Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:45, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработать и апробировать программу организации досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома на основе интересов детей.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать психологические особенности младших школьников – воспитанников детских домов.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации досуга младших школьников – воспитанников детских домов в каникулярное время.
3. Провести опытно - экспериментальное исследование, позволяющее разработать и реализовать наиболее оптимальный сценарий проведения досуга детьми младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом интересов детей.
Введение
Глава 1. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей – воспитанников детских домов
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах
1.2 Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста
1.3 Особенности организации досуга детей – воспитанников детского дома в каникулярное время
Глава 2. Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время в условиях детского дома
2.1 Особенности интересов детей – воспитанников детского дома
в сфере проведения досуга в каникулярное время
2.2 Организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом интересов детей
2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
б) умеренные, стабилизирующие
(преобладают цвета средней
в) негативные, астентичные (цвета нижней части спектра: фиолетовый, черный);
г) напряженности (представлены противоположные по значению цвета: красный - фиолетовый; оражевый-черный);
д) «ковровые» - пестрота цвета, означающая отсутствие общего настроения у членов коллектива, и др.
Мы проводили замеры настроения детей до и после мероприятия.
Результаты исследования эмоционального потенциала коллектива (по А. Н. Лутошкину). Приложение 12.
02. 11. 09. «День вежливости».
До мероприятия в коллективе преобладала пестрота цвета, означающая отсутствие общего настроения у членов коллектива: зелёный и синий – умеренные, стабилизирующие цвета выбрали 34% детей; фиолетовый и серый – негативные - 33 %; жёлтый – позитивно – стимулирующий – 33 %.
После мероприятия 100% детей выбрали позитивно – стимулирующие цвета: красный, оранжевый, жёлтый.
03.11.09. Экскурсия в Пожарную часть № 1.
До мероприятия 93 % детей
выбрали позитивно –
После мероприятия 100% детей выбрали позитивно – стимулирующие цвета: красный, оранжевый, жёлтый.
05.11.09. Подготовка к празднику «День Матери».
До мероприятия в коллективе преобладали позитивно – стимулирующие цвета: красный, оранжевый, жёлтый - 80%. 20 % выбрали позитивно – стимулирующие цвета (жёлтый).
После мероприятия 100% детей
выбрали позитивно –
06. 11.09. Занятия по домоводству.
До мероприятия в коллективе преобладала пестрота цвета, означающая отсутствие общего настроения у членов коллектива, причём 47 % выбрали негативные цвета - серый и фиолетовый; 40 % - умеренные, стабилизирующие цвета (зелёный, синий); 13 % - позитивно – стимулирующие цвета (жёлтый).
После мероприятия в коллективе преобладали позитивно – стимулирующие цвета: красный, оранжевый, жёлтый – у 73% детей. 27% выбрали умеренные, стабилизирующие цвета (зелёный, синий).
07.11.09. Игра «Умники и умницы».
До мероприятия в коллективе преобладала пестрота цвета, означающая отсутствие общего настроения у членов коллектива: 33% выбрали позитивно – стимулирующие цвета (жёлтый, оранжевый); 47 % выбрали умеренные, стабилизирующие цвета (зелёный, синий); 20% - негативные, астенические цвета - серый и чёрный.
После мероприятия в коллективе преобладали позитивно – стимулирующие цвета: красный, оранжевый, жёлтый – у 93 %; у 7 % - умеренные, стабилизирующие цвета (зелёный).
08.11.09. Праздник «Золотая осень».
До мероприятия в
коллективе преобладала напряжённость:
60 % выбрали позитивно –
После мероприятия в коллективе преобладали позитивно – стимулирующие цвета: красный, оранжевый, жёлтый – у 93 %; у 7 % - умеренные, стабилизирующие цвета (синий).
Таким образом, исследование
показало, что после мероприятий
эмоциональный настрой
В целом результаты анкетирования и исследования эмоционального потенциала коллектива (по А. Н. Лутошкину) подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом их интересов способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе.
Выводы по 2 главе
1. Анкетирование детей – вослитанников детского дома и детей, воспитывающихся в семье, показало, что интересы детей – воспитанников детского дома в сфере досуга отличаются от интересов детей, воспитывающихся в семье. Причём по уровню психологического и интеллектуального развития эти дети имеют много общего.
Дети из детского дома предпочли бы провести каникулы дома, в семье, с родителями, какими бы они ни были (у большинства родители лишены родительских прав). Дети, воспитывающиеся в семьях, наоборот, предпочли бы провести каникулы вне дома.
Дети из детского дома имеют традиционные дпя детей, не имеющих материальных и технических возможностей, интересы: хотят играть, гулять, рисовать, мастерить поделки, танцевать, хотят праздника, хотят выезжать за территорию детского дома.
2. На основе анкетирования
детей мероприятия в
Мероприятия содержали разнообразные игры, шутки, конкурсы, загадки, музыкальные номера, спортивные игры, интересные и познавательные для детей младшего школьного возраста.
3. После мероприятий
эмоциональный настрой
В целом результаты анкетирования и исследования эмоционального потенциала коллектива (по А. Н. Лутошкину) подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом их интересов способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе.
Заключение
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Полноценное проживание
этого возраста, его позитивные приобретения
являются необходимым основанием, на
котором выстраивается
Результаты психологических исследований свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства детей младшего школьного возраста - воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности".
Могучим стимулом для развития личности ребёнка может стать досуг. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может стать фактором виктимизации личности. Поэтому организация детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность должна выходить далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.
Сущностью досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами - специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми.
Досуговая деятельность в условиях детского дома должна стать совместной развивающей деятельностью детей и взрослых. При этом необходимо предоставлять детям самостоятельность, обеспечивать смену ролей и деятельности каждого ребёнка, развивать интересы, умения, способности детей.
Нами было проведено исследование, позволяющее сделать вывод о том, что организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом их интересов способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе.
Анкетирование детей – вослитанников детского дома и детей, воспитывающихся в семье, проведённое на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы, показало, что интересы детей – воспитанников детского дома в сфере досуга отличаются от интересов детей, воспитывающихся в семье.
Дети из детского дома предпочли бы провести каникулы дома, в семье, с родителями, какими бы они ни были (у большинства родители лишены родительских прав).
Дети из детского дома имеют традиционные для детей, живущих в обеднённой среде, имеющих задержку в психическом развитии интересы: хотят играть, гулять, рисовать, мастерить поделки, танцевать, хотят праздника, хотят выезжать за территормю детского дома.
Результаты констатирующего этапа опытно – экспериментальной работы были учтены при разработке формирующего этапа. Мероприятия в каникулярное время были проведены с учётом разнообразных интересов детей, воспитывающихся в детском доме. Были предусмотрены поездки за территорию детского дома, праздники, мероприятия, в которых можно проявить себя в спорте, в интеллектуальной, творческой деятельности, показать свои кулинарные успехи.
Мероприятия содержали разнообразные играы, шутки, конкурсы, загадки, музыкальные номера, спортивные игры, интересные и познавательные для детей младшего школьного возраста.
После мероприятий, как показал 2- й констатирующий эксперимент с использованием повторного анкетирования детей и методики исследования эмоционального потенциала коллектива по А. Н. Лутошкину, эмоциональный настрой коллектива детей менялся: из пёстрого или напряжённого становился позитивно – стимулирующим.
Таким образом, предположение о том, что организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом их интересов способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе, подтвердилось.
Цели и задачи дипломного исследования выполнены.
Список литературы