Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 13:51, курсовая работа
Предмет исследования: методика проведения игровых обучающих ситуаций для развития движений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- изучить цели, задачи, характеристики обучения детей физическим упражнениям в младшем дошкольном возрасте;
- рассмотреть педагогические условия использования игровых обучающих ситуаций в развитии движений у младших дошкольников;
- изучить уровень развития основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы развития движений у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….
5
Физические упражнения как основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста………………………………
5
Игровые обучающие ситуации в непрерывной образовательной деятельности детей в ДОУ.
10
Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста при помощи игровых обучающих ситуаций…………………………….………
14
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию движений у детей младшего дошкольного возраста в игровых обучающих ситуациях …………………………………………………………………………………..
16
2.1. Изучение уровня развития основных движений у детей младшего дощкольного возраста………………………………………………………
16
2.2. Развитие движений у детей младшего возраста при помощи игровых обучающих ситуаций …………………...........................................................
24
Заключение……………………………………………………………………
31
Список литературы…………………
Постепенно задачи усложнялись, воспитатель во время игры менял направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучали выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга.
Затем мы стремились подобрать такие игры и упражнения, которые способствовали бы разностороннему развитию движений у детей. При планировании игр учитывали, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный возрастной период.
Например, для того, чтобы научить детей спрыгивать с предметов, мы предложили им выполнить следующее упражнение: «Спрыгни на дорожку», где они должны были прыгать со скамейки на цветную дорожку, сделанную из листа ватмана. В усложненном варианте этого упражнения, было поставлено 3 скамейки на одинаковом расстоянии друг от друга (1 метр), положены дорожки разных цветов. Это дало возможность одновременно учить спрыгивать большее число детей и повторять упражнение несколько раз. Затем ребята повторяли это движение в подвижных играх «Кот и воробушки», «Воробушки и автомобиль».
В некоторых случаях в одном упражнении мы решили объединить несколько движений. Например, в игровом упражнении «Брось мяч через веревочку» на площадке натягивали шнур и ставили скамейки. Дети перебрасывали мячи через веревку, затем перелезали через скамейки. Таким образом, они выполняли три основных движения: перебрасывали мяч, перелезали через скамейку и бегали.
При играх с
мячом при помощи игровых ситуаций
мы стремились научить детей элементарным
действиям: передать мяч друг другу,
прокатить его между предметами
С этой целью использовали такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать.
Больше всего детям понравилось упражнение, в котором им предлагалось поймать шарик сачком. По столу воспитатель катил шары поочередно каждому ребенку, а они сачком должны были их ловить. Затем это упражнение усложнили: одновременно катили два шарика. На следующем этапе этого упражнения дети должны были руками поймать катящиеся шарики. Иногда воспитатель прокатывал шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, что заставляло его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару.
Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Попади в неваляшку», «Скати мяч с дощечки» и т. д.
После того, как дети овладели элементарным навыкам при играх с мячом, мы стали учить их бросать мяч и ловить его.
Для того, чтобы заинтересовать детей, мы изготовили различные пособия: цветные дуги, различные дорожки, сачки, лопатки, разноцветные шарики разных размеров. Детям было предложено прокатывать мячи под соответствующими им по цвету дугами.
Большое место в работе с малышами занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх дети приучаются действовать в соответствии с правилами игры. Здесь уже важную роль играет воспитатель, именно от него зависит, как дети справятся с поставленной задачей. Необходимо доступно объяснить детям правила игры, суметь заинтересовать их. Для того, чтобы побудить малышей к активным действиям, мы сами включились в игру. Выполняя ту или иную роль, мы показывали ребятам, как правильно выполнять движения.
На формирующем этапе эксперимента при проведении подвижных игр мы широко использовали такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагали детям подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.
Дети лучше играют в хорошо знакомые им подвижные игры, где правила уже известны, однако, наблюдая за малышами, мы заметили, что у них быстро пропадает интерес к тем играм, которые проводятся очень часто. А, следовательно, двигательная активность начинает снижаться. Исходя из этого, мы сделали вывод, что необходимо более серьезно подходить к варьированию игр.
Разрабатывая
различные варианты игр, мы старались
предусмотреть использование
При обучении основным движениям мы воспитывала у детей умение действовать вместе, слушать воспитателя, следовать указаниям.
В заключении экспериментальной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента, где мы также провели обследование основных движений детей, их самостоятельной двигательной деятельности.
В результате проведенной нами работы движения детей улучшились. Малыши стали чаще пользоваться такими движениями, как прыжки, лазание, заинтересовались игрой в мяч, полюбили спортивные сюжетные игры. В итоге у них повысилась двигательная активность, что положительно повлияло на их физическое развитие. Освоение основных движений группой младших дошкольников возросло с 46% до 82%. При этом некоторые навыки, такие как бег между 2 шнурами, прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед, были освоены всеми детьми.
Таблица 2 – Определение уровня сформированности основных движений детей после проведения формирующего эксперимента
Фамилия, имя ребенка |
Бег между 2 шнурами расстояние 30 см |
Лазанье по гимнастической стенке высота 1, 5 м. |
Ловля мяча с расстояния 100 см. |
Метание предметов на дальность |
Метание набивных мячей в горизонтальную цель раст. 1м. |
Прыжки на 2 ногах на месте, слегка продвигаясь вперед |
Прыжки на 2 ногах ч-з 2 параллельные линии |
Ходьба с изменением темпа |
Ходьба с изменением направления |
Ходьба приставным шагом в стороны |
Ходьба с перешагиванием через предметы |
Ходьба по доске |
Бег в медленном темпе 30 сек непрерывно |
% освоения ребенком основных движений | |
1 |
Вадим М. |
+ |
+ |
- |
1.8 - |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
85 |
2 |
Сава П. |
+ |
- |
+ |
2.1 + |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
70 |
3 |
Лера С. |
+ |
- |
+ |
1.7 - |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
70 |
4 |
Валера П. |
+ |
+ |
+ |
2.6 + |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
85 |
5 |
Сэлмэг Б. |
+ |
+ |
+ |
2.1 + |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
62 |
6 |
Даша Г. |
+ |
+ |
+ |
2.5 + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
7 |
Туяна Д. |
+ |
- |
+ |
2.7 + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
85 |
8 |
Денис А. |
+ |
+ |
+ |
1.8 - |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
78 |
9 |
Гомбоцырен Л. |
+ |
+ |
- |
2.9 + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
92 |
10 |
Софья З. |
+ |
+ |
+ |
2.8 + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
92 |
% детей освоивших навык |
100 |
70 |
80 |
80 |
80 |
100 |
80 |
70 |
70 |
80 |
90 |
80 |
90 |
Важно отметить индивидуальные достижения детей. Средний процент освоения каждым ребенком основных движений возрос с 46% до 82%.
Результаты итогового эксперимента подтвердили эффективность работы, проведенной в ходе формирующего эксперимента.
Проведенное исследование показало, что подвижные игры положительно воздействуют на развитие основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
2.2. Развитие движений у детей младшего возраста при помощи игровых ситуаций в различных формах организации
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка младшего дошкольного возраста осуществляется различными путями. С одной стороны, малыши приобретают определенные навыки в своей самостоятельной деятельности, такой, как игра, труд, с другой – благодаря специально организованным мероприятиям по физической культуре, направленных на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. [25]
Основной формой обучения детей различным движениям считаются занятия. В то же время важное место в системе физического воспитания младших дошкольников занимают подвижные игры.
Для младших дошкольников подвижные игры очень важны. С их помощью решаются разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр у детей развивается и совершенствуется моторика, формируются нравственные качества, привычки.
Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то или быстрее спрятаться в заранее намеченное место, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, не мешать другим играющим, быстро находить свое место, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. В игре ребенок, подражая действиям товарищей, начинает естественно и непринужденно выполнять самые различные движения.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия способствуют усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. [22]
Влияние подвижных игр на развитие движений детей во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.
Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Более подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.[13]