Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение развития начального и среднего образования города Ярославля.
Предметом исследования выступает начальное и среднее образование Ярославля.
Объектом исследования выступает образование Ярославля.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методические основы развития 8
1.1. Сущность, цели, задачи развития 8
1.2. Принципы и факторы развития 15
1.3. Методы развития 20
Глава 2. Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области 26
2.1. Характеристика 26
2.2. Организация 35
2.3. Анализ развития в Ярославской области 37
Глава 3. Основные направления развития начального и среднего образования Ярославской области 46
3.1. Заключение международных связей 46
3.2. Развитие кадрового обеспечения образования 53
3.3. Развитие сферы образовательных услуг 60
Заключение 65
Список использованной литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

111Региональная.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо включение  их в глобальную сеть Интернет и  локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.

Особое внимание будет  уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и  разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны.

Наряду с этим уже  в ближайшие годы будет реализован ряд мер, направленных на повышение  требований к качеству профессионального  образования, в частности: переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента; переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца. К этим процедурам должны быть привлечены ведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей, органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и  среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для создания современной учебно-методической и информационной базы обучения, расширения научно-исследовательских работ, издания учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных программ, вертикальную мобильность их учащихся.

Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах функционирования и развития профессионального образования всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования следует разделить их на два уровня федерального и регионального подчинения, предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень.

Для достижения нового качества профессионального образования  будет осуществляться:

- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;

- устранение сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;

- оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

-  структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов; радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений;

- информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;

- углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;

- повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования;

- интеграция университетской, академической и отраслевой науки;

- разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты России";

- осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;

- формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;

- сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости;

- обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации;

- организация на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования общепрофессиональной подготовки офицеров по отдельным специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профилей, создание межвузовских военных факультетов подготовки офицеров запаса.

Для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том числе в форме грантов на конкурсной основе.

Основная цель профессионального  образования подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. 
Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация и  анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области

2.1. Характеристика

 

   Ярославская область  входит в число регионов с  высоким уровнем социально-экономического  развития и качества жизни  населения. Регион обладает высокоразвитой и разноплановой промышленной базой, сбалансированной структурой промышленности, научным и инновационным потенциалом, квалифицированными профессиональными кадрами. Все это открывает широкие возможности для создания и развития бизнеса.7

Участие в программах:

ОЦП «Развитие  материально-технической базы общеобразовательных  учреждений Ярославской области» на 2011-2014 годы

Областная целевая  программа «Обеспечение доступности  дошкольного образования в Ярославской  области» на 2011-2014 годы

ОЦП «Профилактика  правонарушений в Ярославской области»,

ОЦП «Обеспечение мероприятий по снижению напряженности  на рынке труда»,

ОЦП «Семья и  дети», подпрограммы «Отдых оздоровление и занятость детей», «Дети сироты», «Семья».

Основными задачами отдела образования администрации являются:

- Обеспечение  необходимых условий для реализации  конституционного права граждан  Российской Федерации на получение  образования.

- Обеспечение  соблюдения законодательства РФ  в области образования и контроль  исполнения государственных образовательных стандартов на территории района.

- Обеспечение  выполнения федеральной, региональной  и муниципальной программ развития  образования, государственных образовательных  стандартов и функционирования  системы образования района не  ниже уровня государственных нормативов.

- Общее руководство  муниципальной системой образования  и координация деятельности образовательных  учреждений всех видов.

- Реализация  государственной политики по  выявлению и устройству детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, создание для них наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания.

- Организация  деятельности образовательных учреждений  по воспитанию у обучающихся,  воспитанников чувств патриотизма,  гражданственности, трудолюбия, уважения  к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

- Поддержка  национальных, этнических, культурных  традиций, содействие развитию этнокультурных  общественных организаций.

- Реализация  единой политики в области  внедрения новых педагогических и информационных технологий.

- Организация  системы работы с одаренными  детьми, адресной социально-педагогической  поддержки детей, имеющих повышенную  мотивацию к обучению.

- Организация  системы работы  с подростками  с девиантным поведением и  ограниченными возможностями здоровья.

- Реализация  кадровой политики в сфере  образования, организация повышения  квалификации, аттестация педагогических  и руководящих работников.

- Обеспечение  социальной защиты детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, профилактика социального сиротства, обеспечение приоритетности воспитания ребенка в семье.

Функции отдела образования:

- Разрабатывает  и реализует муниципальные программы  развития образования с учетом  национальных, социально-экономических,  экологических, культурных, демографических и других особенностей муниципального района.

- Обеспечивает  координацию деятельности муниципальных  образовательных учреждений в  пределах своей компетенции.

- Обеспечивает  функционирование подведомственных  образовательных учреждений, подготовку предложений по их созданию, ликвидации, преобразованию и переименованию в установленном порядке; определяет целесообразность использования основных средств.

- Обеспечивает  контроль соблюдения образовательными  учреждениями условий лицензии. Осуществляет контроль прохождения образовательными учреждениями процедур лицензирования и аккредитации.

- Выступает  от имени администрации учредителем  муниципальных образовательных  учреждений района. Заключает договор  с каждым муниципальным образовательным учреждением, определяющий отношения между учредителем и этим учреждением.

- Согласовывает  Уставы муниципальных образовательных  учреждений, МУ «Централизованная  бухгалтерия системы образования», изменения и дополнения к ним.

- Определяет  порядок и условия предоставления педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, не реже, чем через каждые десять лет непрерывной преподавательской работы.

- Организует  и координирует методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

- Разрабатывает  предложения по формированию  местного бюджета в части расходов  на образование и соответствующих  фондов развития образования,  участвует в определении местных нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных её элементов в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории муниципального образовательного учреждения.

- Согласовывает  годовые календарные учебные  графики, устанавливает порядок приема граждан в образовательные учреждения района.

- Представляет  главе района для ежегодной  публикации среднестатистические  показатели о соответствии федеральным  и местным требованиям условий  осуществления образовательного  процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной территории.

- В соответствии  с решением комиссии по всеобучу  при отделе образования дает  предварительное согласие на  отчисление из общеобразовательного  учреждения обучающихся, достигших  возраста пятнадцати лет, до получения ими общего образования.

- Дает предварительное  согласие на исключение из  образовательного учреждения обучающихся,  достигших возраста пятнадцати  лет, из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей (законных представителей).

Информация о работе Организация и анализ развития начальной среднего образования в Ярославской области