Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 02:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение методов диагностики и раннего коррекционного воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи.
С учетом поставленной цели и гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический материал и провести обследование речи детей 2-3-х лет.
3. Разработать методику коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Выявить эффективность проведенной логопедической работы с детьми группы риска раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы логопедического сопровождение детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи…………………...5
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………......5
1.2. Факторы риска нарушений речи у детей раннего возраста………...…….12
1.3 Современное состояние проблемы логопедического сопровождения детей раннего возраста…………………………………………………………………18
Глава 2. Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………….……25
2.1. Организация исследования……………………………………………...….25
2.2. Методика коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи………………………………….34
2.3. Оценка эффективности поведенной логопедической работы…………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61

Вложенные файлы: 1 файл

Логопедическое сопровождение детей гр.риска раннего возраста.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 5. – Анализ импрессивной речи детей группы риска

№ п/п

Номера заданий

Общее кол-во баллов

Группа развития

I-1

I-2

I-3

I-4

I-5

1

4

4

4

4

4

20

4

2

3

4

3

3

3

16

3

3

3

3

2

2

2

12

3

4

3

3

3

3

3

15

3

5

3

3

3

2

2

13

3

6

3

3

3

3

3

15

3

7

4

4

4

4

4

20

4

8

3

4

3

3

3

16

3

9

3

4

4

3

3

17

3

10

3

4

3

3

3

16

3

Общее кол-во баллов за задание

32

36

32

30

30

   

 

На основании полученных данных (таблица 8 и таблицы 3-6) можно сравнить результаты развития речевой функции во время контрольного и констатирующего эксперимента (рис.6).

Рисунок 6 – Динамика импрессивной речи

 

Анализируя рис.6 мы видим улучшение показателей выполнении сложных логико-грамматических конструкций детей на этапе контрольного исследования, хотя они еще не соответствуют норме. С развитием понимания речи у детей начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, то есть ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого.

Уровни импрессивной речи детей раннего возраста группы риска показаны в диаграмме на рисунке 7.

Рисунок 7 – Уровни импрессивной речи детей группы риска

 

В процессе коррекционно-логопедической работы значительно улучшились результаты в выполнении диагностических заданий, направленных на обследование экспрессивной речи детей. Результаты логопедического обследования экспрессивной речи детей раннего возраста показаны в таблице 6.

Таблица 6. – Анализ экспрессивной речи детей группы риска

№ п/п

Номера заданий

Общее кол-во баллов

Группа развития

I-1

I-2

I-3

I-4

I-5

1

4

4

4

4

4

20

4

2

3

3

3

3

3

15

3

3

3

4

3

4

3

14

3

4

3

4

3

3

3

16

3

5

3

3

3

3

3

12

3

6

3

4

3

3

3

16

3

7

4

4

4

4

3

19

4

8

3

3

3

3

3

15

3

9

3

3

3

4

3

13

3

10

4

4

3

4

4

17

3

Общее кол-во баллов за задание

32

32

32

32

32

   

 

Задания II.1-II.5 показывают положительную динамику в развитии экспрессивной речи (рис.7). Речь детей группы риска во время контрольного эксперимента, хотя еще и наполнена изобилием аграмматизмов, но уже появляется фраза из двух, иногда трех слов. Увеличивается количество употребляемых слов в активном словаре. Это является хорошим показателем коррекционно-логопедической работы.

Рисунок 7 – Динамика экспрессивной речи

 

На высоком, четвертом, уровне развития все так же находятся двое детей – 20%. Их речь соответствует нормальному уровню развития.

Второй уровень развития экспрессивной речи не отмечен ни у кого из детей группы риска.

Третий уровень речевого развития выявлен у 8 детей, что составляет 80%. У этих детей имеется самостоятельная речь. Они при общении используют слова, иногда фразы, простые двусловные предложения. Но их речь мало понятна для окружающих.

На основании полученных данных строим диаграмму развития экспрессивной речи детей 2-3 лет на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Рисунок 8 – Уровни экспрессивной речи детей группы риска

 

В процессе коррекционно-логопедической работы значительно улучшились результаты в выполнении диагностических заданий, направленных на обследование экспрессивной речи детей.

На 30% увеличилось количество детей, у которых стала появляться собственная речь, иногда даже фразовая. Сократилось количество безречевых детей, то есть малыши стали пользоваться речью для общения, стала развиваться коммуникативная функция речи, хотя еще в примитивной форме.

Таким образом, сравнительные показатели на констатирующем и контрольном этапах эксперимента отражают положительную динамику в психомоторном и речевом развитии детей группы риска, что свидетельствует о правильном выборе модели, коррекционно-логопедического обучения.

Результаты реализации коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста группы риска положительно отразились на уровне психических процессов, экспрессивной и импрессивной речи.

Как видно из сравнительного анализа, дети стали с желанием включаться в решение предметных задач, появилось стремление к самостоятельной деятельности, к получению правильного результата. При выполнении практических задач малыши пользуются практической ориентировкой (методом «проб»).

Малыши стали проявлять выраженную активность в общении со взрослым, желание разделить с ним удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь, то есть появляется ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым.

В процессе логопедической работы значительно вырос уровень экспрессивной речи. Дети стали использовать слова и простые фразы для проявления коммуникативных намерений, хотя эта фраза еще малопонятна для окружающих и изобилует аграмматизмами. Объем словарного запаса активного и пассивного словаря стал шире. Малыши с удовольствием выполняют речевые инструкции взрослого, речь для них выступает средством, не только общения, но и регуляции собственных действий.

Неравномерное развитие активной и пассивной речи, преобладание в речи лепетных слов, аморфных слов-корней, простых фраз говорит о недоразвитии речевой функции, то есть о необходимости продолжения коррекционно-логопедической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Большое  значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в ранний период 2 – 3 лет. Своевременное и полноценное формирование речи в младшем дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.

Ранний возраст – лучший для профилактики и коррекции недостатков речи. Этому способствуют  особенности ребенка: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

Анализ зарубежного опыта реализации программ раннего вмешательства показывает, что в России есть все условия, необходимые для построения эффективной системы ранней диагностики и коррекции выявленных отклонений в развитии у детей.

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.

Таким образом, цель логопедического сопровождения детей в раннем возрасте -  своевременная диагностика и предупреждение  нарушений речи, обусловленных  неблагоприятными воздействиями социальной среды и биологических факторов.

Результаты реализации коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста группы риска положительно отразились на уровне психических процессов, экспрессивной и импрессивной речи. Дети стали с желанием включаться в решение предметных задач, появилось стремление к самостоятельной деятельности, к получению правильного результата. Дети проявляют выраженную активность в общении со взрослым, желание разделить с ним удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь, то есть появляется ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым.

В процессе логопедического сопровождения значительно вырос уровень экспрессивной речи. Дети стали использовать слова и простые фразы для проявления коммуникативных намерений, хотя эта фраза еще малопонятна для окружающих и изобилует аграмматизмами. Объем словарного запаса активного и пассивного словаря стал шире. Малыши с удовольствием выполняют речевые инструкции взрослого, речь для них выступает средством, не только общения, но и регуляции собственных действий.

Таким образом, сравнительные показатели на констатирующем и контрольном этапах эксперимента отражают положительную динамику в психомоторном и речевом развитии детей группы риска, что свидетельствует о правильном выборе модели, коррекционно-логопедического обучения.

Следовательно, гипотеза исследования получила подтверждение. Действительно, логопедическое сопровождение детей раннего возраста группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения будет эффективным, если оно направлено на профилактику и своевременное выявление речевых нарушений.

Неравномерное развитие активной и пассивной речи, преобладание в речи лепетных слов, аморфных слов-корней, простых фраз говорит о недоразвитии речевой функции, то есть о необходимости продолжения коррекционно-логопедической работы.

 

Список литературы

 

  1. Аксенова  Л.И.  Ранняя  комплексная  помощь  детям  с  отклонениями  в  развитии  как  одного  из  приоритетных  направлений  современной  специальной  педагогики  / Л.И.Аксенова//  Дефектология.  2012.  №3.-С.39-44.
  2. Андреева В. М. Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста/ В.М.Андреева //d020.sho.la>dla-vas-roditeli/1rannij-vozrast
  3. Баранова Е.Б. Организация специальной помощи детям раннего возраста с задержкой психического и речевого развития в группах кратковременного пребывания /Е.Б.Баранова, С.Н.Сазонова //«Практическая психология и логопедия». - 2006. - №4 (21). – С. 18 – 25.
  4. Белошеина Е.А. Логопедические занятия с малышами /Е.А. Белошеина //«Логопед». - 2008. - №3. – С. 20 - 34.
  5. Блинкова Т. М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет/ Т.М.Блинкова.- Волгоград: Учитель, 2011.-270с.
  6. Бобкова Н.В. Программа коррекционно – развивающих занятий  в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста /Н.В.Бобкова, Е.А.Кузнецова, Т.В.Орлина, Н.А.Панова //«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2006. - №3. – С. 55 – 62.
  7. Волосовец  Т.В.  Состояние  и  перспективы  развития  системы  ранней  помощи  детям  в  России  / Т.В.Волосовец//  Ранняя  психолого-медико-педагогическая  помощь  детям  с  особыми  потребностиями  и  их  семьям:  Материалы  конференции.  М.,  2013,  С.  12-16.
  8. Выготский  Л.С.  Основы  дефектологии / Л.С.Выготский.-  Спб.:  Из-во  «Лань»,  2003.-390с.
  9. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно/ О.Е.Грибова.- М.: Айрис-пресс, 2004.-48с.
  10. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона/ О.Е.Громова.- Творческий центр Москва, 2005.-340с.
  11. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник /Дудьев В. П. – М.: Владос, 2008. - 368с.
  12. Дунайкин  М.Л.  Методические  подходы  к  оценке  нервно-психического  развитя  детей  первого  года  жизни  /  М.Л.  Дунайкин,  И.Л.  Брин  //  Дефектология.  2002.  - №3.  С.  - 78-83.
  13. Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей / Е.Л.Иденбаум. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2004.- 84с.
  14. Кабаченко Е.И. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания / Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А.// Логопед. – 2006. - №4. – С. 26- 32.
  15. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет / М.Ю.Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  16. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми/ Е.В.Кириллова: Учебно-методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011.-290с.
  17. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой / Е.В.Кириллова// Практическая психология и логопедия. - 2006. - №1 (18).– С. 9 – 14.
  18. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) - М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2011.-157 с.
  19. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий / Косенкова О.С., Демидова М.А., Галкина Н.П., Черенкова М.А.// Логопед. – 2008. - №7. – С. 75 – 88.
  20. Кривцова Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2–3 лет/ Т.А.Кривцова //Логопед.- 2007.- №6. - С.34-39.
  21. Кротова Т. Б. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1–3 лет с проблемами в развитии/ Т.Б.Кротова, О.А.Минина, А.В.Можейко.- М.:АРКТИ, 2010.-340с.
  22. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ. /под редакцией Каралашвили Е. А. – М: ТЦ Сфера, 2007 -128 с.
  23. Нарушение речи у дошкольников. Составители: Белова - Давид Р.А., Гриншпун Б. М. - М.: Просвещение, 2009.- 216с.
  24. Нищева Н. В. Занимаемся вместе / Н.В.Нищева. - СПб «Детство пресс», 2004. – 40 с. 
  25. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психического здоровья. / В.А.Пермякова - Иркутск.: Изд-во ИГУ, 2011. - 32 с.
  26. Пискунова Л.Н. Программно – методическое обеспечение психолого – педагогического сопровождения детей раннего возраста с патологией речи в ДОУ / Л.Н. Пискунова, Е.Г. Сидоренко//«Проблемы развития детей в норме и патологии».  - 2008. – №6 (35). - С. 9 – 13.
  27. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. - М.: Просвещение, 2005. -174 с.
  28. Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта/ И.М.Самойлова //Логопед.- 2005.-№ 2.- С.34-39.
  29. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении/ О.А.Степанова. – М: ТЦ Сфера, 2008. -112 с.
  30. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Полиграф – сервис, 2004.-350с.
  31. Стребелева  Е.А.  Ранняя  коррекционная  педагогическая  помощь  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  Е.А.Стребелева //  Дефектология.  2003.-  №3. - С.  39-42.
  32. Танетова Е.В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста / Е.В. Танетова // Логопед. - 2008. – №6. - С. 42 – 44.
  33. Чепурина И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики [Текст] / И. В. Чепурина // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 69-72.
  34. Чиркина  Г.В.  Методы  обследования  речи  детей:  Пособие  по  диагностике  речевых  нарушений/ Г.В.Чиркина.  - М., - 2003.- 350с.
  35. Шереметьева Е.В. Музыкально – логопедические занятия с детьми раннего возраста при отклонениях в овладении речью различного генеза / Е.В. Шереметьева//«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». - 2010. – №3. - С. 30 – 40.
  36. Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал/ С.Ю.Шерстобитова.- Волгоград: Учитель, 2009.-240с.
  37. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2 – 3 лет /Е.А. Янушко//«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». - 2004. – №6.- С. 22 – 28.

Информация о работе Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательно