Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт и ее функции
1.2 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
Глава II Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей
2.1 Описание диагностических методик
2.2 Исследование и анализ стилей семейного воспитания, и их влияния на развитие детей
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом(не очень подх)Стили воспитания 5.docx

— 76.56 Кб (Скачать файл)

- сбор информации о  составе семей, профессиях родителей;  образовательном уровне родителей;

- наблюдение за членами  семей в ходе совместной деятельности;

- беседы с учителями  и воспитателями учащихся;

- диагностика семейных  взаимоотношений родителей и  детей (анкетирование, «Кинетический  рисунок семьи», Тест – опросник  родительского отношения А.Я.  Варги и В.В. Столина.)

Предварительный сбор информации о семьях позволил составить общую  характеристику контингента испытуемых.

Семьи учащихся, участвующих  в обследовании, характеризуются  в основном как проблемные. Из 10 изучаемых  семей: 5 материально обеспеченные, 1 – многодетные, 2- неполные, 2- злоупотребляющие алкоголем, с низким уровнем общей  культуры. В основном, в изучаемых  семьях родители имеют среднее и  средне специальное образование, и  только 4 – высшее. В одной семье  оба родителя - военнослужащие.

Возраст детей- 11-12 лет.

Для выявления субъективной характеристики взаимоотношений в  семье, особенностей восприятия учащимися  членов своей семьи и определении  места ребенка в ней был  использован тест «Кинетический  рисунок семьи». Тест состоял из двух частей: рисования своей семьи  и беседы после рисования.

Исследование проводилось  индивидуально с каждым ребенком. Родителям разрешалось присутствовать и участвовать в работе. Это  и составило основной план наблюдательной работы совместной деятельности родителей  и детей. В ходе работы фиксировались  замечания родителей, оказание помощи в рисовании, подсказки и др. Отмечались высказывания родителей до начала работы, во время выполнения и после ее завершения. Во время выполнения задания  ребенком фиксировалась последовательность рисования, высказывания ребенка, его  мимика и жесты. По законченному рисунку  с ребенком проводилась беседа по следующей схеме:

Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

Где работают и учатся члены  семьи?

Как в семье распределяются домашние обязанности?

Каковы взаимоотношения  ребенка с остальными членами  семьи?

Анализ рисунков семьи  детей проводился с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. Интерпретация рисунков осуществлялась по пяти компонентам:

- благоприятная семейная  ситуация;

- тревожность ребенка;

- конфликтность в семье;

- чувство неполноценности  в семейной ситуации;

- враждебность в семейной  ситуации.

Исследование рисунков детей  с показало преобладающую тревожность  в семейных отношениях ( 60%), конфликтность прослеживалась у 40% исследуемых. При анализе рисунков и по результатам беседы эмоционально неоднозначно окрашенные отношения ребенка с членами семьи наблюдалось у 75 % испытуемых. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при изображении «нелюбимых» членов семей, часто стирали и перерисовывали их, забывали нарисовать какую- нибудь часть тела или лица. Во многих рисунках дети «отгораживали» себя от членов семьи, с которыми конфликтуют, мебелью, вещами, или рисовали их в другом помещении. В таких ситуациях явно выступают отношения отдаленности, отчужденности детей от родителей.

В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать  словами. Изображение на рисунке  себя непропорционально маленького, неподвижного или отсутствие «Образа- я» свидетельствует о переживании ребенком чувства неполноценности в семье, его депрессивности.

Анализ рисунков детей  и беседы с ними позволяет судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, об умении улавливать симпатии и антипатии  к себе со стороны членов семьи, оценивать  психологический климат в семье. Так, 40% всех испытуемых учащихся в своих  рисунках показали наличие отчужденности  в отношениях с другими членами  семьи. Особенно ярко это проявилось в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем. Это можно объяснить тем, что в алкогольных семьях явно присутствует попустительский стиль воспитания, дети предоставлены сами себе и со стороны родителей не испытывают эмоциональной близости. Они чувствуют себя брошенными, ненужными.

Кроме того, ребенок из многодетной  семьи также показал отчуждение и эмоциональную дистанцию с  родителями. В ходе дальнейшей беседы с родителями, а также проведения дополнительной диагностики было выявлено, что в этой семье присутствует либеральный стиль воспитания. Поскольку  семья многодетная, родителям физически  не хватает времени, чтобы уделить  внимание каждому ребенку в семье. Поэтому родители предоставляют  своим детям максимум свободы  и обращают внимание лишь тогда, когда  ребенок что- нибудь натворил, либо получил плохую отметку в школе.

Проведенное исследование показало своеобразие рисунков детей из неполных семей.

Дети из неполных семей  стремятся заполнить поле рисунка, тем самым заполняя вакуум в своем  семейном окружении. Дополнительные элементы присутствуют почти всегда, при этом они несут более абстрактный  характер. Происходит разделение внутреннего  мира семьи и внешнего мира, который  далек и отчужден. Проявляющаяся  тенденция к дистанции, изоляции может быть основой формирования проблем взаимоотношений во взрослом мире.

Анализ исследования рисунков семьи свидетельствуют о том, что в большинстве семей ( 40%) характер взаимоотношений вызывает у детей тревожность и конфликтность с членами семьи. Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Возникает ощущение, что родители настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излишнюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. В семьях отмечается родительская, и особенно материнская грубость, командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми. Особенно ярко это проявилось в семье, где оба родителя- военнослужащие. Причем отец в этой семье явно привык постоянно командовать и отдавать приказы. Как следствие такого воспитания у ребенка из этой семьи (причем это была девочка) отмечались нарушения в поведении. Неоднократно она сбегала из дома, стала слишком агрессивной и неуправляемой. В связи с этой проблемой родители не раз обращались к специалистам. Как нам представляется, поведение девочки стало реакцией протеста против угнетения ее личности со стороны родителей.

В ходе наблюдения за детьми, а также при анализе рисуночного  теста нами было выявлено, что дети из семей с попустительским типом  воспитания ведут себя несколько  испуганно, скованно. Возникает такое  ощущение, что они не ждут от взрослых ничего хорошего. А тем более помня, что в основном это были дети из алкогольных семей и один ребенок  из неполной, то можно сказать, что  по отношению к взрослым они ведут  себя настороженно. В ходе беседы с  учителями из школы было отмечено, что эти дети хуже всех учатся, у  них затруднительные отношения  со сверстниками. Поскольку в семье  им не хватает внимания, то они ищут его на стороне, и, как правило, используя  неэффективные способы. Это и  внезапные вспышки гнева, обзывания. Один мальчик может встать прямо  на уроке и пройтись по классу. Либо он ведет себя как клоун, постоянно  громко смеется, говорит разные глупости и, причем это происходит в учебное  время, когда необходимо соблюдать  дисциплину.

В ходе наблюдения за совместной деятельностью детей и родителей  нами также были определены 4 семьи, в которых прослеживалось авторитарное воспитание. Это отмечалось в том, что родители по ходу рисования детьми рисунков постоянно говорили, что нужно нарисовать. Если у ребенка не получалось - впадали в раздражение и постоянно диктовали что и как нужно сделать. Так, например, мама одной девочки постоянно показывала кого и как нужно нарисовать, какой цвет выбрать. Если у ребенка не получалось, то мама очень сердилась и пыталась сделать это сама.

И только в двух семьях из обследуемых рисунки детей были относительно благоприятные. Дети рисовали себя и членов своей семьи единенными, взявшимися за руки. Родители таких  детей, в ходе выполнения совместной работы старались не навязывать свою точку зрения, но и не вели себя отстраненно. Постоянно подбадривали своих детей  и в конце выполнения задания  похвалили за старательность и успешность выполнения работы.

Далее для изучения типов  межличностных отношений родителей  с детьми использовали тест опросник родительского отношения к детям  Л..Я. Варга и В.В. Столина. Текст  опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей  в специальных бланках для  регистрации ответов

Перед заполнением теста- опросника родителям давалась подробная инструкция о порядке и правилах работы ( см. приложение).

Анализ полученных в исследовании результатов позволил нам выявить  типы родительского отношения к  детям. В большинстве случаев  ребенок в семье представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его  либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными  достижениями ребенка и требовать  от него успеха. Социально желательное  отношение родителей к своему ребенку выявлено только в двух семьях.

Более подробно, в процентном соотношении, типы родительских отношений  к детям мы рассмотрели в следующей  таблице.

 

Типы отношений

Матери (10 чел)

Отцы (8 чел)

Отвержение ребенка

40%

20%

Социально- желательный образ

30%

20%

Симбиоз с ребенком

10%

0

 Авторитарная гиперсоциализация

40%

40%

Инфантилизация ребенка

10%

10%


 

Итак, анализ выявленных типов  родительского отношения к ребенку  позволяет отметить некоторые особенности  межличностных отношений в семье. Первая особенность заключается  в том, что в исследуемых семьях, доминирует авторитарная гиперсоциализация  детей родителями. Жесткий контроль за поведением ребенка выявлен у 40% матерей 40% отцов. Вторая особенность характеризуется приписыванием родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности.

Часто родители испытывают к  ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение  выявляет третью особенность в межличностных  взаимоотношениях исследуемых семей. У 40% в первой группе, и 20% во второй группе отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка. Особенно это присуще  родителям, злоупотребляющим алкоголем. Симбиоз с ребенком отмечается в 10% от общего числа испытуемых.

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что разные стили семейного  воспитания по- разному влияют на развитие детей. Несомненно, такие стили как авторитарный и попустительский ведут к нарушению развития и поведения ребенка. Как правило, у авторитарных родителей дети растут более агрессивные, но при этом часто не самостоятельные.

Дети родителей с попустительским  стилем воспитания постоянно ищут внимания от других, и поскольку им не прививаются  эффективные способы общения, то зачастую они выбирают неадекватные способы поведения и общения  со сверстниками и другими взрослыми. В свою очередь это приводит к  трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Они чувствую себя ненужными и  брошенными и ищут компанию себе подобных, уходят из дома, бродяжничают.

Самым оптимальным стилем воспитания, конечно, является демократический. Но, как правило, демократические отношения между родителями и детьми встречаются достаточно редко что и подтвердило наше исследование.

 

Заключение

 

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку  социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и  демократических взаимоотношений  между людьми, опыта отношения  к явлениям, продуктам жизни.

Анализируя психолого- педагогическую литературу, было установлено, что семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни.

Проблема семьи, воспитания детей отражена в работах таких  авторов как Л. С. Алексеева, Л.И. Божович , М.А. Галагузова, Т. А Куликова, С.В Ковалева, И.П. Подласого, В. И. Титаренко, В.В. Ткачева, И.А. Фурманова и др.

Семья выполняет ряд функций  важных для общества, необходимых  для жизни каждого человека: это  воспитательная, репродуктивная, хозяйственно- бытовая, социально - контролирующая, функция организации досуга.

В ходе исследования были изучены  стили семейного воспитания и  их влияние на развитие личности ребенка: демократический, авторитарный, попустительский  и либеральный. Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение  как основной метод воспитания, в  деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений. Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью. В подростковом возрасте может наблюдаться реакция  протеста, выражающаяся в агрессивном  поведении, уходе из дома. Это и  показало наше практическое исследование.

Попустительский стиль воспитания проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений между родителями и детьми, отчужденностью членов семьи  друг от друга. Дети родителей с попустительским  стилем воспитания не имеют представлений  о социальных нормах поведения, чувствуют  себя заброшенными и ненужными. Дети не получают должного внимания в семье  и в связи с этим могут искать это внимание на стороне и чаще всего примыкают к асоциальным  группировкам таких же детей.

Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях.

Самым оптимальным стилем воспитания, кончено же, является демократический- тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, как правило, дети усваивают  образцы поведения своих родителей, приобретают убежденность в их эффективности  и в будущем могут применять  их в качестве воспитания уже своих  детей.

 

 

Литература

Информация о работе Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей