Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт и ее функции
1.2 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
Глава II Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей
2.1 Описание диагностических методик
2.2 Исследование и анализ стилей семейного воспитания, и их влияния на развитие детей
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом(не очень подх)Стили воспитания 5.docx

— 76.56 Кб (Скачать файл)

Как отмечает С.В. Ковалев, в  основе эмоциональной привязанности  ребенка к родителям первоначально  лежит зависимость от них. Причем мать в этом отношении обычно кажется  детям ближе, чем отец. По мере роста  самостоятельности и особенно в переходном возрасте эта зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Хуже всего обстоят дела, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что в многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью. Но есть и вполне достоверные данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти [7.-с.134-136]

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием  активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и  руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать  своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение  от случая к случаю. Здесь детям  предоставлен избыток свободы при  незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой  родитель отличается низкой требовательностью  и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Хотя такое поведение  родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным  результатам: дети либеральных родителей  тоже могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и  часто не умеют вести себя на людях. Однако в некоторых случаях они  становятся активными, решительными и  творческими людьми.

На практике ни один из приведенных  стилей не может проявляться в  «чистом виде». Так, по мнению ряда авторов (А. Бандура, Л.А. Волошина, В.В. Устинова и др.) применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться  разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя  практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой  и может совершенствоваться в  различных направлениях [9.-с.143-144]

Итак, рассмотрев основные стили  семейного воспитания необходимо отметить, что существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.

 

 

Глава II Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей

 

2.1 Определение методик  изучения стилей воспитания и  взаимоотношений в семье

 

Отношение родителей к  детям представляет собой систему  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания  характера и личности ребенка, его  поступков.

Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений  родителей с детьми позволяет  выявить стиль воспитания ребенка, а также возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей  воспитания на психическое и личностное развитие детей. Оценить, насколько  благоприятна для ребенка существующая в семье система взаимоотношений  родителей с ним, возможно при  обращении к самому объекту воспитательных воздействий.

Целесообразно изучить психологический  климат в семье, родительские стили  и воспитательскую компетентность родителей.

Среди методов изучения семьи  достаточно распространенными стали: социологические опросы, анкетирование, психологическое тестирование.

При изучении семьи наиболее важной является информация о составе  семьи, профессиях родителей; образовательном  уровне родителей, других взрослых, принимающих  участие в воспитании ребенка; общей  семейной атмосфере; семейных взаимоотношениях; эмоциональной близости или, наоборот, автономности каждого члена в  семье; приоритетах воспитания детей; уровне психолого- педагогических знаний, практических умений и навыков родителей; участии взрослых в воспитании; наличии конфликтов по поводу воспитания ребенка; согласованности требований к ребенку и многое другое.

Для выявления субъективной характеристики взаимоотношений в  семье, особенностей восприятия членами  семьи друг друга и определения  места в ней используются следующие  методики: Методика PARI, Тест – опросник родительского отношения ( А.Я. Варга, В.В. Столин), Методика Рене Жиля, Тест «Рисунок семьи», Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири и др.

Наиболее популярным среди  методик, используемых для диагностики семейных взаимоотношений является Тест – опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Тест- опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

1. «Принятие- отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремиться проводить много времени вместе с ним, одобряет его интересы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация»- социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта  шкала раскрывается так: родитель  заинтересован в делах и планах  ребенка, старается во всем  помочь ребенку, сочувствует ему.  Родитель высоко оценивает интеллектуальные  и творческие способности ребенка,  испытывает чувство гордости  за него. Он поощряет инициативу  и самостоятельность ребенка,  старается быть с ним на  равных. Родитель доверяет ребенку,  старается встать на его точку  зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» - шкала отражает  межличностную дистанцию в общении  с ребенком. При высоких баллах  по этой шкале можно считать,  что родитель стремится к симбиотическим  отношениям с ребенком. Содержательна  эта тенденция описывается так- родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия  и понимания ребенка родителем.  При высоких значениях по этой  шкале в родительском отношении  данного родителя имеются стремление  инфантилизировать ребенка, приписать  ему личную и социальную несостоятельность.  Родитель видит ребенка младшим  по сравнению с реальным возрастом.  Интересы, увлечения, мысли и чувства  ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется  не приспособленным, не успешным  и неумелость. В связи с этим  родитель старается оградить  ребенка от трудностей жизни  и строго контролировать его  действия. (Описание методики см. в приложении)

Еще одна методика PARI предназначена  для изучения отношений родителей  к разным сторонам семейной жизни. Авторы методики Е.С. Шеффер и Р.К. Белл. В  методике выделяется 23 аспекта –  признака, касающиеся разных сторон отношения  родителей к ребенку и жизни  в семье. Из них 8 признаков описывают  отношение к семейной роли и 15 касаются родительско- детских отношений. Эти признаков делятся на следующие 3 группы: 1- оптимальный эмоциональный контакт, 2- излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3- излишняя концентрация на ребенке.

Кроме этого для исследования сферы межличностных отношений  ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская  проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально- вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с  методикой ребенку сообщается, что  от него ждут ответов на вопросы  по картинкам. Ребенок рассматривает  рисунки, слушает или читает вопросы  и отвечает.

Простота и схематичность, отличающие методику Рене Жиля от других проективных методик, не только делают ее более легкой для испытуемого- ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации.

Психологический материал, характеризующий  систему личностных отношений ребенка, можно разделить на две большие  группы переменных:

- Переменные, характеризующие  конкретно- личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению, отношению к другу, к авторитетному взрослому и пр.

- Переменные, характеризующие  самого ребенка и проявляющиеся  в различных отношениях: общительность,  отгороженность, стремление к доминированию,  социальная адекватность поведения  (см. приложение).

Из проективных методик  выделяют Тест «Рисунок семьи», целью  которого также является выявление  особенностей внутрисемейных отношений. Данный тест доступен детям даже с  невысоким интеллектом.

На основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценивается  особенности восприятия и переживаний  ребенком отношений в семье. Так, принято считать, что отсутствие кого- то из членов семьи на рисунке  или оттягивание времени их изображения- один из симптомов и признак конфликтных семейных взаимоотношений, психического дискомфорта ребенка в семье. С другой стороны, если ребенок переживает эмоциональное благополучие в семье, то он будет рисовать полную семью (более подробное описание теста см. в приложении)

Здесь ребенку предлагается инструкция: «Нарисуй свою семью», при  этом не рекомендуется объяснять, что  означает слово «семья». При тестировании отмечается следующее: последовательность рисования деталей, паузы более 15 сек., стирание деталей, спонтанные комментарии  ребенка; эмоциональные реакции  и их связь с изображенным содержанием. После выполнения необходимо получить дополнительную информацию и ребенку  предлагается ответить на следующие  вопросы:

- Скажи, кто тут нарисован?

- Где они находятся?

- Что они делают? Кто  это придумал?

- Им весело или скучно? Почему?

- Кто из нарисованных  людей самый счастливый?

- Кто из них самый  несчастный? Почему?

Последние два вопроса  провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок  склонен делать. При опросе главным  образом выясняется смысл нарисованного  ребенком чувства: к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал  кого- нибудь из членов семьи. При проведении методики следует избегать прямых вопросов. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы ( например, «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?, «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?» и т.п.)

На основании изображения  можно определить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье. [13 ]

Таким образом, в этой части  работы были рассмотрены основные методы диагностики внутрисемейных отношений. Для исследования нами были взяты  тест «Рисунок семьи», и Тест – опросник родительского отношения А.Я. Варги  и В.В. Столина. Результаты исследования мы рассмотрим в следующей части  нашей работы.

 

2.2 Исследование и анализ  стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей

 

Для проведения исследования были выбраны 10 семей дети которых являются учащимися ( …….школы….).

Для составления представления  о семьях детей и изучения стилей взаимоотношений в семьях были использованы следующие методы:

Информация о работе Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей