Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение развития начального и среднего образования города Ярославля.
Предметом исследования выступает начальное и среднее образование Ярославля.
Объектом исследования выступает образование Ярославля.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методические основы развития 8
1.1. Сущность, цели, задачи развития 8
1.2. Принципы и факторы развития 15
1.3. Методы развития 20
Глава 2. Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области 26
2.1. Характеристика 26
2.2. Организация 35
2.3. Анализ развития в Ярославской области 37
Глава 3. Основные направления развития начального и среднего образования Ярославской области 46
3.1. Заключение международных связей 46
3.2. Развитие кадрового обеспечения образования 53
3.3. Развитие сферы образовательных услуг 60
Заключение 65
Список использованной литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

111Региональная.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

- Принимает,  совместно со службой занятости  населения, меры, обеспечивающие  в месячный срок трудоустройство  исключенного или продолжения  им обучения в другом образовательном  учреждении.

- Изучает и  анализирует потребности и запросы  населения подведомственной территории в области образования.

- Организует  проведение педагогических конференций,  совещаний, семинаров, выставок  и конкурсов в сфере образования.

- Оказывает  методическую помощь образовательным  учреждениям района через координационный методический совет при отделе образования.

- Координирует  работу по профессиональной ориентации  молодежи.

- Организует  снабжение муниципальных образовательных  учреждений бланками строгой  отчетности, в том числе бланками  документов государственного образца об уровне образования и квалификации.

- Разрабатывает  и реализует совместно с профсоюзными  органами, общественными организациями,  заинтересованными муниципальными  органами комплекс мер по охране  труда, направленный на обеспечение  здоровых и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите.

- Создает банк  данных о кадровом составе  муниципальных образовательных  учреждений, формирует на основе  их заявок заказ на подготовку  и переподготовку специалистов, заключает двусторонние и многосторонние договоры с образовательными учреждениями профессионального образования на целевую подготовку (переподготовку) специалистов, обеспечивает учреждения образования квалифицированными педагогическими кадрами по их заявкам.

- Организует  повышение квалификации педагогических  и руководящих работников муниципальных  образовательных учреждений, других  сотрудников, работающих в сфере  образования.

- Организует  работу муниципальной аттестационной  комиссии по проведению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

- Обеспечивает  контроль соблюдения государственных  образовательных стандартов во  всех муниципальных образовательных  учреждениях.

- Обеспечивает  государственные гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей.

- Совместно  с образовательными учреждениями  участвует в организации физкультурно-оздоровительной  работы с детьми и молодежью,  способствует их привлечению  к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

- Осуществляет  мероприятия по предупреждению  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних:

1. Участвует  в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.

2. Ведет учет  детей, подлежащих обязательному  обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

3. Разрабатывает  и внедряет в практику работы  образовательных учреждений программы  и методики, направленные на формирование  законопослушного поведения несовершеннолетних.

4. Организует работу психолого-медико-педагогической комиссии, которая выявляет детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением, проводит их комплексное обследование и дает рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.8

- Осуществляет  контроль за выполнением функций,  предусмотренных Уставом образовательного  учреждения.

- Осуществляет  текущее и перспективное планирование  и контроль использования выделенных ассигнований образовательными учреждениями.

Для этого:

    • Принимает меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, в том числе:
    • Осуществляет выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и принимает меры передачи таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • Ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе переданных на воспитание в семью), усыновленных (удочеренных), а также граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка;
    • Осуществляет подбор кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители;
    • Временно исполняет обязанности опекуна, попечителя до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), на воспитание в семью или в организации для детей, оставшихся без попечения родителей;
    • Представляет интересы несовершеннолетних в отношениях с любыми лицами, а также в судебных органах, если действия их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), патронатных воспитателей по представительству интересов несовершеннолетних противоречат действующему законодательству или интересам подопечных, либо, если родители, усыновители, опекуны (попечители), патронатные воспитатели не осуществляют защиту интересов несовершеннолетних;
    • Осуществляет надзор за надлежащим исполнением опекунами (попечителями), патронатными воспитателями, организациями, в которых содержатся, воспитываются и (или) обучаются дети, оставшиеся без попечения родителей;
    • В случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке, решает вопросы распоряжения доходами несовершеннолетних, в том числе, оставшихся без попечения родителей;
    • Принимает меры для охраны имущественных и личных неимущественных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
    • Обращается в суд с исками в защиту прав и интересов несовершеннолетних граждан в соответствии с действующим законодательством;
    • В случаях, предусмотренных действующим законодательством, разрешает вопросы, связанные с воспитанием детей, в том числе определяет порядок общения родителей и иных родственников с детьми при раздельном проживании, принимает иные решения в отношении несовершеннолетних, дает заключения и рекомендации;
    • Оказывает опекунам (попечителям), патронатным воспитателям, взявшим на воспитание детей, необходимую помощь в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей;9
    • Организует разработку и реализацию программы подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в семью;
    • Проводит обследование условий жизни подопечных у опекунов (попечителей), в приемных, патронатных семьях, в том числе семьях усыновителей (в пределах установленного срока), проверки сохранности их имущества в соответствии с действующим законодательством;
    • Проводит проверки сохранности имущества детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе систематические проверки (не реже двух раз в год) сохранности жилого помещения с составлением акта обследования жилья;
    • В установленном порядке информирует уполномоченные органы о выявленных нарушениях в сфере опеки и попечительства;
    • Рассматривает обращения граждан по вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними;
    • Готовит на рассмотрение комиссией по опеке и попечительству при Администрации следующие документы:
    • об установлении, снятии опеки, попечительства;
    • документы для вынесения Главой постановлений на выплату ежемесячных денежных средств опекунам на содержание опекаемых детей;
    • о назначении или освобождении (отстранении) опекунов, попечителей от возложенных на них обязанностей;
    • о передаче ребенка в приемную, патронатную семью;
    • о согласии на совершение сделок по отчуждению, в том числе и обмену или дарению имущества несовершеннолетнего, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или залог, либо отказе в их совершении;
    • о согласи на совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетним лицам прав, в том числе и жилищных, раздел имущества или выдел из него долей, а также любых сделок, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетних, либо отказе от их совершения;
    • о разрешении на раздельное проживание попечителя и подопечного, достигшего шестнадцати лет;
    • об изменении имени и (или) фамилии ребенка до достижения им возраста четырнадцати лет;
    • о постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Отдел образования  для осуществления возложенных  на него функций решает другие вопросы в соответствии с действующим законодательством в области опеки и попечительства.

Отдел образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом РФ "Об образовании", другими федеральными законами и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов, Уставом Мышкинского муниципального района, нормативными правовыми актами  Ярославской области, нормативными правовыми актами  Мышкинского муниципального района, Положением об отделе образования, утвержденным распоряжением главы Мышкинского МР от 12.03.2009 г. № 77-к.

2.2. Организация

В системе общего образования город предоставляет  реальные возможности обеспечения  условий для реализации равных прав граждан на качественное образование.

Сеть учреждений, реализующих программы общего образования  является системообразующей составляющей муниципальной системы образования. Это самое значимое звено городской образовательной системы, представленное большим числом разнообразных учреждений:

  • 77 средних общеобразовательных школ, из них 8 осуществляют углублённую подготовку обучающихся по различным предметам (СОШ №№ 4, 33, 37, 42, 43, 58, 80, 84);
  • 3 гимназии (№№ 1,2,3);
  • 1 лицей (№ 86);
  • 1 школа старшей ступени «Провинциальный  колледж»;
  • 2 основных общеобразовательных школы;
  • 6 начальных школ (в том числе 4 начальные школы-детские сады);
  • 6 открытых и вечерних сменных общеобразовательных школ.

Общеобразовательную подготовку обеспечивают 2 школы-интерната, городская санаторно-лесная школа.

Кроме того общеобразовательные  программы реализуют:

  • 2 специальные (коррекционные) школы;
  • 3 специальные (коррекционные) школы-интерната;
  • 1 специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад.

В рамках приоритетного  национального проекта «Образование»:

  • 19 общеобразовательных учреждений стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (№№ 2, 4, 11, 17, 42, 43, 48, 56, 58, 80, 87, гимназии 1, 2, 3, Женская гимназия. Дважды победителями стали лицей № 86 и Провинциальный колледж).
  • 104 учителя стали победителями конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках Приоритетного образовательного проекта «Образование».

Концепция развития системы начального и среднего профессионального  образования Ярославской области на 2010 - 2011 годы (далее - Концепция) разработана в целях определения приоритетных направлений развития начального и среднего профессионального образования, предоставляемого в государственных образовательных учреждениях Ярославской области (далее - образовательные учреждения), на среднесрочную перспективу.

В соответствии с Законом Российской Федерации  от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация предоставления начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

2.3. Анализ развития в  Ярославской области

Основные задачи системы начального и среднего профессионального образования на 2011-2012 годы

реализация  областной целевой программы  «Обеспечение приоритетных направлений  развития экономики Ярославской  области квалифицированными кадрами  рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы»,

участие в кластерной политике региона,

модернизация  сети и механизмов управления учреждениями начального и среднего профессионального  образования,

работа над  внедрением нового содержания профессионального  образования 

Региональная  система профессионального образования:

33 учреждения начального, в том числе 8 профессиональных лицеев

8 учреждений  среднего профессионального образования,  в том числе 5 колледжей)

на 1.01.2011 г. обучалось 10983 чел. в учреждениях НПО и 3445 чел. – в учреждениях СПО 

Рисунок 1. Прогноз изменения численности обучающихся, в учреждениях НПО и СПО, подведомственных департаменту образования Ярославской области в 2010-2018 гг.

Таблица 1

Итоги трудоустройства  выпускников учреждений НПО и  СПО в 2010/2011 уч. году

 

Всего, чел

Намерены продолжить обучение (%)

Подлежат призыву в армию (%)

Трудоустроились (%)

Не определились с  трудоустройством (%)

Планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком (%)

НПО

4314

15

30

42

9

4

СПО

3410

28

19

35

15

3


 

Областная целевая  программа «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы (утверждена постановлением Правительства Ярославской области от 28.05.2010 № 366-п)

Задачи Программы:

формирование  механизмов взаимодействия системы  начального и среднего профессионального образования с экономикой на основе общественно-государственного заказа;

развитие профилей подготовки квалифицированных кадров, приоритетных для экономики региона;

модернизация  организационной структуры учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития области, совершенствование учебно-материальной базы;

создание механизмов повышения привлекательности приоритетных для экономики области профессий  и специальностей для потребителей образовательных услуг;

повышение квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений начального и среднего профессионального  образования в соответствии с  современными требованиями экономики  региона.

Таблица 2

Важнейшие показатели, позволяющие оценить степень выполнения задачи

Целевой показатель

2010

2011

2012

1

Доля квалифицированных  кадров рабочих и специалистов, подготовленных в учреждениях начального и среднего профессионального образования  для приоритетных отраслей экономики на основе договоров с работодателями, от общего числа подготовленных рабочих и специалистов, в процентах

60

70

83

2

Доля образовательных  программ, сформированных с участием работодателей, от общего количества основных образовательных  программ, реализуемых в учреждениях начального и среднего профессионального образования области , в процентах

4

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" margin-bottom: 0pt

Информация о работе Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области