Организация логопедической работы в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: на основе изученной нормативной документации выявить пути организации логопедической помощи.
Определить и теоретически обосновать оптимальные условия, методы и пути коррекции речевого развития у воспитанников детских домов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2010.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

     «Детский дом-школа №1 им. А. А. Католикова» в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», другими федеральными законами, Типовым положением «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Республики Коми «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, настоящим Уставом.

     В Детский дом-школу в течение всего календарного года принимаются: - дети-сироты;

- дети, отобранные у родителей по решению суда;

- дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также в случае, когда местонахождение родителей не установлено [8].

        В детский дом принимаются дети от 3 до 18 лет, не имеющие отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в Детском доме-школе.

     Детский дом строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования. Содержание и обучение воспитанников в детском доме осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В Уставе прописаны документы, которыми детский дом руководствуется в своей деятельности: международные акты в области защиты прав ребенка, Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Коми, федеральные законы и распоряжения, а также Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, локальные акты. В установленном законодательством Российской Федерации порядке Детский дом-школа несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье воспитанников и работников, нарушение прав и свобод воспитанников и работников.

     Нормативно-правовая база является основой для организации  социально-педагогической деятельности в детских домах. Она устанавливает нормы, которым должны соответствовать организация и содержание социально-педагогического процесса. Кроме того, она обеспечивает защиту прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, направлена на профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений.  

     Таким образом, для организации логопедической работы особое значение имеет знание  Конвенции о правах ребенка, Семейного кодекса, Типовых положений об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Устава образовательного учреждения, региональных программ по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  

    1.2. Нормативная документация, регламентирующая работу учителя-логопеда в условиях детского дома 

      Организация работы учителя-логопеда в массовых детских домах разнообразна. Цель логопеда, работающего на логопункте — оказание логопедической помощи воспитанникам (дошкольного и младшего школьного отделений), имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений устной и письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую) [12].

     При отборе детей для логопедических занятий необходимо руководствоваться  результатами обследования. Обследование проводиться обязательно в начале учебного года. Так же проводится по мере поступления детей в детский дом, соответственно обследование логопед проводит в течение всего учебного года.

     Полученные  данные заносятся в протоколы обследования. На каждого ребенка должна быть заведена отдельная речевая карта с данными обследования. В протоколах обследования следует приводить примеры речи детей, чтобы выводы логопеда о нарушениях разных сторон речевого развития ребенка были доказательны. На основании результатов обследования пишется логопедическое заключение.

     Работа  учителя-логопеда в детском доме строится на основе программ. Программы являются официальным документом. Работа по программам, их выполнение обязательны для всего педагогического коллектива детского дома [13].

     Поскольку в каждой возрастной группе детского дома дети не однородны по речевому нарушению, группа подразделяется на подгруппы и учитель-логопед проводит подгрупповые и индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия с детьми строятся в соответствии с содержанием обучения, которое определяется программами. Логопед проводит занятия с каждой подгруппой и пишет календарный план для каждой из них отдельно, так как цели занятий и содержание материала для каждой подгруппы разные. Содержание и цель занятий зависят от степени выраженности речевого нарушения. Объединять детей разных возрастных групп не рекомендуется, так как занятия с детьми разного возраста отличаются и содержанием, и методикой обучения.

     Объединение детей на занятии по возрастному  принципу также недопустимо, так  как в этом случае окажутся вместе дети, имеющие разные речевые дефекты [13].

     Учитель-логопед  детского дома в первую очередь занимается с детьми подготовительных к школе и старших групп, а также с младшими школьниками имеющими нарушения чтения и письма. В средних группах (дети пятого года жизни) логопедическую помощь следует оказывать тем, кто имеет такие нарушения, как ринолалия, дизартрия, алалия, заикание.

      Среди всех документов, имеющихся в арсенале дошкольного и школьного логопеда, как наиболее важные можно выделить:

      1. Инструктивное письмо;

      2. Сборник приказов и инструкций;

      3. Должностные инструкции;

      4. Программы обучения (для дошкольников  и школьников с ФФНР, ФНР, ОНР,  нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ или местными органами управления;

      5. Годовой план работы логопеда;

      6. Журнал обследования устной и  письменной речи воспитанников;

      7. Паспорт логопедического кабинета;

      8. Журнал учета посещаемости фронтальных  и индивидуальных занятий;

      9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени);

      10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу;

      11. Речевые карты (в зависимости  от речевого дефекта);

      12. Отслеживание динамики развития  устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга);

      13. Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года) [12].

      Логопед дошкольного и школьного логопункта строит свою работу, ориентируясь на три  нормативных документа:

      - инструктивное письмо Минобразования  РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об  организации работы логопедического  пункта общеобразовательного учреждения»,

     - об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4),

     - инструктивное письмо от 02.07.1998 г № 89/ 34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»,

     - постановления Правительства «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 676 от 01.07.95 г. (с изменениями и дополнениями от 14.10.96 г.),

      - сборник приказов и инструкций  Министерства просвещения РСФСР  от сентября 1979 г.,

      - постановление Правительства РФ  от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности  рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений»[11], [12], [3].

           Исходя из вышесказанного, следует то, что вся работа учителя-логопеда строится на использовании нормативной  документации, которая подтверждает его коррекционную деятельность, результаты его труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Система психолого-логопедической работы в детском  доме

     2.1. Особенности психических и речевых нарушений у дошкольников в детском доме 

     Специфические условия жизни детей в закрытых учреждениях часто обусловливают отставание в психическом развитии по ряду существенных параметров. Ряд авторов (Г. А. Волкова, И.И. В. Дубровина, Е. А. Стребелева, Л. М. Шипицына и др.) отмечают у детей своеобразное нарушение психических процессов, недоразвитие познавательной и речевой деятельности, отклонения в поведении.

     Особенности психического развития детей в интернатных  учреждениях по-разному и в  одинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все  они чреваты серьезными последствиями  для формирования личности ребенка. Чем раньше дети поступают в учреждения закрытого типа, тем более выражена дисгармоничность в их развитии. Во всех исследованиях отмечается, что активная речь у таких детей возникает позже, чем у детей из семьи. Это связано с тем, что социальная среда является не только условием, но и источником развития речи. Речь этих детей беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций, изобилует дефектными звуками. Нарушения речи дошкольников с психической депривацией могут проявляться от полного отсутствия речи до отдельных элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

     Анамнез детей, поступающих в интернатные  учреждения, чаще всего не известен или фрагментарен. Но и по имеющимся  неполным данным определяются такие патологические факторы, как алкоголизм, наркомания, психические и тяжелые соматические заболевания родителей. Эти дети часто имеют врожденные аномалии, так как зачатие такого ребенка нередко происходит в состоянии опьянения или отягощается несоблюдением будущей матерью режима беременности, злоупотреблением алкоголем, наркотиками, применением различных средств для прерывания беременности. Нежеланная беременность приводит к нарушению сенсорных связей между матерью и ребенком во время внутриутробного развития. Происходит эмоциональный разрыв ребенка с матерью, возникает депривация младенца.

     У большинства детей из асоциальных  семей в анамнезе тяжелое протекание родов – преждевременные, стремительные  роды, родовые травмы, асфиксия. Постнатальный  период сопровождается рядом неврологических и психологических синдромов (перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность, гидроцефалия и т. д.), выявляются генетические заболевания.

     У детей раннего возраста (до 3 лет), воспитывающихся в домах ребенка, дисгармония в развитии усугубляется. Задержка в двигательной сфере незначительна, тогда как позднее овладение речью неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми. Задержка развития интеллектуальных способностей, социального поведения и развития речи на втором году жизни ребенка граничит с умственной отсталостью. К концу третьего года обнаруживается тенденция к выравниванию, но развитие речи (особенно экспрессивного компонента) и эмоциональной сферы остается задержанным [10].

     При оценке двигательной сферы как одного из существенных показателей возрастного  развития у малышей из дома ребенка  отмечается более низкий темп овладения  двигательными навыками, чем у  сверстников, воспитывающихся в  семьях. Особенностью общего моторного развития является нарушение координации движений, вялость, малая подвижность ребенка или импульсивность, общая двигательная расторможенность, наличие навязчивых движений и т. д. У большинства малышей отмечается значительное отставание в развитии мелкой моторики.

     Уровень познавательной деятельности и способы  выполнения действий у всех таких  детей ниже возрастной нормы. Некоторые  из них не различают цвет и форму  предметов, не переносят усвоенные  знания на другие виды деятельности. У  детей выражена пониженная любознательность, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности. Запас знаний ограничен.

Информация о работе Организация логопедической работы в условиях детского дома