Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 02:12, курсовая работа
Цель исследования: изучение методов диагностики и раннего коррекционного воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи.
С учетом поставленной цели и гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический материал и провести обследование речи детей 2-3-х лет.
3. Разработать методику коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Выявить эффективность проведенной логопедической работы с детьми группы риска раннего возраста.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы логопедического сопровождение детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи…………………...5
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………......5
1.2. Факторы риска нарушений речи у детей раннего возраста………...…….12
1.3 Современное состояние проблемы логопедического сопровождения детей раннего возраста…………………………………………………………………18
Глава 2. Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………….……25
2.1. Организация исследования……………………………………………...….25
2.2. Методика коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи………………………………….34
2.3. Оценка эффективности поведенной логопедической работы…………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61
Приложение 1
Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, 1978)
Возраст |
Понимание речи |
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра и действия с предметами |
Движения |
Навыки | |
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. |
Запас понимаемых слов быстро расширяется |
Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, радости |
Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см |
Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные («кормит» куклу, нанизывает кольца на стержень) |
Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) |
Самостоятельно ест густую пищу ложкой | |
1 год 4 мес. –1 год 6 мес. |
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной» ситуации) |
Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности |
Ориентируется в 3-4 контрастных Формах предметов (шар, куб, кирпичик, пирамидка) |
Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия |
Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом |
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой | |
1 год 7 мес. – 1год 9 мес. |
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого |
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями |
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см |
Воспроизводит несложные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома» |
Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см) |
Частично раздевается с не большой помощью взрослого (снимает колготки, ботинки, шапку) | |
1 год 10 мес. – 2 года |
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка |
При общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения |
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета |
Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) |
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом |
Частично надевает Одежду (ботинки, шапку, носки) | |
2 года – 2 года 6 мес. |
Начинает за давать вопросы: «Где?», «Когда?» |
Говорит многословными Предложениями более трех слов |
Подбирает по образцу предметы основных Геометрических форм. Подбирает по образцу и просьбе предметы четырех основных цветов |
Усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий. Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их. Начинает овладевать карандашом |
Перешагивает препятствие высотой 20-28 см |
Полностьюcам одевается, кроме застегивания и шнуровки. Аккуратно Ест. | |
2 года 7 мес. – 3 года |
Начинает за давать вопросы: «Где?», «Когда?» |
Говорит многословными предложениями более трех слов |
Подбирает по образцу предметы основных геометриических форм. Подбирает по образцу и просьбе предметы четырех основных цветов |
Усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий. Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их. Начинает овладевать карандашом |
Перешагивает препятствие высотой 20-28 см |
Полностьюсам одевается, кроме Застегивания и шнуровки. Аккуратно Ест. |
Шкала оценки понимания речи (Е.М. Мастюкова, 1990)
Уровни |
Возраст |
Основные показатели понимания речи |
1 |
3-6 месяцев |
Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса |
2 |
6-10 месяцев |
Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму», «Найди папу», «Дай ручку», «Нельзя») и т. д. |
3 |
10-12 месяцев |
Ребенок понимает названия отдельных предметов |
|
12-14 месяцев |
Ребенок узнает изображения отдельных предметов |
|
15-18 месяцев |
Ребенок узнает изображения отдельных предметов на сюжетных картинках |
4 |
2 года 6 месяцев |
Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чем ты сидишь?») |
5 |
2 года 6 месяцев - 3 года |
Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее |
6 |
к 4 годам |
Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации |
Приложение 2
Диагностические игры по психомоторному развитию
Задание 1. «Кукла Катя»
Цель: выявить знание ребенком частей тела, лица – 5 частей.
Инструкция: «К нам в гости пришла кукла Катя. Покажи, где у тебя глазки? А где глазки у Кати? и т.д.».
Ход выполнения: взрослый просит показать части тела и лица на себе и на игрушке.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не понял задания, не стремится его выполнить;
2 балла – принял задание, пытается его выполнить, но показывает хаотично.
3 балла – принял и понял задание, но показывает 2-3 части;
4 балла – принял и понял, выполняет задание правильно.
Задание 2. «Поиграй»
Цель: выявить уровень развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.
Оборудование: кукла, детская коляска, набор посудки, детская мебель – стол, стул.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Посади ее в коляску, покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми».
Ход выполнения
Если ребенок не начинает играть, взрослый сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, предлагая ее покормить, т.е. взрослый включает ребенка в совместную игру.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не начал играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия, интереса к игрушкам не проявляет;
2 балла – начал выполнять
совместные со взрослыми
3 балла – начал играть
сам, выполняет несколько предметно-
4 балла – выполняет
ряд логически
Задание 3. «Коробка форм»
Цель: задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т.е. умение пользоваться методом «проб» при выполнении практических задач.
Оборудование: коробочка с прорезями треугольной, круглой, квадратной формы и 6 объемных геометрических фигур, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Вот эту коробочку нам принесла в подарок. А что же это такое? Взрослый обращает внимание на объемные геометрические фигуры, последовательно рассматривая их. «Давай сложим фигуры в коробочку».
Ход выполнения
Взрослый берет одну из фигур и опускает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение: взрослый берет одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая форму к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.
Оценка действия ребенка:
1 балл – не понял
задания, не стремится его выполнить,
после обучения не переходит
на адекватные способы
2 балла – принял задание, пытается выполнить его, используя хаотические действия, после обучения не переходит к выполнению задания методом «проб»;
3 балла – принял и
понял задание, выполняет его
методом перебора вариантов, но
после обучения пользуется
4 балла – принял и
понял задание, с интересом выполняет
его методом целенаправленных
«проб», либо практическим примеривание
Задание 4. «Угостим заек морковками»
Цель: выявить возможности детей в различении предметов по размеру (большой – маленький).
Оборудование: Две игрушки зайки – большой и маленький, две морковки разные по размеру.
Инструкция: «К нам в гости пришли зайки. Возьми, покачай большого зайку. А теперь – маленького». «Зайки хотят кушать, угости заек морковкой: большому - большую, а маленькому – маленькую».
Ход выполнения
Ребенку предлагают поиграть сначала с большим , а затем с маленьким зайчиком. Угостить морковкой, учитывая размеры.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задания, действует неадекватно;
2 балла – принял задание, но не понимает условия, берет любую игрушку;
3 балла – принял и понял задание, но при выполнении допускает ошибки;
4 балла – принял и понял задание, владеет операциями сравнения.
Задание 5. «Сложи матрешку»
Цель: выяснить возможности детей в складывании двух - трехместных матрешек.
Оборудование: двух - трехместные матрешки.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла матрешка. Но она еще не одна пришла. Посмотри, что внутри этой матрешки! А теперь попробуй сложить эту матрешку. Сделай так, как было».
Ход выполнения
В случае затруднения проводится обучение: взрослый показывает ребенку, как сначала складывается двухсоставная, а затем трехсоставная матрешка, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действия ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
Задание 6. «Разные коробочки»
Цель: выяснить возможности детей в соотнесении предметов и их частей по форме.
Оборудование: коробочки разной формы с крышками (круглые, квадратные, прямоугольные), мелкие предметы.
Инструкция: «Вот какие у меня есть коробочки. Хочешь узнать, что внутри? Открой коробочку, посмотри. Можешь взять игрушки, поиграть с ними». «Теперь положи игрушки в коробочки. Закрой коробочки крышками».
Ход выполнения задания
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть коробочки и узнать, что в них находится. Ребенок раскрывает коробочки, вынимает из них предметы. В это время педагог меняет крышки местами. Затем просит ребенка снова положить игрушки в коробочки и закрыть коробочки крышками. Если ребенок затрудняется, взрослый обучает ребенка.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не понял задание, не стремится его выполнить;
2 балла – принял задание, пытается его выполнить, используя хаотические действия, после обучения не переходит к выполнению задания методом «проб»;
3 балла – принял и понял задание, выполняя его методом перебора вариантов;
4 балла – принял и
понял задание, с интересом сам
выполняет его практическим
Задание 7. «Отгадай, как это сделать»
Цель: выявить возможности детей в использовании вспомогательных средств в ходе выполнения действий с предметами (например, подтягивание за веревку тележки, воздушного шара, вылавливание мелких предметов из таза сачком и т.д.).
Оборудование: тележка, палочка с кольцом на конце, воздушный шарик с веревочкой, тазик с водой и мелкими плавающими предметами (рыбка, уточка, шарик), сачок.
Инструкция: «Давай поиграем? Сначала будем играть шариком. Достань его. Молодец! Давай бросим шарик друг другу»; «Посмотри, что еще у меня есть! Посмотри, что плавает в тазике. Хочешь поиграть с этими игрушками? Достань их сачком»; «Пока игрушки высохнут, давай достанем вон ту тележку. Попробуй палочкой достать тележку, не сходя с места»; «Теперь можешь покатать рыбку, утенка и шарик на тележке».
Ход выполнения:
Взрослый предлагает ребенку поиграть. Сначала педагог просит ребенка достать шарик, подвешенный над его головой. Далее взрослый и ребенок бросают шарик друг другу. Далее педагог показывает тазик с плавающими игрушками, дает ребенку сачок и предлагает достать игрушки из воды. Пока мокрые игрушки сохнут, педагог дает ребенку палочку с кольцом на конце и просит достать тележку, не сходя с места. Далее ребенок катает игрушки в тележке.
Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задания, не понял цель;
2 балла – принял задание, но стремится выполнить его неадекватными способами, т.е. пытается взять игрушки из тазика руками, к тележке пытается подойти, других способов решения задачи не отмечается;