Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования явилось изучение основных подходов к обследованию речи у детей дошкольников с ФФН.
Объектом речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Предмет – методики обследования речи детей с ФФН.
Для раскрытия цели исследования были решены следующие задачи:
Изучен теоретический аспект по теме исследования.
Изучить методы и приемы развития детей с ФФН.
Проведено обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для выявления их речевого статуса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1: Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников
Понятие о фонематическом слухе и его формировании в онтогенезе..…...5
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи………………..8
Особенности речи детей с ФФН……………………………………………10
Глава 2: Анализ методик обследования фонематических процессов
Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………………….14
Глава 3. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста
3.1. Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………….……23
3.2. Результаты обследования речи детей……………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1: Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников

    1. Понятие о фонематическом слухе и его формировании в онтогенезе..…...5
    1. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи………………..8

    1. Особенности речи детей с ФФН……………………………………………10

Глава 2: Анализ методик обследования фонематических процессов

    1. Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………………….14

Глава   3.    Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

3.1.   Методика  обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………….……23

3.2.   Результаты  обследования речи детей……………………………………….37

Заключение…………………………………………………………………………42

Список литературы………………………………………………………………... 44

Приложения……………………………………………………………………….. .47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной  логопедии в настоящее время  все более утверждается принцип  устранения дефектов речи у детей  на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.

Особенно важное значение для развития речи имеет  чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.

В связи   с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей   с    нарушениями речи термин психолого-педагогической классификации «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» определяется, как «нарушение процессов формирования произносительной стороны родного   языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем» (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова).

Выбор темы данного  исследования обусловлен ее важностью  для теории и практики логопедии.

Отправной точкой при разработке теоретических и практических проблем ФФНР является представление о том, что  так как в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей,  вероятно при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование игр и игровых приемов должно способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Актуальность  данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области школьного  образования:

• потребности  в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;

• потребности  в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем  на основе использования психологических  знаний.

Целью данного  исследования явилось изучение основных подходов к обследованию речи у детей дошкольников с ФФН.

Объектом речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Предмет – методики обследования речи детей с ФФН.

Для раскрытия  цели исследования были решены следующие  задачи:

  1. Изучен теоретический аспект по теме исследования.
  2. Изучить методы и приемы развития детей с ФФН.
  3. Проведено обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для выявления их речевого статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников

    1. Понятие о фонематическом слухе и его формировании в онтогенезе

В современной педагогической, психологической  и методической литературе используются разные термины для обозначения  фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

Многие авторы: А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина считают, что фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. 

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию  губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок  путем подражания произносит отдельные  фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала  гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме  ребенок должен дифференцировать все  звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому  же времени у ребенка заканчивается  формирование правильного звукопроизношения. 

Формирование правильного  произношения зависит от способности  ребенка к анализу и синтезу  речевых звуков, т. е. от определенного  уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем  данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. 

При помощи аналитико-синтетической  деятельности происходит сравнение  ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. 

Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном  уровне развития аналитико-синтетической  деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. 

Язык является средством  общения людей в силу своей  материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны  языка входят два взаимосвязанных  процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи. 

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч), удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое  значение имеет фонематическое восприятие. 

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического  состава, а на улавливании общей  ритмико-мелодической структуры слова  или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов. 

Выделяют несколько  уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется  фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

    1. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФН — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности  воспринимать и различать звуки  речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной  коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков,слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения  произношения и восприятия фонем  отмечается незаконченность процессов  формирования артикулирования и  восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что  при нарушении артикуляции слышимого  звука может в разной степени  ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического  слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие —важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

Информация о работе Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста