Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:32, курсовая работа
Цель: выявить способы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия принципа культуросообразности обучения;
2. охарактеризовать функции и методы деятельности педагога по реализации принципа культуросообразности обучения;
3. проанализировать опыт реализации принципа культуросообразности обучения.
Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании..…стр. 5
§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности
обучения в образовательном процессе………………………………стр. 7
§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном
процессе со старшими дошкольниками……………………………...стр. 9
§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта…………………………….стр. 11
Глава 2. Педагогические условия для приобщения
дошкольников к традиционной народной культуре……………стр. 13
§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения
детьми 6-7 лет русской народной культуры…………………………стр. 21
Заключение…………………………………………….……………….стр. 29
Список используемой литературы…………………………………...стр. 30
Знания – это совокупность сведений, познаний.
Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
Культуросообразность – это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.
Личность – человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок.
Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ.
Нравственность – это совокупность норм, определяющих поведение человека.
Обучение – это целенаправленный, систематический, планомерный процесс формирования сознания (знания, умения, навыки, способы действий, ценностные ориентации, убеждения, идеалы и т.д.) подрастающего поколения.
Обычаи – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит.
Пестушки – один из видов устной поэзии для детей младенческого возраста.
Поликультура – культура многих народов.
Потешки – это игра, цель которой – обеспечить малышу знакомство с миром.
Прибаутки – это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи.
Социокультурные нормы – это механизмы управления человеческим поведением.
Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Фольклор – художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно поэтическое творчество.
Глава 2. Педагогические условия для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре.
Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.
Анализ основных психолого-педагогических исследований показывает, что не всякий педагогический процесс в одной и той же мере способствует поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Следовательно, встаёт вопрос об определении комплекса педагогических условий, наиболее эффективно обеспечивающих процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками.
В работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.
Основной путь воспитания здесь – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам.[1;12]
Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.[5;7]
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимали народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.[12;24]
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для старших дошкольников. [13;10]
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным праздничным традициям в рукописных журналах «Пасха», «Широкая Масленица» «Рождественские обычаи и обряды». Так же было организовано родительское собрание «Традиционная народная культура как средство всестороннего воспитания детей». Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Нами был создан перспективный план по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи занятия |
1. |
В тереме расписном я живу… |
Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре. |
2. |
Праздник “Осенины – осени именины”. |
Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины. |
3. |
Мебель наших предков. |
Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком. |
4. |
Деревенская посуда. |
Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации |
5. |
Народные промыслы. |
Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку. |
6. |
Ой вы гости, господа. |
Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”. |
7. |
Матрешка – игрушка на все времена. |
Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу. |
8. |
Рукомойник. |
Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение. |
9. |
Хохломские узоры. |
Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоции у детей, желание самим создавать узор. |
10. |
Нитки. Ткачество. |
Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть. |
11. |
Городецкая роспись. |
Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве. |
12. |
Одежда наших предков. |
Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. |
13. |
Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы. |
Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами. |
14. |
Дымковская игрушка. |
Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам. |
15. |
Женские головные уборы. |
Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. |
16. |
Гжельские узоры. |
Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи. |
17. |
Сказания и поверья русского народа. |
Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей. |
18. |
Леший. |
Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы. |
19. |
Масленица. |
Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку. |
20. |
Сердце матери лучше солнца греет. |
Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
21. |
Русская народная кукла. |
Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей. |
22. |
Жестовские подносы. |
Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов. |
23. |
Фольклор – народная мудрость. |
Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм. |
24. |
Русская печь. |
Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней. |
25. |
Какой бывает фольклор? |
Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми. |
26. |
Комплексное занятие “Русская изба. Посиделки”. |
Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе. |
27. |
Москва: древняя столица. |
Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени. |
28. |
Богатыри земли русской. |
Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей. |
29. |
Русский самовар и чаепитие на Руси. |
Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. |
30. |
Щи да каша – пища наша. |
Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека. |
31. |
Филимоновская игрушка. |
Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек. |
32 |
Эх, лапти мои, лапти липовые. |
Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта. |
33. |
Комплексное занятие “Рукодельница и себе и людям радость приносит”. |
Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами “рукодельница”, “мастерица”, “вышивальщица”; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов. |
34. |
Занятия и ремесленничество русского народа. |
Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей. |
§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения детьми
6-7 лет русской народной культуры.
База исследования: СП ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани.
Возраст испытуемых: 6 – 7 лет.
Количество детей: 15 человек.
Методика на выявление уровня этнической культуры.
1. Знание содержания русских народных сказок.
2. Умение узнавать героев
в произведениях
3. Знание истории русского костюма.
4. Знание народных игр, игрушек.
5. Знание русского народно-
6. Эмоционально-положительный отклик на красоту природы.
7. Использование фольклора
в повседневной разговорной
8. Физическое воспитание.
9. трудовое воспитание.
10. Продуктивные виды
Ф.И.ребенка |
Теоретические знания |
Практические знания |
Уровень | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Марина А. |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
+ |
Средний |
Егор К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Влад Г. |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
- |
+ - |
+ |
Низкий |
Надя Р. |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
- |
+ |
+ |
Низкий |
Рита Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Ваня С. |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ |
Средний |
Рома А. |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ - |
+ |
Средний |
Артем Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Полина К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Средний |
Настя М. |
+ - |
- |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
+ - |
- |
+ |
+ |
Низкий |
Кирилл З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Диана М. |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
+ |
Средний |
Алена П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Никита У. |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
- |
+ |
+ |
Средний |
Вова О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Критерии к таблице.
Высокий уровень.
- Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
- Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
- Знает сказочных героев,
умеет узнавать их в
- Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
- Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
- Знает историю русского
и украинского народного
- Имеет представление
о народных промыслах и
- Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
Средний уровень.
- Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.
- Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
- Знает названия некоторых
народных праздников и
- Знает русские народные
подвижные игры и умеет объясня
- Знает некоторые элементы
русского и украинского
- Имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.
Низкий уровень.
- Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
- Знает народные приметы.
- Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
- Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.
- Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.
Таким образом, мы определили уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой русского народа.
Методика «Народы, национальности».
1. Фамилия, имя, возраст, пол.
2. Национальность родителей.
3. К какому народу относишь ты себя?
4. Какой язык (языки) знаешь? Какой считаешь родным? На каком языке говорят в семье, дома? На каком языке любишь слушать сказки?
Информация о работе Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников