Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:54, курсовая работа
Целью данного исследования явилось изучение основных подходов к обследованию речи у детей дошкольников с ФФН.
Объектом речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Предмет – методики обследования речи детей с ФФН.
Для раскрытия цели исследования были решены следующие задачи:
Изучен теоретический аспект по теме исследования.
Изучить методы и приемы развития детей с ФФН.
Проведено обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для выявления их речевого статуса.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1: Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников
Понятие о фонематическом слухе и его формировании в онтогенезе..…...5
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи………………..8
Особенности речи детей с ФФН……………………………………………10
Глава 2: Анализ методик обследования фонематических процессов
Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………………….14
Глава 3. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста
3.1. Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………….……23
3.2. Результаты обследования речи детей……………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………
Данная методика привлекает к себе простотой в использовании, но по нашему мнению не может быть использована как самостоятельная методика в изучении речевой готовности, только как вспомогательная для другой методики.
Методика Ткаченко Т.А.
Следующую изученную нами методику представляет Т.А. Ткаченко. Её методика представляет собой оптимальное количество тестовых заданий с картинным материалом для выявления основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей дошкольников.
Т.А. Ткаченко утверждает,
правильно проведённое
1) дать точное и полное заключение;
2) установить степень выраженности нарушения;
3) системно подходить к анализу нарушения;
4) выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность;
5) определить
относительно сохранные
6) выбрать эффективные
пути, а так же средства коррекционно
Начинается обследование с записи анамнестических данных, после чего начинают обследование общего развития ребёнка: знание своих имени, фамилии, адреса, изучается игровая деятельность ребёнка. После этого ребёнку предлагают задание типа: «На верхней нитке нарисуй «бусинки» в следующей последовательности: маленький зелёный круг, большой синий квадрат» и т.д.
Следующее задание – ответить на вопросы по содержанию сказок.
Третье задание: сосчитать количество точек в каждом из квадратов и назвать итоговое число. Последнее задание на общее развитие ребёнка – дорисовать изображение дерева в соответствии с особенностями каждого времени года, назвать сезоны.
Личностные черты изучают в повседневной жизни ребёнка.
Внимание (объём, концентрация, распределение, переключение).
Задание:
– найти
и зачеркнуть по три
– зачеркнуть
одной линией все круги, крест-
– квадраты и обвести треугольники;
– провести линии от ковриков к нужным заплаткам.
Память (запоминание, сохранение, воспроизведение). После 20-минутного просмотра повернуться спиной к картинке и назвать, – в каком порядке будут падать предметы, если щенок потянет за правый край скатерти.
Интеллектуальное развитие:
– провести линию от каждого животного к его сказочному домику, объяснить свои действия;
– соединить линией пару предметов, подходящих друг к другу, объяснить;
– зачеркнуть лишнюю фигуру или предмет. Объяснить.
Артикуляционной аппарат:
– строение;
– подвижность.
Речевое развитие:
– общее звучание речи;
– звукопроизношение (повторить за взрослым,
либо назвать самостоятельно предметы,
их возможные качества и действия с ними
по картинке);
– характеристика
воспроизведения звуков;
– характеристика дифференциации звуков в произношении;
– фонематический слух (обвести картинку столько раз, сколько она будет названа правильно; внимательно послушать, что произносит говорящий попугай и повторить за ним; соединить картинки, названия которых звучат похоже).
Слоговая структура
Назвать самостоятельно или повторить за взрослым слова типа велосипедист, мотоциклист.
Лексика (запас существительных, прилагательных, глаголов)
– указать, к каким трём обобщениям можно отнести объекты изображённые в рамке. Назвать к каждому объекту характерные признаки и действия;
– подробно объяснить значения слов (гроза, пылесос, аквариум и т.д.);
– назвать признаки предметов (арбуз, кот, стол и т.д.);
– рассказать об особенностях животных, изображённых на рисунке (гуси, корова, собака, лошадь и т.д.);
– подобрать антонимы к предложенным словам;
– сложить в одну сторону предметы сделанные из одного материала;
– назвать профессию и орудия труда.
Грамматический строй
а) употребление
падежных конструкций. Рассмотреть
картинку с изображением формы и
ответить на вопросы изменяя
б) использование предлогов. Рассматривая
картинки, ответить на вопросы, используя
в речи предлоги;
в) согласование различных частей речи. Рассмотри рисунки и ответь на вопросы, согласовывая различные части речи;
г) построение фраз. Закончить высказывание, объяснив названное событие (собака грозно зарычала, потому что … и т.д.)
Связная речь
Составить рассказ по предложенным сюжетным картинкам.
В конце обследования специалисты делают заключение и дают рекомендации. Данное обследование интересно для детей, так как проходит в игровой форме и кроме этого оно даёт полное представление о речевой готовности.
Методика Лопатиной Л.А.
Традиционная логопедическая методика считается Л.А. Лопатиной
Этапы обследования: изучаем речь ребенка, проводим индивидуальное обследование.
Материал:
1) специально подобранные предметные картинки на определенные звуки, которые подобраны в соответствии с требованием, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково.
При использовании предметных картинок во время проверки звукопроизношения проверяется и состояние словаря ребенка, не делает ли он перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.
2) сюжетные картинки, при помощи которых проверяется построение предложений ребенком, правильное употребление им предлогов, согласование членов предложения в роде, числе, падеже.
Для каждого ребенка необходимо составить речевую карту в соответствии со схемой обследования детей с ФФН.
I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных:
1. Изучение характера протекания беременности;
2. Изучение характера протекания родов;
3. Изучение раннего постнатального развития;
4. Изучение характера речевого развития.
II. Рекомендации к проведению логопедического обследования:
1. Исследование
слухового внимания и
2. Исследование состояния восприятия речи;
3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса;
4. Исследование состояния моторики:
5. Исследование
анатомического строения
6. Исследование состояния звукопроизношения;
7. Исследование
дыхательной и голосовой
8. Исследование состояния просодических компонентов речи;
9. Исследование фонематических функций:
10. Исследование состояния лексики:
11. Исследование
состояния грамматического
Проведение обследования:
Необходимо записывать все ответы с указанием даты обследования.
Глава 3. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста
3.1. Методика обследования
речи детей дошкольного возраста
Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 – 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовительную группу детского дошкольного учреждения.
При обследовании речи детей использовалась традиционная в логопедии методика (методика Л.А. Лопатиной). Схема обследования ребенка с ФФН представлена в Приложении 1.
Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, необходимо ознакомится с речью каждого ребенка группы. Обследование речи в детском саду проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, для подведения итогов работы.
Этапы обследования. В практической работе обследование речи детей проводится в следующей последовательности. Сначала мы изучаем речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), имеющиеся недостатки речи (заикание, задержку развития речи и другие). Затем проводится индивидуальное обследование, при котором выявляют особенности речи ребенка.
Материал. Как правило, обследование проводится с использованием специального материала, подобранного и оформленного в соответствии с опубликованными в специальной литературе рекомендациями ведущих российских дефектологов. В логопедическом кабинете имеются специально подобранные предметные картинки на определенные звуки, которые подобраны в соответствии с требованием, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково. Картинки красочные и доступные как по содержанию, так и по исполнению.
В настоящее время уже подобраны и оформлены серии картинок для проверки следующих групп звуков.
1-я группа — звонкие согласные в, б, д, г:
В — валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.
Б — банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, бубен.
Д — дом, дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, дедушка, удочка, лебеди.
Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.
2-я группа — свистящиес, с', з, з', ц:
С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, фикус, пылесос.
С' — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.
3 — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза, береза.
3' — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел.
Ц — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.
3-я группа — шипящиеш, ж, ч, щ:
Ш — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш.
Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.
Ч — мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха.
Щ — щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, скорая помощь.
4-я группа — сонорные л, л', р, р':
Л — лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол.
Л' — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль.
Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.
Р' — ремень, редиска, репа, река, рюкзак, береза, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.
5-я группа — звук j в конце и начале слога:
Й — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай.