Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 01:24, курсовая работа
Объект исследования – изобразительная деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования - процесс формирования умений выразительной передачи образа в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Путем анализа психологической литературы определить особенности формирования умений выразительной передачи образа в рисовании старших дошкольников.
Подобрать диагностический инструментарий для выявления у детей старшего дошкольного возраста уровни сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании.
Выявить уровни сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании у детей старшего дошкольного возраста и наметить пути их дальнейшего формирования.
Дети старались достаточно четко передать образы по прочитанному произведению. Г.Х. Андерсона «Русалочка». Использовали яркие цвета, сочетании цветов.
Цель: Оценить качество и количество способов действий в выразительной передачи образа в рисовании.
Условия: Экспериментатором было предложено рисование на свободную тему. Предлагал карандаши, фломастеры, краски, бумагу. Предлагалось что - нибудь нарисовать на свободную тему.
Оценивалось: Качество способов действий (уровень самостоятельности), использование цвета, колорита.
Таблица 3. Рисование на свободную тему.
№ |
Имя ребенка |
Цвет |
Колоритность |
Построение |
Композиция |
Передача движений |
1 |
Ангелина М |
Для рисунка Использо вала яркие цвета |
Использовала разные цвета, красный, желтый, голубой, Зеленый, черный, Фиолетовый. Использовала Сочетание цветов. |
На верхнем Изображено солнышко, на нижнем-трава, в центре нарисован большой дом, рядом с домом девочка |
На рисунке изображено, большой дом с кошками, Дом красно- фиолетовый Рядом с домом нарисована девочка, в голубом платье, выразительно нарисовано лицо. |
Изображение плоское, без движения. |
2 |
Лиза. С |
Использо Вывала множество ярких цветов |
Сочетала цвета, использовала 7 цветов. Голубой, оранжевый, желтый, коричневый, черный, зеленый и фиолетовый |
Был выделен только центральный план, где изображен кумир девочки. |
В изображении человека Лиза выделила большое значение волосам и ушам. Тело нарисовано не пропорционально |
Изображение плоское, без движений. |
3 |
Таня. Т |
Рисовала в основном светлыми цветами |
В свое рисунке использовала 6 цветов. Желтый, черный, оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый. |
На верхний план нарисовала солнце и небо. На нижнем трава и в центре изображены цветы. |
На рисунке изображено три маленьких цветочка. Не четко выделены серединка и лепесточки. |
Рисунок плоский. |
Дети с большим удовольствием выполняли задание, обдумывали свои действия, что можно нарисовать, работали самостоятельно без поддержки взрослого, не смотрели в листочки соседа.
Все дети - Таня. Т, Лиза. С, Ангелина. М, Даша. К, Ангелина. С. принимали активное внимание на всех заданиях опытно – экспериментальной работы. Рисовали самостоятельно, редко прибегали к вопросам, использовали сочетании цветов. Обдумывали ход своих действий.
Качественный анализ показал, что всех детей можно отнести к среднему уровню. Это говорит о необходимости продолжения формирования навыков выразительной передачи образа в рисунке.
Заключение
Исследованиями вопроса формирования умений выразительной передачи образов в лепке занимались В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, Н.А. Ветлугина. Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г., Дьяченко О.М. отмечали, что изобразительная деятельность является одним самых доступных и интересных видов деятельности. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, выразить положительное и отрицательное отношение к окружающим.
Процесс
рисования рассматривается
Для диагностики умений выразительной передачи образа в рисовании из исследований Н.В.Кузьминой, Е.А Флериной, Т.Г. Казаковой был подобран диагностический инструментарий. Он позволил оценить объем используемых детьми изобразительно- выразительных действий и кач6ство их освоения, сделать выводы о необходимости продолжения работы по формированию умений выразительной передачи образа у детей старшего дошкольного возраста.