Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия усвоение правил здорового образа жизни младших школьников при изучении окружающего мира.
Объект исследования – процесс усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия усвоения правил здорового образа жизни у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира……………………………………………………………......6
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» в научной литературе ...……………………………………………………………………....6
1.2 Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника…………………………………………………………………………9
1.3 Проблема формирования правил здорового образа жизни в процессе
изучения окружающего мира………………………………………………...…15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира………………………………………………………………21
2.1 Определение уровня усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира…………..21
2.2 Реализация педагогических условий эффективного усвоения правил здорового образа жизни при изучении окружающего мира………….…….34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Usvoenie_mladshimi_shkolnikami_pravil_zdorovogo.docx

— 331.15 Кб (Скачать файл)

Рациональная организация учебной  и внеучебной деятельности обучающихся,  направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение  гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

-использование  методов и методик обучения, адекватных  возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

-введение  любых инноваций в учебный  процесс только под контролем  специалистов;

-строгое  соблюдение всех требований к  использованию технических средств  обучения, в том числе компьютеров  и аудиовизуальных средств;

-индивидуализация  обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

-ведение  систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

 Эффективная  организация  физкультурно-оздоровительной  работы, направленная на обеспечение  рациональной организации двигательного  режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

-полноценную  и эффективную работу с обучающимися  всех групп здоровья (на уроках  физкультуры, в секциях и т. п.);

-рациональную  и соответствующую организацию  уроков физической культуры и  занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

-организацию  занятий по лечебной физкультуре;

-организацию  часа активных движений (динамической  паузы) между 3-м и 4-м уроками;

-организацию  динамических перемен, физкультминуток  на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

-организацию  работы спортивных секций и  создание условий для их эффективного функционирования;

-регулярное  проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников,  а также всех педагогов.

 Реализация  дополнительных образовательных  программ  предусматривает:

-внедрение  в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

-проведение  дней здоровья, конкурсов, праздников  и т. п.;

-создание  общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу « Здоровье».

Деятельность, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины; проведение часов здоровья; факультативные занятия; занятия в кружках; проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организацию дней здоровья.

Просветительская работа с родителями включает:

-лекции, семинары, консультации, курсы по  различным вопросам роста и  развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно  влияющим на здоровье детей  и т. п.;

-приобретение  для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической  литературы;

-организацию  совместной работы педагогов  и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;

-организация  выставки новинок литературы  в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, разработка соответствующей  страницы сайта и т.д.

В системе учебников УМК «Школа России» предусмотрен материал, направленный на формирование установки школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью разработаны соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — для достижения указанного результата предусмотрены разделы, например: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

Выводы по главе:

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

В системе учебников УМК «Школа России» предусмотрен материал, направленный на формирование установки школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью разработаны соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

Глава I I. Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира

2.1 Определение уровня усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира

В теоретической части нашего исследования была предпринята попытка дать характеристику особенностей усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира.

Цель опытно-экспериментальной части работы  – выявить уровень сформированности правил здорового образа жизни младших школьников.  

Цель экспериментального исследования позволила поставить конкретные задачи:

  1. Выбор методики экспериментального исследования.
  2. Определение критериев и уровней сформированности правил здорового образа жизни младших школьников.
  3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
  4. Разработка методических рекомендаций по формированию правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира.

Исследование проводилось на базе  МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» п. Климовское. В эксперименте приняли участие школьники третьего класса в количестве 20 человек. Класс занимается по учебно-методическому комплекту «Школа Росси».

Экспериментальное исследование сформированности правил здорового образа жизни младших школьников в третьем классе проводилось методом анкетирования.

Формирование  здорового образа жизни затрагивает  разные стороны развития личности, таким образом, мы выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностный.

Когнитивный критерий предполагает наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни. Данный критерий включает в себя понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. Кроме того, данный критерий позволяет оценить степень осведомленности о правилах использования различных методов сохранения и укрепления своего здоровья.

Мотивационно-потребностный критерий предполагает наличие желания вести здоровый образ жизни, наличие интереса к своему здоровью.

Деятельностный критерий предполагает наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. Данный критерий оценивает то, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей.

Раскроем кратко содержание каждого уровня и критерии его оценки.

В таблице 1. представлены уровни усвоения правил здорового образа жизни младших школьников.

Таблица 1.      

Характеристика  уровней сформированности здорового образа жизни

 

Уровни\

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Когнитив

ный

Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни

Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не полном объеме.

 

Младший школьник  не владеет знаниями основ здорового образа жизни.

Мотивационно-потребностный

.Младший школьник испытывает интерес к знаниям  относительно здорового образа жизни.

Испытывает  желание принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности.

В наличие  внутренняя мотивация.

Не всегда  испытывает интерес к здоровому образу жизни.

Проявляет  желание принимать участие в некоторых мероприятиях оздоровительной направленности.

Внутренняя  мотивация должна подкрепиться внешней.

Не испытывает  интереса к знаниям относительно здорового образа жизни.

Испытывает  желание принимать участие в  мероприятиях оздоровительной направленности.

Необходима внешняя мотивация.

Деятельностный

Младший

школьник систематически использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

Является  активным участником мероприятий оздоровительной направленности.

Приобщает других детей к мероприятиям оздоровительной  направленности.

Младший школьник не всегда использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

Является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.

Младший школьник  редко использует или не использует  знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

Не участвует  или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.


 

Нами был проведен опрос – анкета "Мое здоровье" – учащихся с целью определения их отношения к своему здоровью (деятельностный компонет). Школьникам было задано пять вопросов, на каждый из вопросов предлагалось 3 варианта ответов. Так, на первый вопрос анкеты "Приходилось ли тебе идти в школу больным?" мы получили следующие результаты (рис. 1.1):

 

Рис. 1.1 Приходилось ли тебе идти в школу больным?

 

Как видно из полученных результатов ответа на первый вопрос 60% учащихся приходят в школу нездоровыми, либо испытывают легкое недомогание. Такой большой процент влияет на мотивацию учащихся к обучению, на успеваемость.

Следующий вопрос "Как часто у тебя болит голова?" показал следующие результаты (рис. 1.2):

 

Рис. 1.2 "Как часто у тебя болит голова?"

 

Результаты ответов на данный вопрос показали, что процент учащихся, у которых болит голова и редко болит голова, разделились поровну. Это свидетельствует, первую очередь, о том, что во время учебы учащиеся испытывают большую нагрузку, что влияет на их самочувствие и успеваемость. Третий вопрос анкеты звучал "Какова продолжительность прогулок на свежем воздухе?" содержал три варианта ответов: больше трех часов; больше двух часов; около часа. Получились следующие результаты (рис. 1.3):

 

Рис. 1.3 "Какова продолжительность прогулок на свежем воздухе?"

 

Большинство учащихся проводят на свежем воздухе около часа, что является недостаточным для детей младшего школьного возраста, так как времяпрепровождение на свежем воздухе способствует мыслительной деятельности. А при прогулке около часа ребенку не хватает времени на отдых.

На четвертый вопрос "Всегда ли ты ложишься спать в определенное время" были получены следующие результаты (рис. 1.4):

 

Рис. 1.4 "Всегда ли ты ложишься спать в определенное время?"

 

Результаты ответов на данный вопрос показал, что большинство учащихся (80%) соблюдают режим дня, а именно сна. Это является положительным результатом.

Последний вопрос анкеты звучал: "Как часто в течение дня ты питаешься?" содержал три варианта ответов:

  • три раза в день;
  • два раза в день;
  • один раз в день.

Рис. 1.5 "Как часто в течение дня ты питаешься?"

 

Результаты ответов на данный вопрос показали, что большинство учащихся 3 «Б» класса питаются три раза в день (50%), 40% учащихся питаются два раза в день и 10% школьников едят всего лишь один раз в день. Результаты опроса отображены на рис. 1.5.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по проблеме усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего