Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 02:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение методов диагностики и раннего коррекционного воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи.
С учетом поставленной цели и гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический материал и провести обследование речи детей 2-3-х лет.
3. Разработать методику коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Выявить эффективность проведенной логопедической работы с детьми группы риска раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы логопедического сопровождение детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи…………………...5
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста………………......5
1.2. Факторы риска нарушений речи у детей раннего возраста………...…….12
1.3 Современное состояние проблемы логопедического сопровождения детей раннего возраста…………………………………………………………………18
Глава 2. Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………….……25
2.1. Организация исследования……………………………………………...….25
2.2. Методика коррекционной работы с детьми группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи………………………………….34
2.3. Оценка эффективности поведенной логопедической работы…………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61

Вложенные файлы: 1 файл

Логопедическое сопровождение детей гр.риска раннего возраста.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, 1978)

 

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1 год 1 мес. – 1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, радости

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные («кормит» куклу, нанизывает кольца на стержень)

Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 4 мес. –1 год 6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной» ситуации)

Словами,  облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной

заинтересованности

Ориентируется в 3-4 контрастных Формах предметов (шар, куб, кирпичик, пирамидка)

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 7 мес. – 1год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит несложные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом  (15-20 см)

Частично раздевается с не большой помощью взрослого (снимает колготки,  ботинки, шапку)

1 год 10 мес. – 2 года

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает Одежду (ботинки, шапку, носки)

2 года – 2 года 6 мес.

Начинает за давать вопросы: «Где?», «Когда?»

Говорит многословными Предложениями более трех слов

Подбирает по образцу предметы основных Геометрических форм.

Подбирает по образцу и просьбе предметы четырех основных цветов

Усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий. Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их.

Начинает овладевать карандашом

Перешагивает препятствие

высотой

20-28 см

Полностьюcам одевается, кроме застегивания и шнуровки. Аккуратно Ест.

2 года 7 мес. – 3 года

Начинает за давать вопросы: «Где?», «Когда?»

Говорит многословными

предложениями более трех

слов

Подбирает по

образцу предметы основных

геометриических форм. Подбирает по образцу и

просьбе предметы четырех

основных цветов

Усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий.

Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их.

Начинает овладевать карандашом

Перешагивает препятствие

высотой

20-28 см

Полностьюсам одевается, кроме Застегивания и шнуровки. Аккуратно Ест.


 

Шкала оценки понимания речи (Е.М. Мастюкова, 1990)

Уровни

Возраст

Основные показатели понимания речи

1

3-6 месяцев

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса

2

6-10 месяцев

Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму», «Найди папу», «Дай ручку», «Нельзя») и т. д.

3

10-12 месяцев

Ребенок понимает названия отдельных предметов

 

12-14 месяцев

Ребенок узнает изображения отдельных предметов

 

15-18 месяцев

Ребенок узнает изображения отдельных предметов на сюжетных картинках

4

2 года 6 месяцев

Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чем ты сидишь?»)

5

2 года 6 месяцев - 3 года

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее

6

к 4 годам

Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации


 

Приложение 2

Диагностические игры по психомоторному развитию

 

Задание 1. «Кукла Катя»

 

Цель: выявить знание ребенком частей тела, лица – 5 частей.

Инструкция: «К нам в гости пришла кукла Катя. Покажи, где у тебя глазки? А где глазки у Кати? и т.д.».

Ход выполнения: взрослый просит показать части тела и лица на себе и на игрушке.

Оценка действий ребенка:

1 балл – не понял  задания, не стремится его выполнить;

2 балла – принял задание, пытается его выполнить, но показывает  хаотично.

3 балла – принял и  понял задание, но показывает 2-3 части;

4 балла – принял и  понял, выполняет задание правильно.

 

Задание 2. «Поиграй»

 

Цель: выявить уровень развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, набор посудки, детская мебель – стол, стул.

Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Посади ее в коляску, покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми».

Ход выполнения

Если ребенок не начинает играть, взрослый сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, предлагая ее покормить, т.е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка:

1 балл – не начал играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия, интереса к игрушкам не проявляет;

2 балла – начал выполнять  совместные со взрослыми игровые  действия, при этом повторяет  действия взрослого и не привносит  в игру от себя новых действий, отмечаются процессуальные действия, манипуляции;

3 балла – начал играть  сам, выполняет несколько предметно-игровых  действий (катает куклу, сажает ее  за стол, кормит ее), проявляет  интерес к игрушкам и действиям  с ними, но играет молча, подражает действиям взрослого;

4 балла – выполняет  ряд логически последовательных  действий, объединяя их сюжетом, сопровождает действия речью.

 

Задание 3. «Коробка форм»

 

Цель: задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т.е. умение пользоваться методом «проб» при выполнении практических задач.

Оборудование: коробочка с прорезями треугольной, круглой, квадратной формы и 6 объемных геометрических фигур, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Вот эту коробочку нам принесла в подарок. А что же это такое? Взрослый обращает внимание на объемные геометрические фигуры, последовательно рассматривая их. «Давай сложим фигуры в коробочку».

Ход выполнения

Взрослый берет одну из фигур и опускает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение: взрослый берет одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая форму к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действия ребенка:

1 балл – не понял  задания, не стремится его выполнить, после обучения не переходит  на адекватные способы действия;

2 балла – принял задание, пытается выполнить его, используя  хаотические действия, после обучения  не переходит к выполнению  задания методом «проб»;

3 балла – принял и  понял задание, выполняет его  методом перебора вариантов, но  после обучения пользуется методом  «проб»;

4 балла – принял и  понял задание, с интересом выполняет  его методом целенаправленных  «проб», либо практическим примериванием.

 

Задание 4. «Угостим заек морковками»

 

Цель: выявить возможности детей в различении предметов по размеру (большой – маленький).

Оборудование: Две игрушки зайки – большой и маленький, две морковки разные по размеру.

Инструкция: «К нам в гости пришли зайки. Возьми, покачай большого зайку. А теперь – маленького». «Зайки хотят кушать, угости заек морковкой: большому - большую, а маленькому – маленькую».

Ход выполнения

Ребенку предлагают поиграть сначала с большим , а затем с маленьким зайчиком. Угостить морковкой, учитывая размеры.

Оценка действий ребенка:

1 балл – не принял  задания, действует неадекватно;

2 балла – принял задание, но не понимает условия, берет  любую игрушку;

3 балла – принял и  понял задание, но при выполнении  допускает ошибки;

4 балла – принял и понял задание, владеет операциями сравнения.

 

 

 

Задание 5. «Сложи матрешку»

 

Цель: выяснить возможности детей в складывании двух - трехместных матрешек.

Оборудование: двух - трехместные матрешки.

Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла матрешка. Но она еще не одна пришла. Посмотри, что внутри этой матрешки! А теперь попробуй сложить эту матрешку. Сделай так, как было».

Ход выполнения

В случае затруднения проводится обучение: взрослый показывает ребенку, как сначала складывается двухсоставная, а затем трехсоставная матрешка, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действия ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

 

Задание 6. «Разные коробочки»

 

Цель: выяснить возможности детей в соотнесении предметов и их частей по форме.

Оборудование: коробочки разной формы с крышками (круглые, квадратные, прямоугольные), мелкие предметы.

Инструкция: «Вот какие у меня есть коробочки. Хочешь узнать, что внутри? Открой коробочку, посмотри. Можешь взять игрушки, поиграть с ними». «Теперь положи игрушки в коробочки. Закрой коробочки крышками».

Ход выполнения задания

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть коробочки и узнать, что в них находится. Ребенок раскрывает коробочки, вынимает из них предметы. В это время педагог меняет крышки местами. Затем просит ребенка снова положить игрушки в коробочки и закрыть коробочки крышками. Если ребенок затрудняется, взрослый обучает ребенка.

Оценка действий ребенка:

1 балл – не понял  задание, не стремится его выполнить;

2 балла – принял задание, пытается его выполнить, используя  хаотические действия, после обучения  не переходит к выполнению  задания методом «проб»;

3 балла – принял и  понял задание, выполняя его методом  перебора вариантов;

4 балла – принял и  понял задание, с интересом сам  выполняет его практическим примериванием.

 

Задание 7. «Отгадай, как это сделать»

 

Цель: выявить возможности детей в использовании вспомогательных средств в ходе выполнения действий с предметами (например, подтягивание за веревку тележки, воздушного шара, вылавливание мелких предметов из таза сачком и т.д.).

Оборудование: тележка, палочка с кольцом на конце, воздушный шарик с веревочкой, тазик с водой и мелкими плавающими предметами (рыбка, уточка, шарик), сачок.

Инструкция: «Давай поиграем? Сначала будем играть шариком. Достань его. Молодец! Давай бросим шарик друг другу»; «Посмотри, что еще у меня есть! Посмотри, что плавает в тазике. Хочешь поиграть с этими игрушками? Достань их сачком»; «Пока игрушки высохнут, давай достанем вон ту тележку. Попробуй палочкой достать тележку, не сходя с места»; «Теперь можешь покатать рыбку, утенка и шарик на тележке».

Ход выполнения:

Взрослый предлагает ребенку поиграть. Сначала педагог просит ребенка достать шарик, подвешенный над его головой. Далее взрослый и ребенок бросают шарик друг другу. Далее педагог показывает тазик с плавающими игрушками, дает ребенку сачок и предлагает достать игрушки из воды. Пока мокрые игрушки сохнут, педагог дает ребенку палочку с кольцом на конце и просит достать тележку, не сходя с места. Далее ребенок катает игрушки в тележке.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка:

1 балл – не принял  задания, не понял цель;

2 балла – принял задание, но стремится выполнить его  неадекватными способами, т.е. пытается взять игрушки из тазика руками, к тележке пытается подойти, других способов решения задачи не отмечается;

Информация о работе Организация логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательно