Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа
Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия усвоение правил здорового образа жизни младших школьников при изучении окружающего мира.
Объект исследования – процесс усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………………......6
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» в научной литературе ...……………………………………………………………………....6
1.2 Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника…………………………………………………………………………9
1.3 Проблема формирования правил здорового образа жизни в процессе
изучения окружающего мира………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира………………………………………………………………21
2.1 Определение уровня усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира…………..21
2.2 Реализация педагогических условий эффективного усвоения правил здорового образа жизни при изучении окружающего мира………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……
Под режимом дня, труда и отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение [29, С.42].
Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.
Как отмечает Н. Сократов, для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам [30, 46].
Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена [15, С.179].
С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена трудовая деятельность школьников во внеурочное время. Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной.
Как отмечает Ю.Г. Лисицин, одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82–85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. [21,85]
В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер. Таким образом, систематическое школьное обучение является, как правило, той деятельностью детей, в процессе которой происходят дальнейшее развитие и постепенная перестройка их умственных (познавательных) процессов.
На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений, активно развиваются его основные виды: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание (Вавилова, 1983) [29].
По мнению О.Л. Терещева, отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должны сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. [32,11]
Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.
Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы [13, С.89].
Одним из компонентов формирования ЗОЖ у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Рассмотрим особенности приобщения к этим вредным привычкам, характерные для младшего школьного возраста.
В возрасте 6—8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9—10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими.
По мнению М.П. Ролик, следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ младшего школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям отказаться от пагубных привычек. [26,58]
Культура здорового образа жизни это интегративное качество личности, включающее когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты и характеризующееся определенным уровнем владения системой знаний в области здоровья, мотивов, потребностей быть здоровым, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих людей, к здоровому образу жизни, умений и навыков их соблюдения
Разработанные критерии и показатели позволяют отслеживать динамику развития уровней сформированности правил здорового образа жизни младших подростков.
Это: 1) когнитивный критерий, его показатель: полнота и объем знаний о здоровье, здоровом образе жизни, о путях его соблюдения; 2) мотивационно-ценностный критерий, его показатели а) положительная мотивация, заключающаяся в необходимости сохранять здоровье и соблюдать здоровый образ жизни; б) ценностное отношение к здоровью своему и окружающих людей и к идее здорового образа жизни; 3) деятельностный критерий, его показатели: а) сформированность умений и навыков, необходимых для соблюдения здорового образа жизни, б) устойчивость норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни.
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников. Одним из важнейших факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
1.3 Проблема формирования
правил здорового образа жизни
в процессе изучения
Одной
из современных задач начального
образования является
ФГОС второго поколения определяет
эту задачу как одну из
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Одним из факторов, обеспечивающих
достижение результатов деятельности
по сохранению и укреплению
здоровья в образовательном
Поэтому
в образовательной программе НОО четко
обозначены цели и задачи деятельности
ОУ по данному направлению. Эта деятельность
должна:
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-дать
представление с учётом
-сформировать
представление об основных
-научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-обучить
элементарным навыкам
-сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
-научить
учащихся делать осознанный выбор
поступков, поведения, позволяющих сохранять
и укреплять здоровье;
Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей: знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Вместе
с тем, обязательной является и
определенная в образовательной программе
структура системной работы по формированию
культуры здорового и безопасного образа
жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков: (направлений)
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
-рациональная
организация учебной и
-эффективная
организация физкультурно-
-реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Каждое направление- это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
-соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
-наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
-оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
-наличие
помещений для медицинского
-наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).