Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт и ее функции
1.2 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
Глава II Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей
2.1 Описание диагностических методик
2.2 Исследование и анализ стилей семейного воспитания, и их влияния на развитие детей
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом(не очень подх)Стили воспитания 5.docx

— 76.56 Кб (Скачать файл)

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного  коллектива или отдельных его  членов, выражающие социальную роль и  сущность семьи. На функции семьи  влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы  морали, реальная помощь государства  семье. Поэтому на протяжении истории  человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие . Между функциями, по мнению исследователей, существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой [18.-с. 34-36].

М.А. Галагузова выделяет следующие  функции.

1) Репродуктивная (продолжение рода) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться и воспитывать их. Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступательного развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство населения.

2) Хозяйственная функция  – обеспечивает многообразные  хозяйственные потребности собственной  семьи. Каждая семья осуществляет  хозяйственную деятельность, необходимую  в повседневной жизни: покупку  продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и  престарелыми членами семьи, уборка  и ремонт жилища; содержание в  порядке одежды, обуви и других  предметов обихода и т.п. Для  многих семей в понятие «домашняя  деятельность» входит труд на  участке, в личном хозяйстве,  дающий возможность производить  продукты овощеводства, садоводства,  животноводства и др. В настоящее  время содержание хозяйственной  функции обогатилось новыми формами,  такими как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно, чтобы хозяйственная функция  была общей для всех членов  семьи, а не считалась прерогативой  жены. Справедливое распределение  домашних обязанностей в семье  между супругами, младшим и  старшим поколениями представляется  наиболее благоприятным условием  для нравственного и трудового  воспитания детей. Именно в  повседневной жизни раскрываются  подлинно человеческие отношения  людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера.

Руководство семьей проявляется  в разных формах: авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому  выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание  друг друга.

3) Функция организации  досуга – имеет своей целью  восстановление и поддержание  здоровья, удовлетворение различных  духовных потребностей. Изучение  уровня «Социального самочувствия»  показало, что в числе основных  проблем, осложняющих жизнь современной  семьи, чаще всего отмечаются  проблемы здоровья, тревога за  будущее детей, усталость и  отсутствие перспектив. Особая роль  восстановительной функции семьи  принадлежит умело организованному  досугу. Под досугом понимается  внерабочее (свободное) время, которым  человек распоряжается по своему  выбору и усмотрению. В русском  языке слово «досуг» появилось  в XV в., произошло оно от глагола  «досегать», буквально означало  – время, когда можно что-то  достичь. Досуг современной семьи  может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и  потребности всех ее членов. Важно,  чтобы досуг был коллективным, тогда ему с радостью предаются  все члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие  на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью  интересов, переживаний. Тогда досуг  становится действенным средством  семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают  культуру восприятия искусства, накапливают  опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье, препятствует проникновению в нее таких  враждебных разрушительных сил, как  алкоголь, скука, взаимное психологическое  привыкание и отчуждение.

4) Воспитательная функция  – важнейшая функция семьи,  заключающаяся в духовном воспроизводстве  населения. По образному и очень  меткому выражению философа Н.  Я. Соловьева, «семья – воспитательная  колыбель человека».

Воспитательная работа –  очень сложный процесс, в котором  взаимно влияют друг на друга и  те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Воспитание отнюдь не одностороннее  движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют  себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции  семьи:

а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником  между ребенком и обществом, служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок  усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности;

б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение  всей его жизни. В каждой семье  вырабатывается своя индивидуальная система  воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже  никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания;

в) Постоянное влияние детей  на родителей (других членов семьи), побуждающее  их к самовоспитанию. Любой процесс  воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность  побуждает иметь детей, которые  нуждаются в опеке, учении. Ребенок  в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных  стимулов для родителей. А желание  развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно  вступить в новую жизнь, побуждает  взрослых к постоянной работе над  собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание –  это прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь [16.-с. 166-175]

А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:

1) Социальный контроль  – ответственность членов семьи  за поведение ее членов в  обществе, в различных сферах  деятельности, это обязанность между  супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;

2) духовное общение –  духовное обогащение каждого  члена семьи;

3) социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе.

Т.А. Куликова дополняет вышеперечисленные  функции такими, как социально-физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного эгоизма [8.-с. 56-59].

Семья, согласно концепции  С. Роудз, проходит семь стадий развития – от стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями.

Процессы социализации в  семью включены в обыденную жизнь  семьи, в распорядок дня, в распределение  ролей членов семьи, в том числе  и детей, в определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены  и ритуалы зависят от условий  жизни семьи, возможности возникновения  конфликтов в системе брака, формализированных  различным образом личностными  особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются  различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития. Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно, поскольку  они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь, однако, под многообразным  воздействием общественной среды и  личного жизненного опыта; каждая семьи  развивает собственную динамику внутрисемейных отношений [5.- с.27-39].

Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического  опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных  и демократических взаимоотношений  между людьми, опыта отношения  к явлениям, продуктам жизни.

 

1.2 Стили семейного воспитания  и их влияние на развитие  личности ребенка

 

По стилю отношений  между родителями и детьми в семье  различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское  воспитание.

И.С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы как правило воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание- тип воспитания в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т.п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.

По мнению Т.А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется  высокой централизацией руководства  доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или  совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и  раздражительны. В подростковом возрасте эти дети особенно мальчики могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, когда они кажутся  необоснованными, либо вызывают протест  и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону  терпимости также вызывает у подростка  ощущение, что родителям нет до него дела и мешает формированию у него ответственной зависимости. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния- школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского  начала, как и его гипертрофия способствует формированию личности со слабым Я. Обе эти крайности нарушают процесс социализации, осложняя для детей процесс перехода от родительской опеки к независимости и установлению дружеских отношений со сверстниками.

Демократический стиль может  на практике реализоваться в системе  следующих метафор «Равный среди  равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант – это  стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция реализуется  в отношениях между родителем  и подростком в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого подростка.

Как полагает Л.С. Алексеева, наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в  наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение  ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих  требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке  ценится как послушание так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым: он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими  детьми, они более уверены в  себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая  самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные  родителями с другими стилями  поведения.

Попустительский стиль обычно проверяется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного  союза друг от друга, их полное безразличие  к делам и чувствам другого.

Чтобы понять взаимоотношения  подростков с родителями, необходимо знать как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления в глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений, как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

Информация о работе Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей