Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:32, курсовая работа
Цель: выявить способы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия принципа культуросообразности обучения;
2. охарактеризовать функции и методы деятельности педагога по реализации принципа культуросообразности обучения;
3. проанализировать опыт реализации принципа культуросообразности обучения.
Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании..…стр. 5
§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности
обучения в образовательном процессе………………………………стр. 7
§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном
процессе со старшими дошкольниками……………………………...стр. 9
§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта…………………………….стр. 11
Глава 2. Педагогические условия для приобщения
дошкольников к традиционной народной культуре……………стр. 13
§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения
детьми 6-7 лет русской народной культуры…………………………стр. 21
Заключение…………………………………………….……………….стр. 29
Список используемой литературы…………………………………...стр. 30
Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван – заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?
Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.
«Для какой игры посылка?»
Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности.
Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. Детям необходимо рассмотреть содержание посылок и определить, кто прислал посылки.
«Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.
Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.
Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».
Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек может разбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос — картинку сектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, — необходимо рассказать какое-либо произведение устного народного творчества, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Сказка» — значит, ребенок рассказывает русскую народную сказку).
I этап — перед началом игры дети выбирают карточку с названием праздника, а во время движения по секторам ориентируются лишь на свою карточку.
II этап — карточки лежат на игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточку с названием сектора.
На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога.
Приложение № 3
Консультация для родителей
Тема: «Изготовление традиционных тряпичных кукол»
Цели и задачи:
Вступительное слово воспитателя
Все взрослые когда–то были детьми и любили играть. Только много лет назад игрушки были другие, не похожие на современные. Они были самодельные. Первой и любимой игрушкой была куколка, сшитая из мягких, ярких лоскутков, которую вешали над колыбелькой младенца, чтобы ребенок смотрел и забавлялся.
По своему назначению традиционные куклы делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы – обереги.
Куклы – обереги не были игрушками. Они, по поверьям, должны были защищать человека от злых сил. Такие куколки делались из домотканых льняных лоскутков и льняной кудели. (Кудель – обработанный, вычесанный, шелковистый лен). Кудель закатывали, «валяли» в белую льняную тряпочку, перевязывали крестиком грудь льняной же ниткой. Теперь куклу можно рядить в яркую юбку, пришивать льняную косу с ленточкой. Кукла – оберег всегда была женского рода, безликая и безрукая. Это связано с тем, что тряпичная фигурка была олицетворением женского божества, которому поклонялись первобытные люди в эпоху раннего язычества. Это божество имело коварный характер: оно было способно и дарить жизнь, и отнимать ее, по этому ее взгляда боялись.
Исследователи имеют различные версии происхождения и значения женских изображений самых ранних времен:
- почитание женщины – прародительницы;
- использование женских
изображений в охотничьей
- представление о мифической
покровительнице домашнего
- отражение общественного уважения к женщине;
- представление о материнских предках, символе единения и родственной связи членов общины, фетиш идеи продолжения рода.
Эти версии не подтверждают фактами. Сопоставление и анализ археологических и исторических материалов позволяют сделать вывод, что создание женских статуэток и изображений женщин было связано с мифическим существом женского пола. Оно могло иметь не вполне человеческие черты (например, хвост, лапы вместо рук и ног) и являлось по первобытным представлениям «матерью зверей», способствующей, с одной стороны, умножению диких животных, а с другой стороны успешной охоте на них. Отсюда миф о богине, олицетворяющей рождение и смерть. Именно ее изображали древние люди со времен палеолита. Она считалась грозным божеством, ее взгляда страшились.
Женский демон славянских сказок баба яга – «не увидит». До наших дней сохранилась детская игра, где фигурирует «слепая баба». В греческой мифологии Ламиа – женское чудовище, пожирающее детей; Ламиа считалась безвредной, если была лишена глаз. Женоподобное чудовище – горгона взглядом убивала все живое. Поверье о том, что взгляд сверхъестественного существа может убить человека, имеет глобальный характер и существует, по меньшей мере, уже 25 тыс. лет.
Нередко кукол делали задолго до рождения ребенка и укладывали в зыбку. Со слов девяностолетней женщины записано, что ее бабушка, узнав, что у нее будет ребенок, принялась мастерить куколку. Когда родилась дочка, эта куколка лежала с ней в колыбели и женщина думала, что ее дитя защищено. Дочка выросла, и у нее родился свой ребенок. Тогда бабушка достала из сундука куколку и снова положила ее в колыбель с младенцем.
Желая уберечь беззащитного ребенка в свое отсутствие, родители наивно наделяли неодушевленный предмет сверхъестественной силой.
Кроме уже перечисленных кукол, были куклы: «Купавка», «Ангелочек», «Коза», «Домашняя Масленица», а так же кукла «Кузьма и Демьян» и кукла «День и Ночь» и др.
Каждая из них имела свою историю возникновения и символику назначения.
Приложение № 4
Анкета для родителей
«Приобщение детей к истокам русской культуры».
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
a) как жили наши предки? б) какими занимались ремёслами? в) как сеяли хлеб? г) какую на Руси носили одежду?
2.Знаете ли Вы русские праздники?
3.Нужно ли ребёнку давать
толкования старославянских
4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6. Надо ли знать народные сказки и былины?
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
9. Какие народные игры Вам известны?
10. Играете ли Вы в них с ребёнком?
11.Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?
Информация о работе Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников