7 |
6 | Диана И, 4 года | 10 | 10 | 10 |
7 | Кирилл И, 3 года | 10 | 10 | 10 |
8 | Вася Л, 3 года | 10 | 10 | 10 |
9 | Гена М, 4 года | 9 | 10 | 9,5 |
10 | Света Н, 3 года | 5 | 6 | 5,5 |
11 | Вера П, 4 года | 8 | 9 | 8,5 |
12 | Никита Р, 3 года | 10 | 9 | 9,5 |
13 | Таня Ю, 4 года | 10 | 10 | 10 |
ИТОГО (среднее) | 8,5 | 8,7 | 8,6 |
На
втором этапе было проведено изучение
навыки культурного поведения детей в
отношении сверстников (таблица 2.9).
Таблица 2.9 – Диагностика культурного поведения и этических норм у детей в отношении «ребенок и сверстники».
Представления, умения, навыки | Диагностические методики |
Ребенок и сверстники | |
|
Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у девочек? И т. д. |
|
Обсуждение стихотворений А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок качается» (с использованием иллюстраций). Почему Таня плачет? Как ей можно помочь? Почему бычок боится? Как ему можно помочь? И т. д. |
|
Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. |
На
третьем этапе было проведено изучение
отношения ребенка к самому себе (таблица
2.10).
Таблица 2.10 – Диагностика культурного поведения и этических норм у детей в отношении «к самому себе».
Представления, умения, навыки | Диагностические методики |
Отношение ребенка к самому себе | |
|
Игровая ситуация: Пока вы все спали, приходила собачка, искала косточку, забралась в шкафчики, вытащила всю одежду, а я не помню — чья это одежда. Найдите свои вещи и уберите на место. |
|
Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. |
После
проведения контрольного эксперимента
выявим уровень культурного поведения
у детей (рис. 2.2):
Уровни освоения.
НИЗКИЙ: Ребёнок проявляет боязнь и недоверие к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует с ними. Ребёнок плохо различает людей по половому признаку. Не различает эмоциональные элементарные состояния. Общее эмоциональное состояние неустойчиво.
СРЕДНИЙ:
Ребёнок приветлив с
ВЫСОКИЙ:
Все задания выполняет
Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
Сюжетно-ролевая
игра обязательно сама придет в жизнь
ребенка. Но то, насколько она будет
богатой и разнообразной, и как
много сложных жизненных
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Для
более легкого овладения