Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить способы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия принципа культуросообразности обучения;
2. охарактеризовать функции и методы деятельности педагога по реализации принципа культуросообразности обучения;
3. проанализировать опыт реализации принципа культуросообразности обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании..…стр. 5
§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности
обучения в образовательном процессе………………………………стр. 7
§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном
процессе со старшими дошкольниками……………………………...стр. 9
§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта…………………………….стр. 11
Глава 2. Педагогические условия для приобщения
дошкольников к традиционной народной культуре……………стр. 13
§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения
детьми 6-7 лет русской народной культуры…………………………стр. 21
Заключение…………………………………………….……………….стр. 29
Список используемой литературы…………………………………...стр. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая практическая педагогика.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Знания – это совокупность сведений, познаний.

Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Культуросообразность – это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.

Личность – человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок.

Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ.

Нравственность – это совокупность норм, определяющих поведение человека.

Обучение – это целенаправленный, систематический, планомерный процесс формирования сознания (знания, умения, навыки, способы действий, ценностные ориентации, убеждения, идеалы и т.д.)  подрастающего поколения.

Обычаи – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит.

Пестушки – один из видов устной поэзии для детей младенческого возраста.

Поликультура – культура многих народов.

Потешки –  это игра, цель которой – обеспечить малышу знакомство с миром.

Прибаутки – это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи.

Социокультурные нормы – это механизмы управления человеческим поведением.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Фольклор – художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно поэтическое творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Педагогические условия для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре.

Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Анализ основных психолого-педагогических исследований показывает, что не всякий педагогический процесс в одной и той же мере способствует поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Следовательно, встаёт вопрос об определении комплекса педагогических условий, наиболее эффективно обеспечивающих процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками.

В работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Основной путь воспитания здесь – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам.[1;12]

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.[5;7]

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимали народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.[12;24]

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для старших дошкольников. [13;10]

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным праздничным традициям в рукописных журналах «Пасха», «Широкая Масленица» «Рождественские обычаи и обряды». Так же было организовано родительское собрание «Традиционная народная культура как средство всестороннего воспитания детей». Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Нами был создан перспективный план по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Тема занятия

Цели и задачи занятия

1.

В тереме расписном я живу…

Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

2.

Праздник “Осенины – осени именины”.

Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины.

3.

Мебель наших предков.

Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.

4.

Деревенская посуда.

Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации

5.

Народные промыслы.

Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

6.

Ой вы гости, господа.

Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”.

7.

Матрешка – игрушка на все времена.

Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.

8.

Рукомойник.

Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение.

9.

Хохломские узоры.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоции у детей, желание самим создавать узор.

10.

Нитки. Ткачество.

Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть.

11.

Городецкая роспись.

Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве.

12.

Одежда наших предков.

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

13.

Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы.

Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами.

14.

Дымковская игрушка.

Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам.

15.

Женские головные уборы.

Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

16.

Гжельские узоры.

Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи.

17.

Сказания и поверья русского народа.

Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей.

18.

Леший.

Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы.

19.

Масленица.

Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку.

20.

Сердце матери лучше солнца греет.

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

21.

Русская народная кукла.

Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей.

22.

Жестовские подносы.

Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов.

23.

Фольклор – народная мудрость.

Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм.

24.

Русская печь.

Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней.

25.

Какой бывает фольклор?

Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми.

26.

Комплексное занятие “Русская изба. Посиделки”.

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе.

27.

Москва: древняя столица.

Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени.

28.

Богатыри земли русской.

Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей.

29.

Русский самовар и чаепитие на Руси.

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

30.

Щи да каша – пища наша.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

31.

Филимоновская игрушка.

Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек.

32

Эх, лапти мои, лапти липовые.

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта.

33.

Комплексное занятие “Рукодельница и себе и людям радость приносит”.

Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами “рукодельница”, “мастерица”, “вышивальщица”; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов.

34.

Занятия и ремесленничество русского народа.

Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей.


 

 

 

 

§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения детьми

6-7 лет русской  народной культуры.

База исследования: СП ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани.

Возраст испытуемых: 6 – 7 лет.

Количество детей: 15 человек.

Методика на выявление уровня этнической культуры.

1. Знание содержания русских народных сказок.

2. Умение узнавать героев  в произведениях изобразительного  творчества.

3. Знание истории русского  костюма.

4. Знание народных игр, игрушек.

5. Знание русского народно-прикладного  искусства.

6. Эмоционально-положительный отклик на красоту природы.

7. Использование фольклора  в повседневной разговорной речи.

8. Физическое воспитание.

9. трудовое воспитание.

10. Продуктивные виды деятельности.

Ф.И.ребенка

Теоретические знания

Практические знания

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Марина А.

+

+ -

+ -

+

+ -

+

+ -

+ -

+

+

Средний

Егор К.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Влад Г.

+

+ -

+

+ -

+

+

+ -

-

+ -

+

Низкий

Надя Р.

+ -

+

+ -

+

+ -

+

+ -

-

+

+

Низкий

Рита Р.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Ваня С.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

+

+

+

Средний

Рома А.

+

+ -

+

+

+

+

+

+

+ -

+

Средний

Артем Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Полина К.

+

+

+

+

+ -

+

+

-

+

+

Средний

Настя М.

+ -

-

+

+ -

+ -

+

+ -

-

+

+

Низкий

Кирилл З.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Диана М.

+ -

+

+

+

+ -

+

+ -

+ -

+

+

Средний

Алена П.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Никита У.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

-

+

+

Средний

Вова О.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий


 

Критерии к таблице.

Высокий уровень.

- Использует в активной  речи потешки, прибаутки, пословицы  и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

- Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

- Знает сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях  изобразительного искусства.

- Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

- Умеет играть в подвижные  и хороводные народные игры.

- Знает историю русского  и украинского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).

- Имеет представление  о народных промыслах и использует  их элементы в своих работах.

- Умеет отличить архитектурные  сооружения древней Руси от  современных построек.

Средний уровень.

- Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.

- Знает народные приметы  и замечает их в повседневной  жизни.

- Знает названия некоторых  народных праздников и принимает  активное участие в них.

- Знает русские народные  подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.

- Знает некоторые элементы  русского и украинского народного  костюма и различает головные  уборы.

- Имеет практические умения  по работе с тестом, в приготовлении  салатов, вышивании салфеток, может  сделать тряпичную куклу.

Низкий уровень.

- Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда  использует их в речи.

- Знает народные приметы.

- Знает названия некоторых  праздников, но принимает в них  пассивное участие.

- Знает 2-3 народные подвижные  игры и умеет объяснить правила к ним.

- Имеет элементарные навыки  по работе с тестом, тканью, изготовлении  салатов.

Таким образом, мы определили уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой русского народа.

 

Методика «Народы, национальности».

1. Фамилия, имя, возраст, пол.

2. Национальность родителей.

3. К какому народу относишь  ты себя?

4. Какой язык (языки) знаешь? Какой считаешь родным? На каком  языке говорят в семье, дома? На  каком языке любишь слушать  сказки?

Информация о работе Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников