Опытно – экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – изобразительная деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования - процесс формирования умений выразительной передачи образа в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Путем анализа психологической литературы определить особенности формирования умений выразительной передачи образа в рисовании старших дошкольников.
Подобрать диагностический инструментарий для выявления у детей старшего дошкольного возраста уровни сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании.
Выявить уровни сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании у детей старшего дошкольного возраста и наметить пути их дальнейшего формирования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Коняхиной.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Дети старались достаточно четко  передать образы по прочитанному произведению. Г.Х. Андерсона «Русалочка». Использовали яркие цвета, сочетании цветов.

  1. Рисование по предложенной теме.

Цель: Оценить качество и количество способов действий в выразительной передачи образа в рисовании.

Условия: Экспериментатором было предложено рисование на свободную тему. Предлагал карандаши, фломастеры, краски, бумагу. Предлагалось что - нибудь нарисовать на свободную тему.

Оценивалось: Качество способов действий (уровень самостоятельности), использование цвета, колорита.

 

Таблица 3. Рисование на свободную тему.

Имя ребенка

Цвет

Колоритность

Построение

Композиция

Передача движений

1

Ангелина М 

Для рисунка

Использо

вала яркие цвета 

Использовала разные цвета, красный, желтый, голубой,

Зеленый, черный,

Фиолетовый. Использовала

Сочетание цветов.

На верхнем 

Изображено солнышко, на нижнем-трава, в центре нарисован  большой дом, рядом  с домом девочка

На рисунке изображено, большой дом с кошками, Дом  красно- фиолетовый

Рядом с домом нарисована девочка, в голубом платье, выразительно нарисовано лицо.

Изображение плоское, без  движения.

2

Лиза. С

Использо

Вывала множество ярких  цветов

Сочетала цвета, использовала

7 цветов. Голубой, оранжевый,  желтый, коричневый, черный, зеленый и фиолетовый

Был выделен только центральный  план, где изображен кумир девочки.

В изображении человека Лиза выделила большое значение волосам  и ушам. Тело нарисовано не пропорционально

Изображение плоское, без  движений.

3

Таня. Т

Рисовала в основном светлыми цветами

В свое рисунке использовала 6 цветов. Желтый, черный, оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый.

На верхний план нарисовала солнце и небо. На нижнем трава и  в центре изображены цветы.

На рисунке изображено три маленьких цветочка. Не четко  выделены серединка и лепесточки.

Рисунок плоский.




 

Дети с большим удовольствием выполняли задание, обдумывали свои действия, что можно нарисовать, работали самостоятельно без поддержки взрослого, не смотрели в листочки соседа.

Все дети - Таня. Т, Лиза. С, Ангелина. М, Даша. К, Ангелина. С. принимали активное внимание на всех заданиях опытно – экспериментальной работы. Рисовали самостоятельно,  редко прибегали к вопросам, использовали сочетании цветов. Обдумывали ход своих действий.

Качественный анализ показал, что всех детей можно  отнести к среднему уровню. Это говорит о необходимости продолжения формирования навыков выразительной передачи образа в рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Исследованиями вопроса формирования умений выразительной передачи образов в лепке занимались В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, Н.А. Ветлугина. Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г., Дьяченко О.М. отмечали, что изобразительная деятельность является одним самых доступных и интересных видов деятельности. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, выразить положительное и отрицательное отношение к окружающим.

      Процесс  рисования рассматривается исследователями  с 2 – х сторон: изобразительной  и выразительной. По определению  Г.В.Лабунской  изобразительность – это элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка. Умение выразительной передачи образа – это освоенное посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, исследуя детское рисование, уделяли внимание процессу становления изображения: своеобразию линий, формы, цвета, расположению на листе. А.В.Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Т.Г.Казакова, И.Б.Астахов исследовали использование ребенком в рисунке выразительных средств.  Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, В.А. Езикеевой, Т.Г.Казаковой были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ – это линия, колорит, композиция, динамика.     

Для диагностики умений выразительной передачи образа в рисовании из исследований Н.В.Кузьминой, Е.А Флериной, Т.Г. Казаковой был подобран диагностический инструментарий. Он позволил оценить объем используемых детьми изобразительно- выразительных действий и кач6ство их освоения, сделать выводы о необходимости продолжения работы по формированию умений выразительной передачи образа у детей старшего дошкольного возраста.


Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности