Опытно – экспериментальная работа по развитию движений у детей младшего дошкольного возраста в игровых обучающих ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: методика проведения игровых обучающих ситуаций для развития движений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- изучить цели, задачи, характеристики обучения детей физическим упражнениям в младшем дошкольном возрасте;
- рассмотреть педагогические условия использования игровых обучающих ситуаций в развитии движений у младших дошкольников;
- изучить уровень развития основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы развития движений у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….
5
Физические упражнения как основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста………………………………
5
Игровые обучающие ситуации в непрерывной образовательной деятельности детей в ДОУ.
10
Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста при помощи игровых обучающих ситуаций…………………………….………
14
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию движений у детей младшего дошкольного возраста в игровых обучающих ситуациях …………………………………………………………………………………..
16
2.1. Изучение уровня развития основных движений у детей младшего дощкольного возраста………………………………………………………
16
2.2. Развитие движений у детей младшего возраста при помощи игровых обучающих ситуаций …………………...........................................................
24
Заключение……………………………………………………………………
31
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дубинина К.Р..doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Нецелесообразна активная двигательная деятельность и  сразу после завтрака.

Перед занятиями  уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего  индивидуального порядка.

Наиболее полезны  и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.

На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные  дни недели не одинаковы.

При подборе  игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

Не исключаются  подвижные игры и в дни, когда  есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

В режиме дня  подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми.

Для обеспечения  достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа  по физической культуре  предусматривает  определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).[6]

Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных  занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.

С детьми четвертого года длительность подвижных игр  и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий  составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 15-20 мин.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные  игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин.

Наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных  игр на воздухе являются поздняя  весна, лето и ранняя осень. В это  время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быть активны; в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют, скорее устают, и у них пропадает желание участвовать в этих играх.

Значительные  затруднения вызывает проведение подвижных  игр с малышами на участке в  зимнее время, ранней весной и поздней  осенью. Тяжелая одежда и обувь  затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям четвертого года жизни, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем дети третьего года, играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры с малышами удобнее проводить небольшими подгруппами.

Поскольку в  зимнее время многие игры не могут  быть проведены на участке с достаточной  эффективностью, необходимо во второй половине дня, в свободное от занятий время, иногда проводить подвижные игры в помещении - в групповой комнате, освободив для этого побольше места; по возможности нужно стремиться выйти с детьми в зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре.

На участке  же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной  двигательной деятельности детей. Для  этого нужно расчистить достаточно просторную площадку - сделать постройки  из снега (снежные валы, невысокие горки, лабиринты), а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия  физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.[20]

В занятие физической культурой для младших дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная - в основную часть, вторая, более спокойная - в заключительную часть занятия; цель последней - успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: "Воробушки и кот" (где все дети активно бегают, приседают, изображая летающих и клюющих птичек, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и "Найди флажок" (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем флажок). [23]

Со второй младшей  группы (четвертый год жизни) программой предусмотрено 3 физкультурных занятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от времени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях имеют место упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включаются простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними - подвижные игры.

При менее благоприятной  погоде (весной, поздней осенью) занятия могут быть построены преимущественно из игровых упражнений и подвижных игр.

 

Заключение

Игра занимает в жизни ребенка важное место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с удовольствием играют в придуманные ими игры. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение, что было уже неоднократно доказано учеными. Известно, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.

Почти в каждой игре присутствует прыжки, бег, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Проведенное исследование показало, что игровые обучающие  ситуации способствуют развитию движений у детей младшего дошкольного возраста, повышают двигательную активность детей.

 

Список литературы

  1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.: ил.
  2. Дергунов Н.И. Учебное издание. г. Новосибирск, 2009. - 245С.
  3. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2010. - № 3.
  4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. Пособие для студентов пединститутов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - М.: «Просвещение», 1978.
  5. Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1978 - 86-88с.
  6. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. - 2004. - № 1.
  7. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - 116 с.
  8. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.: ил.
  9. Лаптев А. Управление физическим развитием. - Москва, 2003. - 180с.
  10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007. - 270с.
  11. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003.
  12. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. Москва - 2007. - 180с.
  13. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.
  14. Развитие движений ребенка-дошкольника. / Под редакцией Фонарева М.И.- М.: «Просвещение»,1975.- 112-170с.
  15. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. – Москва, 2007. - С. 21 – 24.
  16. Сорочек Р.Г., Спирина В.П., Уварова З.С., Юрко Г.П. Физическое воспитание раннего и дошкольного возраста. М.:, 1963.- 213-222с.
  17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 59-61с., 64-66с.
  18. Татьян В.В. Экспериментальное обоснование рациональных вариантов сочетания средств скоростно – силовой подготовки начинающих спортсменов. - Москва, 2004. - 26 с.
  19. Теория и методика физического воспитания. /Под редакцией Матвеева Л.П., Новикова А.Д., «ФиС» - М., 1982- 70-74с.
  20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
  21. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Москва, 2006. - 160 с.
  22. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2008. – 421 с.
  23. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.: ил.
  24. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть. – Москва, 2010 - 80с.
  25. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. «ФиС» – М, 1978- 110с.

 

 

 

Приложение  А

Варианты подвижных игры для детей 3-4 лет

Солнышко  и дождик

Цель: научить малышей бегать, не наталкиваясь на других детей, приучает действовать по команде воспитателя.

Оборудование: стульчики.

Ход игры: воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять!». Дети бегают по всей площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои стульчики.

 

По  тропинке

Цель: научить  детей осторожно идти, стараясь не наступить на линию.

Оборудование: два шнура длиной 2-2,5м.

Ход игры: на полу на расстоянии 25 - 30 см друг от друга кладут два шнура длиной 2-2,5 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Малыши должны идти осторожно, стараться не наступать на линии, не мешать друг другу, не наталкиваться на идущего впереди.

Через ручеёк

Цель: научить детей ходить по узенькой   дорожке, правильно держать равновесие.

Оборудование: нарисованные на асфальте две линии на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга и камешки.

Ход игры: дети стоят у черты – на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился – намочил ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

 

 

Попади  в круг

Цель: научить детей соблюдать правило поочередности, показать малышам, как правильно метать мешочек в цель одной рукой.

Материал: обруч; мешочек, наполненный песком.

Ход игры: дети строятся в колонну по одному. Первого ребенку дается мешочек с песком, он должен бросить его в круг, затем поднять мешочек и передать его следующему малышу.

 

С кочки  на кочку

Цель: научить детей перешагивать с одного обруча в другой.

Материал: обручи.

Ход игры: воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого, по команде воспитателя малыши должны перейти на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч.

 

Зайка серенький сидит

Цель: научить детей повторять движения за воспитателем.

Ход игры: малыши становятся в круг, в центре воспитатель. Дети вместе с воспитателем произносят стих и делают движения

Зайка серенький  сидит,

И ушами шевелит

Вот так, вот  так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно  сидеть,

Надо лапоньки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно  стоять,

Зайке надо поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Зайке надо поскакать.

Кто-то зайку  напугал,

Зайка прыг… и убежал.

 

Мой весёлый звонкий мяч

Цель: научить детей подпрыгивать на двух ногах.

Ход игры: малыши стоят около воспитателя и изображают мячики, прыгая на месте и приговаривая:

Мой весёлый  звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

После этого дети убегают, а воспитатель их ловит.

 

Птички  и кошка

Цель: научить малышей соблюдать правила игры, реагировать на сигнал.

Материал: маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Ход игры: дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребёнок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают, клюют зёрна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

 

 


Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по развитию движений у детей младшего дошкольного возраста в игровых обучающих ситуациях