Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 01:24, курсовая работа
Объект исследования – изобразительная деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования - процесс формирования умений выразительной передачи образа в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Путем анализа психологической литературы определить особенности формирования умений выразительной передачи образа в рисовании старших дошкольников.
Подобрать диагностический инструментарий для выявления у детей старшего дошкольного возраста уровни сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании.
Выявить уровни сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании у детей старшего дошкольного возраста и наметить пути их дальнейшего формирования.
Введение
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Как отмечает Г.Г. Григорьева, являясь одним из самых доступных и интересных видов деятельности, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, выразить положительное или отрицательное отношение к окружающему.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжается в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.
Проблема детского
рисунка продолжает
Процесс
рисования рассматривается
Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, исследуя детское рисование, уделяли внимание процессу становления изображения: своеобразие линий, формы, цвета, расположение на листе. Проблема формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества. В исследованиях Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной вопросы детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительного и выразительных особенностей рисования в разных техниках. А.В.Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Т.Г.Казакова, И.Б.Астахов уделяли внимание к использованию ребенком в рисунке выразительных средств. В исследовании проблемы художественного творчества (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.Г.Казакова) были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ, – это линия, колорит, композиция, динамика, перспектива.
Исследования И.Б.Астахова, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской показали, что при обучении рисованию зачастую выразительность детских работ теряется, уходит. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка, и не может быть воспроизведена в рисунке при последующем рисовании. В исследованиях Р. Мирошкиной критически отмечается, что воспитатели часто игнорируют функцию выражения отношения к изображаемому через создание выразительной формы, в результате чего происходит обеднение содержания рисунка при низком качестве его выполнения. Рисунки теряют воспитательную ценность, перестают удовлетворять ребенка.
Объект исследования – изобразительная деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования - процесс формирования умений выразительной передачи образа в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Глава Ι. Теоретические основы формирования умений выразительной передачи образа в рисовании у старших дошкольников.
1.1. Проблема становления изобразительной деятельности в исследованиях отечественных педагогов и психологов.
Рисование – это процесс изображения предметов, образов на плоскости при помощи графических и выразительных средств. Рисование как вид изобразительной деятельности привлекает наибольшее влияние художников, психологов, педагогов, но аспекты его изучения различны. Психологи в основном рассматривают рисование с точки зрения развития у ребенка логического мышления (Е.И. Игнатьев), сенсорных способностей (Н. П. Сакулина), усвоение социального опыта (В.С. Мухина). Исследование педагогов направлены на изучение отдельных видов рисования (предметного, сюжетного, декоративного), обучения детскими средствами художественной выразительности.
Вопрос о феномене детского рисунка рассматривается в исследованиях зарубежных и отечественных учениях известного русского физиолога В.М. Бехтерева, педагогов Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.П. Сакулиной и других.
А.В.Бакушинский рассматривал детский рисунок с точки зрения его художественных особенностей, отмечая двигательный ритм, как организующее начало в рисунке, которое помогает ребенку постепенно осваивать пространство листа различными мазками, штрихами. А. В. Бакушинский выделяет цвет в рисунке как одно из наиболее ярких художественно – выразительных средств, обращает внимание на его богатство и сочетаемость.
Е. А. Флерина рассматривает детский рисунок, изучая его характерные особенности: своеобразие линий, формы, цвета, расположение на листе, обращает внимание на специфику этих черт в детском рисунке, присущих дошкольнику.
Т.С. Комарова детально разработала содержание и методику работы по обучению детей технике рисования. В нее входят не только способы действия с различным материалом, но и освоение различных рисовальных движений, регуляция их по силе, темпу, ритму.
Н.П. Сакулина, исследуя детское рисование, анализирует процесс становления изображения. Она отмечает, что важно формировать у детей представления о таких свойствах предметов как цвет, пространственное положение, величина, масса, движение, которые помогут детям создать это изображение. Также Н.П. Сакулина рассматривает детские рисунки с точки зрения их художественной выразительности.
Н. А. Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.
Педагогические проблемы формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи детского изобразительного творчества - Н.А. Дмитриева, Е.А. Флерина, С.В. Иванникова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др., которые в своих работах раскрыли особенности создания детьми образа в различных видах изобразительной деятельности, определили его как умения изображения своих чувств, знаний и отношений. Отличительные черты, этапы становления творчества в детских работах, критерии и средства выразительности, описанные исследователями, позволяли называть образы в детском рисунке художественными, выразительными. При этом все исследователи искали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.
Исследования Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, Г.Г. Григорьевой, Н.П. Сакулиной, Г.В.Лабунской, Е.И. Лабунской, Е.И. Васильевой, В.А.Езикеевой, Т.Г. Казаковой, И.Б. Астахова, В.С. Мухиной подтверждают положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в живописи, графике, в отдельной степени доступны и дошкольнику. Умения выразительной передачи образа - это способы раскрытия детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Ребенок осваивает карандаши, краски, с их помощью создает реальные образы. Линия, цвет, композиция – эти средства выразительности доступны детям в рисовании.
В то же время
В.А. Езикеева пишет: «В отличие от образа
в профессиональном искусстве, художественный
образ в детском рисунке
Степень выразительности рисунка зависит от того, как развито у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит так же от тех навыков и умений, которые ребенок приобрел в процессе обучения. Владение карандашом, кистью, цветными мелками, пастелью, сангиной – не только чисто техническая задача. Она, прежде всего, связана с выразительностью образа в рисунке. «Рисунки детей, у которых сформирована ручная умелость, отличаются большим разнообразием, выразительностью, в них можно видеть индивидуальную манеру исполнения» - пишет Т.С.Комарова.
Овладение действиями изображения предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности - знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения, т.е. знание графических и выразительных средств и умение применять их в рисунке. Нельзя резко разграничивать задачи овладения детьми изображением и создание выразительного образа. Овладение изобразительно - выразительными средствами (ритм, колорит, форма, движение, композиция) обогащает содержание детского рисунка, позволяет находить и передавать сходство с окружающими предметами и явлениями. Поэтому основной задачей обучения в процессе изобразительной деятельности должно являться формирование у детей умений передавать впечатление о предметах и явлениях с помощью выразительных средств.
Умения – это элементы деятельности, позволяющие что – либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий операций.
Умение обычно включает
в себя автоматически
Умение является промежуточными этапом овладения новым способом действия, основанным на каком либо правиле (знании) и соответствии правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием. Таким образом, умение – способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
Умения могут быть:
Двигательные умения – включает в себя разнообразные двигательные, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности.
Познавательные умения – включают способности, связанные с поиском восприятия запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предлагают формирование знаний.
Теоретические умения – связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать обобщать материал, строить гипотезы теории, производить перевод. Информации из одной знакомой системы в другую. Такие умения более всего проявляются в творческой работе связанной с получением идеального продукта мысли.
В состав умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста входят:
1 – ориентировочные умения: - построение замысла образа
- отбор материала
2 – технические умения (элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно приводит их к объективному -достоверному изображению): - передача формы
3 – умения выразительной передачи образа: - передача колорита
Большое значение в формировании всех типов умений имеют упражнения. Благодаря им происходит совершенствование умений деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умения, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений и навыки обычно утрачиваются. Теряют свои качества.
Одним из самых доступных для
ребенка средств