Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение развития начального и среднего образования города Ярославля.
Предметом исследования выступает начальное и среднее образование Ярославля.
Объектом исследования выступает образование Ярославля.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методические основы развития 8
1.1. Сущность, цели, задачи развития 8
1.2. Принципы и факторы развития 15
1.3. Методы развития 20
Глава 2. Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области 26
2.1. Характеристика 26
2.2. Организация 35
2.3. Анализ развития в Ярославской области 37
Глава 3. Основные направления развития начального и среднего образования Ярославской области 46
3.1. Заключение международных связей 46
3.2. Развитие кадрового обеспечения образования 53
3.3. Развитие сферы образовательных услуг 60
Заключение 65
Список использованной литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

111Региональная.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Осуществление модернизации образования затрагивает практически  каждую российскую семью. Суть изменений  в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.3

Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров.

Система начального профессионального  образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.

Основной целью данной системы является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе неполного или основного  общего образования.

Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения НПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Система начального профессионального  образования призвана:

- удовлетворить потребности  личности в профессиональных  образовательных учреждениях;

- обеспечить потребности  экономики в квалифицированных  кадрах.

К современным учреждениям начального профессионального образования относятся:

· профессиональные училища;

· профессиональные лицеи;

· технические школы.

Профессиональные училища:

осуществляют реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.

Профессиональные училища  являются основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наибольшая массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей:

центр непрерывного профессионального  образования, осуществляет реализацию интегрированных образовательных  программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение профессионального образования:

осуществляют программу  переподготовки, а также подготовки рабочих и специалистов по ускоренной форме обучения.

Для стимулирования научно-исследовательской  деятельности преподавателей высшей школы  будут расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том числе в форме грантов на конкурсной основе. 
             Основная цель профессионального образования подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. 
Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.

1.2. Принципы и факторы  развития

Модернизация профессионального  образования, осуществляемая в рамках общей концепции его реформирования, затронула глубинные процессы, в  частности проблемы повышения конкурентоспособности  выпускников учреждений данного  типа. Ценный опыт в этом направлении накоплен многими регионами страны.

В современной России система начального и среднего профессионального  образования продолжает непрерывно развиваться.

Поиск оптимальных структур учебных заведений, совершенствование  содержания образования, переход на многоуровневую систему подготовки кадров, индивидуализация обучения, разумное сочетание новых и традиционных методов обучения, компьютеризация - стали основными направлениями преобразований в системе профессионального образования в Российской Федерации и ее субъектах.

Переход к многоуровневой системе образования обусловил  целесообразность создания учебно-научно-производственных комплексов - «школа - колледж - вуз».

Основой создания и функционирования учебно научно - производственного комплекса являются следующие основные принципы:

- целостность - единство  школьного, среднего специального  и высшего образования, призванное  обеспечить достижение как общей  цели, так и целей и задач  по каждому уровню, которые сводятся  к главному - осознанному стремлению  к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности, быть всегда конкурентоспособным;

- преемственность - взаимосвязь  и взаимодополняемость различных  уровней образования, позволяющие  обеспечить поступательное развитие  личности и профессиональное  становление обучающегося, представляющие возможности для последующего изменения профессии;

- предвидение - внесение  в профессионально-квалификационные  характеристики, учебные планы и  программы изменений, связанных  с экономикой региона и запросами  рынка труда; 

- опережающее развитие - содержание и постановка образовательного  процесса должны непрерывно опережать  сегодняшние требования к качеству  обучения специалиста, а процесс  профессиональной подготовки должен  опережать эти требования еще  в большей степени; 

- интеграция - уровни образования должны быть сквозными по вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, и координация структур по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с обществом, учредителями культуры и т.д.4

Таким образом, создание интегрированного учебно-научно-производственного комплекса «школа-колледж-вуз», в котором эти звенья тесно связаны друг с другом, обеспечивая непрерывное образование и профессиональную подготовку в многопрофильной и многоуровневой структуре, выступает как инновационные направления, ориентированные на целостный процесс развития и обогащения творческого потенциала личности и ее конкурентоспособности.

Однако ориентация на интегрированное многоуровневое профессиональное образование высветила и ряд проблем организационного, нормативно-правового, содержательного, технологического и другого характера в реализации многоуровневого профессионального образования. Выделим некоторые из них.

- При сокращении сроков  подготовки (что является естественной  потребностью и привлекательностью многоуровневого образования) возникают проблемы с реализацией требований государственных стандартов на всех уровнях подготовки специалиста. Недостаточно отработаны нормативно-правовые аспекты многоуровневого образования, отсутствуют государственные образовательные стандарты многоуровневого профессионального образования.

- Исследования многоуровневого  образования в основном затрагивают  организационно-педагогические проблемы. Совершенно не исследованы и  не предложены новые механизмы интеграции содержания образовательных программ и технологические аспекты многоуровневого образования.

- Остается вне поля  зрения главный объект и предмет  образования - личность специалиста.  Не определены особенности его  профессионального и личностного становления в условиях многоуровневого образования.

- По существу, многоуровневое  образование сегодня остается  лишь внедренной организационной  инновацией, т.к. каждый уровень  образования сохраняет в целом  свои образовательные функции,  содержание, технологию, специфику и, в принципе, свою автономность. Следовательно, сохраняется профессионально-статусная дифференциация человека в обществе (рабочий, среднее звено, интеллигенция и соответствующие им должности).

Имеющиеся проблемы требуют  поиска иных подходов в реализации многоуровневого образования. Актуальность дальнейшей модернизации его определения и отработки новых его форм и моделей позволяет наметить следующие направления интеграции.

Первое направление  связано с созданием в условиях университетского комплекса интегрированного образовательного пространства, в котором объединены различные уровни профессионального образования: начальное, среднее и высшее. Данное направление обусловлено необходимостью реализации в условиях одного образовательного учреждения идеи непрерывного профессионального образования, суть которой заключается в обеспечении каждому человеку условий получения и пополнения знаний, профессионального развития, самосовершенствования на протяжении всей жизни.

Здесь важно придерживаться гуманистической концепции человека, в основе которой лежит признание человеческого интеллекта, его творческой энергии, духовно-нравственных сил. Это в свою очередь обусловливает изменение способа развития внутреннего потенциала человека, когда он из деперсонализированного агента социальных действий превращается в активного субъекта общественной, производственной, культурной деятельности, в субъекта собственной жизни. Как деперсонализированный агент социальных действий человек в прежней системе получал образование, чтобы стать специалистом, отвечающим требованиям производства. Иначе говоря, образовательная парадигма основывалась на первичности производства и обусловленности им содержания и характера образования.

Непрерывность образования  предполагает тесную связь с развитием субъектности человека. Современный специалист должен быть человеком нового поколения, которому присуща духовная свобода, определяющая право выбора и постановки цели деятельности. Такой человек активен и деятелен, ему свойственно свободное приобщение к мировому знанию и творчество. Им движет внутренняя целенаправленная активность, регулируемая его собственной общественно ценной мотивацией. Он рассматривает свою будущую профессию не только как средство социального развития, но и как средство саморазвития личности. Только сам человек, и специалист в том числе, может «сделать себя» путем самообразования, саморазвития, самоусовершенствования.5 Из изложенного вытекает идея о том, что обеспечение непрерывного образования через формирование многоуровневой структуры профессионального образования создает условия для реального проявления и воплощения личностью - будущим специалистом, свободы выбора, ответственности выбора, становления мотивации на саморазвитие, определения своей профессионально-образовательной траектории и постепенного и последовательного «само выращивания» себя как специалиста.

Многоуровневая структура  профессионального образования  в одном учебном заведении  формирует уникальную образовательную  среду, в которой представлены самые  различные уровни и ступени профессионального образования, в рамках которых личность может интегрировать для себя самые различные траектории профессионального становления.

Второе направление  можно обозначить как реализацию интегрированного профессионального  образования, когда человек целенаправленно получает профессиональное образование по интегрированным образовательным программам. В условиях высшего учебного заведения может реализовываться модель многоуровневого интегрированного профессионального образования, где абитуриенты после 9 классов основной школы на основании вступительных испытаний поступают в высшее учебное заведение для получения высшего образования, интегрированного с начальным и средним профессиональным образованием.

 

1.3. Методы развития

Государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм. 
Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.

В качестве основного  фактора обновления профессионального  образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.

Планируется создание эффективной  системы содействия трудоустройству  выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.

В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимают укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.6

Информация о работе Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области