Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработать и апробировать программу организации досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома на основе интересов детей.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать психологические особенности младших школьников – воспитанников детских домов.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации досуга младших школьников – воспитанников детских домов в каникулярное время.
3. Провести опытно - экспериментальное исследование, позволяющее разработать и реализовать наиболее оптимальный сценарий проведения досуга детьми младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом интересов детей.

Содержание

Введение
Глава 1. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей – воспитанников детских домов
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах
1.2 Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста
1.3 Особенности организации досуга детей – воспитанников детского дома в каникулярное время
Глава 2. Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время в условиях детского дома
2.1 Особенности интересов детей – воспитанников детского дома
в сфере проведения досуга в каникулярное время
2.2 Организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом интересов детей
2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных  социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям (38, с. 38).

Семья, являясь источником первоначального развития природных  свойств человека, местом, где формируются  его специфические социальные роли, закладываются основы отношения  ребёнка к себе, к близким, к  окружающему миру, оказывает существенное воздействие на процесс социализации подрастающего поколения.

Важную роль в социализации детей, подростков и юношества играет школа, где на различных этапах в  программу образования включены предметы, способствующие оптимальному осуществлению этого процесса: «обществоведение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и др. Однако этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно целкнаправленная социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекции и беседы на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы проводятся во всех общеобразовательных школах.

Внутришкольные вечера, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и  другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Однако внеклассная  работа не носит для школьников обязательного  характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она эпизодична, не всегда целенаправленна и не имеет массового характера в связи со слабой оснащенностью многих школ и недостатком специалистов, способных заинтересовать детей и подростков, профессионально организовать их досуг.

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность (33, с. 119).

Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности  и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении в органичном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями.

Досуг может стать  могучим стимулом для развития личности. В этом заключен его воспитательный потенциал. Но свободное время, не организованное должным образом, может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира человека, и даже к таким проявлениям девиантного поведения, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В условиях усиления тенденции  сокращения вложений государственных  средств в развитие детско-юношеских  досуговых учреждений, исходя из посылки  вредоносности «растаскивания»  личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также, опираясь на международный опыт организации детского досуга, многие специалисты в области социальной педагогики, организации досуговой деятельности считают целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских образовательных учреждения. В результате этого все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности (38, с. 35).

Вместе с тем, параллельно  с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере  досуга. То есть, могут существовать две модели социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга – общая и специальная, каждая со своим наполнением.

Общая модель социализации должна осуществляться за счет государства  в рамках школьных досуговых программ, а также за счет самоорганизации  семейного досуга (самодосуга).

Реализация специальной  модели социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга может осуществляться культурно-досуговыми центрами, парками, физкультурно-спортивными  комплексами, музыкальными, хореографическими  и художественными школами, библиотеками, техническими станциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими, спортивно- оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями при активном участии всей семьи ребенка. Деятельность обозначенных социальных институтов (при условии обеспечения общей модели) может быть основана как на некоммерческой, так и на коммерческой основе.

То, что данная деятельность может осуществляться на уровне коммерческих структур (то есть она не будет доступна всем детям), существенно не отразится  на социальном здоровье нации, так как предполагается, что общая модель даёт подрастающему поколению необходимый для социальной адаптации минимум знаний, умений и навыков.

Для большей эффективности  функционирования как общей, так  и специальной моделей для  работы с детьми, подростками и юношеством целесообразно использовать средства массовой информации, театры, кинотеатры, музеи, выставки, религиозно-культовые учреждения, массовые добровольные организации.

Досуговая деятельность подрастающего поколения должна базироваться на определённых принципах..

К ним относятся: (4, с. 46 – 47).

1. Принцип всеобщности  и доступности, то есть возможность  приобщения, вовлеченности всех  без исключения детей, подростков  и юношества в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью удовлетворения досуговых запросов и интересов, выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения.

2. Принцип самодеятельности  – реализуется на всех уровнях  детского досуга: от любительского  объединения до массового праздника.

Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

3. Принцип индивидуального  подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4. Принцип систематичности  и целенаправленности – предполагает  осуществление досуговой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей и подростков на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества.

5. Принцип преемственности  - предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Необходимо, чтобы родители, все взрослые  передавали детям социальные  знания и опыт, помогали им  в организации досуга, учили философии  досуга..

Принцип преемственности  означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей  из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного  учреждения в другое.

6. Принцип интереса  и занимательности – заключается  в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, так как сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку и делает процесс социализации подрастающего поколения более эффективным.

Реализация принципов  организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия  на личность выходит далеко за рамки  досугового времяпрепровождения, это  крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.

Жизнедеятельность современных  детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне каникулярное время необходимо использовать таким образом, чтобы снять у детей создавшееся напряжение, то есть необходимо правильно организовать их досуг. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил. Чтобы это произошло, дети младшего школьного возраста должны получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий. Поэтому досуг детей данного возраста осуществляется преимущественно на основе игровой деятельности. В детской игре, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа с наибольшей силой проявляется творчество. Через механизм эмоционального восприятия и переживания младшие школьники максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и накладывают отпечаток на всю последующую жизнь (21, с. 118).

Досуг – это зона активного  общения, удовлетворяющая потребности  младших школьников в контактах.

Такие формы досуга, как  игровые программы, массовые праздники  и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Досуг для младших школьников – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Отличительной особенностью детей младшего школьного возраста является их восприимчивость к театрализации. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют младшего школьника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений.

Досуговое время младших  школьников оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В досуговой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности.

В сфере досуга дети более  открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершенное.

В посдеднее десятилетие  среди наиболее распространённых и  эффективных форм организации детского досуга выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. д.).

Данная форма организации  досуга детей пришла к нам из за рубежа.

В зарубежных источниках отсутствует единое понятие профессии  аниматора. Французское “animateur”  переводится как вдохновитель, побудитель к какой-либо деятельности. В «Словаре педагогического языка» П. Фулькье  аниматор – это «социальный работник, призванный развивать общественно-воспитательную, культурную и спортивную деятельность» (43, с. 134 – 136).

Деятельность аниматора  может быть разносторонней или иметь  определенную воспитательную направленность. Важно, что любая организуемая деятельность не является самоцелью – это лишь средство для создания среды, в которой каждый человек может успешно развиваться. Особенно важно это для детей, так как правильно организованная социальная среда оказывает большое влияние на повышение общего уровня культуры личности. По мнению многих ученых, педагогическая анимация пробуждает у человека веру в свои силы и воможности, активизирует процессы общения, самосознания, самопризнания, устанавливает новый стиль человеческих отношений, соответствующих потребностям человечества во всех видах деятельности.

Информация о работе Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома