Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 02:12, курсовая работа
Цель исследования: изучение методов диагностики и раннего коррекционного воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи.
С учетом поставленной цели и гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический материал и провести обследование речи детей 2-3-х лет.
3. Разработать методику коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Выявить эффективность проведенной логопедической работы с детьми группы риска раннего возраста.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы логопедического сопровождение детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи…………………...5
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………......5
1.2. Факторы риска нарушений речи у детей раннего возраста………...…….12
1.3 Современное состояние проблемы логопедического сопровождения детей раннего возраста…………………………………………………………………18
Глава 2. Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………….……25
2.1. Организация исследования……………………………………………...….25
2.2. Методика коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи………………………………….34
2.3. Оценка эффективности поведенной логопедической работы…………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61
1 балл – не проявляет
интерес к игрушкам и
2 балла – интерес к
игрушкам и картинкам
3 балла – интерес к игрушкам и картинкам проявляет, но правильно показывает только предметы, названные в единственном числе;
4 балла – правильно
показывает предметы, названные
в единственном и
II. Обследование экспрессивной стороны речи
Задание II.1. Диалог
Цель: выявить вербальные и невербальные возможности
Оборудование: игрушки (пирамидка, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения:
Задавая вопросы ребенку, логопед стимулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения. Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть игрушками? Поиграй игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать этими игрушками?
Оценка результатов:
1 балл – ребенок вступает в общение, пользуется невербальными средствами (мимика, жесты);
2 балла – общается при помощи лепетных слов, звукоподражаний;
3 балла – вступает в общение, с желанием общается при помощи слов, аморфных слов-корней;
4 балла – общается с желанием, активная речь выражается при помощи фраз.
Задание II.2. «Назови, что покажу»
Цель: выяснить объем активного предметного словаря.
Оборудование: игрушки, предметные картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Животные».
Ход выполнения:
а) Звукоподражания. Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует игрушечных животных (или изображения животных): «Как лает собачка? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как тикают часы? Как мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья?»
б) Существительные. Логопед предлагает ребенку назвать предметные картинки по темам.
Оценка результатов:
1 балл – проявляет интерес к игрушкам, но не произносит никаких звуков, даже после стимуляции речевой активности;
2 балла – проявляет
интерес к игрушкам и
3 балла – проявляется активный интерес к игрушкам, картинкам, пользуется звукоподражанием, лепетными словами, использует в речи аморфные слова-корни;
4 балла – проявляет активный интерес к картинкам, игрушкам, предметный словарь в норме.
Задание II.3. «Скажи, что делает»
Цель: изучить наличие глагольного словаря, то есть называния слов-действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из опыта. (Играет, рисует, купает, поливает, моет, сидит, кормит).
Ход выполнения:
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик, девочка, дети, собачка?».
Оценка результатов:
1 балл – проявляет интерес к картинкам, но не произносит звуков;
2 балл – проявляет интерес к картинкам, рассматривает, но действия не называет, старается произнести отдельные звуки;
3 балла – проявляет активный интерес к картинкам, но называет только предметы, пользуется существительными;
4 балла – проявляет активный интерес, называет действия.
Задание II.4. «Игра и зайкой и мишкой»
Цель: выяснить возможности ребенка к использованию фразовой речи.
Оборудование: игрушки – зайка и мишка.
Ход выполнения:
Логопед предлагает ребенку поиграть с зайчиком и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает, спит, танцует. Затем логопед демонстрирует ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка». «Назови, что делает мишка».
Оценка результатов:
1 балл – ребенок не вступает в общение, не произносит никаких звуков;
2 балла – ребенок пользуется звукоподражаниями, словами эмболами, фраза состоит из одного слова;
3 балла - использует в речи 2-х словесные предположения;
4 балла – в речи ребенка присутствует фразовая речь 3-х – 4-х словные предложения.
Задание II.5. «Я назову, и ты назови»
Цель: выяснить возможности ребенка в использовании в речи некоторых грамматических форм, то есть единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением нескольких однородных предметов. (кукла – куклы, мяч – мячи, шар – шары, кубик – кубики, стол – столы, носок – носки)
Ход выполнения:
Логопед предлагает поиграть в игру: «Я назову одну картинку, а ты – другую».
Оценка результатов:
1 балл – ребенок не произносит никаких звуков;
2 балла – ребенок проявляет
интерес, произносит отдельные слова
(лепетные слова, звукоподражания) только
после стимуляции речевой актив
3 балла – проявляет
активный интерес к картинкам,
употребляет в речи
4 балла – произносит
слова - существительные в
Каждое диагностическое задание оценивалось по четырех бальной системе. Шкалы оценок приводятся после описания заданий. Суммарное количество баллов является показателем речевого развития детей в возрасте 2-3 лет.
В связи с учетом нормативных показателей развития детей раннего возраста мы условно выделили следующие группы детей.
I Блок. Обследование импрессивной речи. (Задания I.1-I.5)
Первая группа (5-6 баллов). Ребенок вообще не понимает речи взрослого.
Вторая группа (7-11 баллов). Ребенок узнает знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия, выполняет только элементарные инструкции.
Третья группа (12-16 баллов). Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, легко находит нужные предметы и выполняет те действия, которые предлагает взрослый, выполняет, как правило, более сложные инструкции.
Четвертая группа (17-20 баллов). Ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, понимает значения прилагательных.
Количество баллов, полученных при выполнении заданий, позволяет определить уровень понимания речи ребенком.
II Блок. Обследование экспрессивной речи. (Задания II.1-II.5)
Первая группа детей (5-6 баллов). Активная речь детей отсутствует. Ребенок не произносит ни слова. Иногда издает отдельные звуки
Вторая группа детей (7-11 баллов). Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами, звукоподражаниями, аморфными словами-конями. Фразовая речь малопонятна для окружающих, как правило, аграмматична. Ребенок произносит за взрослым отдельные слова.
Третья группа (12-16 баллов). У них, как правило, имеется собственная речь, иногда фразовая, но фраза малопонятна для окружающих. Ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двусловное предложение.
Четвертая группа (17-20 баллов). Речь у этих детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Ребенок активно пользуется вербальными средствами общения.
Количество баллов, полученных при выполнении заданий (II.1 - II.5) позволяет определить уровень активной речи малышей.