Опытно – экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – изобразительная деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования - процесс формирования умений выразительной передачи образа в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Путем анализа психологической литературы определить особенности формирования умений выразительной передачи образа в рисовании старших дошкольников.
Подобрать диагностический инструментарий для выявления у детей старшего дошкольного возраста уровни сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании.
Выявить уровни сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании у детей старшего дошкольного возраста и наметить пути их дальнейшего формирования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Коняхиной.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

   Цвет в изобразительном творчестве самого ребенка должен занимать особо значительное место. В силу столь большого эмоционального воздействия на ребенка «живые» работы как нам показалось. Должны будут с особой четкостью подчеркнуть и его своеобразие

Смелые и ритмичные повторения детской руки дают красочные следы, полные моторной динамики. Они эстетически воспринимаются самим ребенком («Во! Какая красивая!»; «Еще сделаю красивую»). Они радуют и восхищают ребенка, и его трудно оторвать от рисования красками, карандашами.

 Каждая краска воспринимается  и обычно используется ребенком  отдельно как самостоятельная  ценность. Ребенок наслаждается  каждым цветом отдельно. Непредвидимое  соединение разных красок дает  новый эффект.

  На первых шагах рисования по замыслу ребенок бывает настолько отвлечен самой задачей и сложностью процесса (рисование по замыслу), что  не стремиться к разнообразному сочетанию красок.

  Цвет является  средством выражения детского  отношения к предметам и явлениям. При руководстве рисованием это обстоятельство следует учитывать.

  В старшем дошкольном возрасте при благоприятном руководстве отношения ребенка к цвету меняется. В связи с общим развитием и накоплением опыта, с ростом зрительной культуры и наблюдательности происходит дифференциация: сюжетное и декоративное творчество ребенка идут по разным путям.

  Декоративное творчество ребенка выделяется в самостоятельный вид рисования, а сюжетно – образный рисунок начинает освобождаться от произвольно декоративной расцветки, начинает тяготеть к локальным жизненным тонам.

  Локальный цвет облегчает изобразительно-цветовую задачу для ребенка, который еще слабо различает все разнообразие световой и цветовой гаммы в связь с источником света и расположением предмета в пространстве. Как показано в исследованиях Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, стремление ребенка к цветовому соответствию изображения реальному предмету является для него новым, значительным достижением, которые постепенно углубляется, и, наконец, ребенок переходит к зрительному реализму в передачи образа по форме и цвету, ко все более совершенному объемно-пространственному изображению предмета.

   Цвет придает детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых оттенков для выражения определенно колорита имеет первостепенное значение. Дети старшего дошкольного возраста могут уже выполнять задания, построенные на контрастных и тональных сочетаниях красок.

Важным выразительным средством  является композиция - выделение элементов рисунка цветом, величиной и расположением. Главный, более значительный для него, образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной расположением отдельных элементов рисунка.

Когда дети овладевают изображение  многих предметов – зданий, деревьев, человеческой фигуры, сказывается их стремление к равновесию в расположении частей, к симметрии. Как показано в исследованиях Т.С. Комаровой, Т.Г.Казаковой, средства эти динамичны; они претерпевают изменения и с условным изображением  меняют свою роль. Ритмично нанесенные мазки, которые у малыша изображали следы или падающий снег, в рисунках детей 5-6 лет используются как украшение предметов.  Одним из изобразительных действий является передача строения предмета (расположение частей в пространстве). Предмет, как правило, состоит из нескольких частей. Сложность в передаче строения определяется количеством частей и характером их расположения. В лепке, аппликации строение передать проще. В рисование сделать это сложнее, так как исправить рисунок без ущерба для выразительности сложно. Сначала детям доступно изображение предмета, в котором части расположены в простом чередовании, симметрично (елочка, ветви любого дерева). Более сложное строение – несимметричное расположение (части расположены слева, справа, сверху, снизу) осваивается ими позднее.

   Проблема движения в рисовании ребенка. Почти всеми исследователями детского творчества установлено, что долгое время форма изображаемых ребенком предметов оказывается статичной при значительной деятельности содержания. Движения являются стихией ребенка, основой его психофизического развития. Как отмечает Е.А. Флерина, в рисунке для выражения действия, совершаемого во времени, ребенок образу статичной формы добавляет атрибуты, убеждающие в совершающемся действии («девочка цветы рвет» - в руках букет, «девочка грибы собирает» - к руке приделана корзинка для грибов). Комментарии словесного порядка не оставляют сомнения в том, что действие мыслится ребенком как реально совершаемое во времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ΙΙ. Опытно – экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

 

2.1 Выявление уровня сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

 

Опытно - экспериментальная работа приводилась в муниципальном  дошкольном образовательном учреждении № 27 города Тулы в подготовительной к школе группе. Для обследования по рекомендации воспитателя было выбрано 5 детей подготовительной группы. По характеристике, данной воспитателем, эти дети являются типичными представителями группы, активно принимают участие в предлагаемой им взрослым деятельности, с удовольствием рисуют на занятиях и в свободное время. Знания и умения детей соответствуют требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Цель: Выявить уровни сформированности уровней выразительной передачи образа в рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подобрать критерии и показатели сформированности умений выразительной передачи образа у детей дошкольного возраста.
  2. Подобрать диагностические методики для определения уровней сформированности умений выразительной передачи образа в рисовании у детей дошкольного возраста.
  3.    Выявить уровни сформированности умений выразительной передачи образа у детей седьмого года жизни в опытно - экспериментальной работе.

Из исследований И.В. Кузьминой, Е.А Флериной, Т.Г. Казаковой были заимствованы критерии и показатели сформированности умений выразительной передачи образа.

 Критерии:

  1. Количество выполняемых действий. Показателем является полнота действий. Полнота включает действия, входящие в состав выразительной передачи образа (подражательность и качество передачи цветов, передача движения, персональное построение композиции рисунка).
  2. Качество выполняемых действий. Показатели представлены по уровням качества выполнения действий. 1. Действия на уровне освоения, когда ребенком воспроизводятся отдельные действия под руководством воспитателя. 2. Действия на уровне локального воспроизведения; представляют собой использование отдельных отработанных действий, при этом соблюдается четкое следование алгоритму, самостоятельно выполняется ограниченный круг действий. 3. Действия на уровне моделирования; ребенок самостоятельно определяет и реализует логику и последовательность умений ВПО, которые в своей совокупности представляют завершённые и полные циклы действий по умениям выразительной передачи образов.

На основе критериев и показателей  исследований Е.А. Флериной, Т.К Казаковой  были описаны уровни сформированности выразительной передачи образа в рисовании.

Достаточный уровень.

Ребенок выбирает цвет; соответственно предмету, использует гармоничность  сочетания. Рисунок носит от 8 и более цветов ; Графически передает движения персонажей через расположения частей тела, относительно друг к другу. Персонажи рисуют в разных позах;

Пространство места  заполняется полностью, в рисунке  есть передний, средний, задние планы. Главные объекты размещаются  в центре рисунка; Ребенок рисует самостоятельно и не прибегает к  помощи взрослого.

Средний уровень.

Часто используется подражательный цвет наряду с не подражательным.

Использует от 5-7 листов. Их сочетание не всегда гармоничны; движения передают частично графически, частично словесно. Композиция выстроена  на одной линии первого плана, нет разрыва между «землей» и  «небом»; рисует самостоятельно, прибегает к помощи взрослого.

Низкий уровень.

Использует не подражательные цвета  в сочетании не гармоничны. В рисунке  преобладает 2-3 цвета; Персонажи изображаются статично; Объекты на листе бумаги располагаются « в висячем» пространстве (между «небом» и «землей»). Главные объекты располагаются хаотично; Рисует только с поддержкой воспитателя. 

  1. «Добрая и злая фея». Методика была подобрана из исследований Комаровой Т.С., Дьяченко. О.М..

Цель: Оценить качество способов действий рисования.

Условия проведения. Во второй половине дня, в отдельном помещении было организовано  место для рисования, были изготовлены индивидуальные листы - шаблоны (по два изображения с контуром изображения замка и феи), цветные карандаши. Экспериментатор предлагал испытуемому раскрасить картинки  так, чтобы всем было понятно, что на одном рисунке фея добрая, а на другом злая. Время для рисования не ограничивалось.

Оценивалось: Каков характер действий  (частичный, локальный); Использование цвета для характеристики персонажа (злая - темные, черный, контрастные цвета; добрая- яркие, чистые, светлые тона).

Таблица 1.  «Добрая  и злая фея»

Имя ребенка

Качество способов         действий

Использование       цветов

1

Таня Т.

С удовольствием взялась  за работу, не задавала вопросов, Разукрашивала самостоятельно.

Для разукрашивания «злой  феи» использовала только 3 цвета: коричневый, темно зеленный и желтый. Для «доброй  феи» тоже использовала 3 цвета: зеленый, розовый и желтый.

2

Ангелина. М

Самостоятельно выполняла  работу, обдумывала какие цвета использовать.

Для «злой феи» использовала 4 цвета: серый, коричневый, фиолетовый и оранжевый, для «доброй феи»- оранжевый, красный, зеленый, желтый.

3

Лиза. С

 Не сразу согласилась.  Капризничала. Согласившись, задала  несколько вопросов: « какие цвета можно использовать, каким цветом разукрасить ворота». Образ двух картинок передала хорошо!

Для «Доброй феи» использовала, красный, зеленый,

фиолетовый, желтый и  оранжевый.  Для «злой» использовала только серый и коричневый.

4

 Ангелина. С.

 Самостоятельно выполняла.  Не задавала вопросы, была увлечена заданием.

Для «злой феи» в основном использовала серый цвет, так же использовала коричневый. «Добрая фея» получилась очень ярко. Использовала: фиолетовый, желтый, зеленый, оранжевый, красный.

5

Даша. К

 С удовольствием  выполняла задание. Спрашивала какой цвет можно использовать. Выполняла старательно, стараясь не заходить за края.

Очень красочно разукрасила  картинку с «Доброй феей» Использовала 5 цветов.

Для «Злой феи» в основном использовала серый цвет.


 

Дети с удовольствием выполняли задание. Старались аккуратно разукрасить. Три девочки ( Таня, Ангелина, Ангелина) самостоятельно, не задавали вопросов, выполняли задание. Немного сложнее задание выполняла Лиза, задавала вопросы, смотрела другие работы, но в итоге достаточно хорошо передала образ «Доброй и злой феи»

  1. Анализ детского рисунка.

Цель: Определить количество способов действий выразительной передачи образа.

Условия: экспериментатором анализировать рисунки детей, выполняемых на занятии рисования по замыслу по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Оценивалось: Использование цветовой характеристики образа, колорита рисунка, передача движений персонажа, построение композиции.

Результаты занесены в таблицу.

Таблица. 2. Г.Х. Андерсен «Русалочка»

 

Имя ребенка

Цвет как характеристика образа

Построение колорита, оценить цветовое пользование других цветов, сочетание цвета 

Передача движений

Построение композиций

1

Даша. К

Дарья изобразила корабль. Использовала разнообразные цвета. Корабль получился очень ярким, красочным.

В изображении корабля  использовала 8 цветов. Хорошее сочетание  цвета.

Корабль изображен в  движении, вверх по волне.

На верхнем плане  нарисовала небо и  яркое солнышко.

На - нижнем море.

Корабль изображен на переднем плане.

2

Ангелина. М

Рисовала русалочек. Рисунок  не очень яркий, использовала мало цветов.

Для образа русалочек  использовала два цвета, Красный-для  волос и зеленый для хвоста.

Русалочка изображена в  движении.

Ангелина изобразила только нижний план – синие море и в море русалочку.

3

Лиза. С

Для образ русалочки  использовала 5 цвета. Образ русалочки  передала очень ярко и красиво.

Использовала 4 цвета. Синее  море, Голубое небо, хвост русалочки  желто-зеленый и красные волосы. Использовала сочетание цветов Желтого  и зеленого.

Изобразила в движении русалочку и вверх поднимающиеся  волны.

На верхнем плане  нарисовано небо, а на переднем –  маре и в его центре русалочка.

4

Ангелина. С

Передала достаточно ярко и красочно образ корабля.

Использовала 6 цветов в  рисунке корабля, очень ярко изображены флажки, сочетала цвета синий и красный, зеленый и желтый.

Корабль изображен без направленности.

В центре достаточно крупно изобразила корабль,на нижнем – море.

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности