Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования явилось изучение основных подходов к обследованию речи у детей дошкольников с ФФН.
Объектом речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Предмет – методики обследования речи детей с ФФН.
Для раскрытия цели исследования были решены следующие задачи:
Изучен теоретический аспект по теме исследования.
Изучить методы и приемы развития детей с ФФН.
Проведено обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для выявления их речевого статуса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1: Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников
Понятие о фонематическом слухе и его формировании в онтогенезе..…...5
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи………………..8
Особенности речи детей с ФФН……………………………………………10
Глава 2: Анализ методик обследования фонематических процессов
Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………………….14
Глава 3. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста
3.1. Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………….……23
3.2. Результаты обследования речи детей……………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Я  (jа) — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея.

Е   (jэ) — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье.

Ё  (jо) — ёжик, ёлка, клеёнка, приёмник, бельё, ружьё.

Ю   (jу) — юбка, юла, Юра, Юля, юрта.

На каждое положение  звука в слове (начало, середина, конец) подобрано не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук.

При использовании  предметных картинок во время проверки звукопроизношения проверяется  и состояние словаря ребенка, не делает ли он перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.

При обследовании звукопроизношения используются также сюжетные картинки, при помощи которых проверяется построение предложений ребенком, правильное употребление им предлогов, согласование членов предложения в роде, числе, падеже. Картинки подбираются так, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов.

Собранные данные  заносятся в речевую карту  ребенка. 

Рассмотрим  особенности проведения обследования речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и составления речевой  карты ребенка в соответствии со схемой обследования детей с ФФНР, приведенной в Приложении в дипломной работе.

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

1. При изучении  характера протекания беременности  следует отметить:

  • токсикоз (1-й, 2-й половины);
  • хронические    заболевания    матери    (заболевания    печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);
  • простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);
  • применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);
  • влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.);
  • повышенный фон радиационного излучения;
  • употребление алкоголя, никотина, наркотиков;
  • психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).

2. При изучении  характера протекания родов отмечают:

  • нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);
  • слабость родовой деятельности матери;
  • применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение;
  • наличие асфиксии (синей, белой);
  • травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);
  • резус-фактор (совместимость, отрицательный);
  • вес и рост ребенка при рождении.

3. При изучении  раннего постнатального развития  отмечают:

  • характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);
  • характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);
  • раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).

4. При изучении  характера речевого развития  следует отметить время появления  и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая  среда.

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования:

1. Исследование  слухового внимания и восприятия  проводится в процессе узнавания и различения звучания музыкальныхинструментов, звучащих игрушек,  при определении направления: источника звука.

2. Исследование  состояния восприятия речи проводится  в процессе  беседы  и  выполнения  специальных заданий, содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами».

3. Исследование  зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:

  • называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;
  • соотношение картинки с цветовым фоном;
  • показ правой, левой руки;
  • показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
  • складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;
  • складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).

4. Исследование  состояния моторики.

  • Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).

В выводах отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность).

  • Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:

а) кинестетической  основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем);

б) кинетической основы движений (поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», «игра на рояле», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами; «кулак—ребро-ладонь»).

В выводах отмечается: объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.

  • Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:

а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть — закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;

б) для губ: «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» — «хоботок»;

в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), попеременно широким—узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;

г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом.

  • Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

В выводах указывается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

5. При исследовании  анатомического строения органов  артикуляции отмечается наличие  аномалий в строении:

  • губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя)
  • зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);
  • прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой от крытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);
  • языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная толстая утолще<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__

Информация о работе Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста