Организация логопедической работы в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: на основе изученной нормативной документации выявить пути организации логопедической помощи.
Определить и теоретически обосновать оптимальные условия, методы и пути коррекции речевого развития у воспитанников детских домов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2010.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

     В связи с этим необходимо подчеркнуть важность и необходимость реализации принципа преемственности в логопедической работе между домом ребенка, больницей, детским домом. Чем полнее проводится логопедическое обследование ребенка в раннем возрасте, чем своевременнее его определяют в детский дом, тем больше появляется возможностей для целенаправленного коррекционного воздействия на детей и подготовки их к школьному обучению.

     Принцип учета механизмов, этиологии и симптоматики общего недоразвития речи, воспитывающихся вне семьи, позволяет дифференцированно подойти к постановке диагноза и выбору адекватных методик логопедической работы.

     Принцип опоры на сохранное  звено в функциональных системах ребенка обеспечивает с достаточной долей уверенности благоприятный результат коррекции. Пластичность коры головного мозга обусловливает развитие ребенка даже в патологических условиях [10].

     Правильное  определение сохранного звена в  речеслуховом, речедвигательном, речезрительном, общедвигательном анализаторах в познавательной деятельности детей служит основой для построения коррекционной работы.

     Реализация  принципов комплексного и индивидуального  подхода имеет свои особенности  в условиях детского дома. Круглосуточное пребывание ребенка в коллективе детей требует от него большей затраты нервных и физических сил, нежели от ребенка, воспитывающегося в семье. У ребенка нет возможности побыть одному, в тишине, поразмышлять на досуге, спокойно поиграть. Дети находятся в замкнутом пространстве, ограниченном стенами детского дома и территорией вокруг него. Экскурсии, эпизодически организуемые для детей, не устраняют и не восполняют недостатка в новых  впечатлениях. Кроме того, дети постоянно испытывают острый дефицит ласки, тепла и внимания. Все эти факторы затрудняют коррекционное воздействие на ребенка, снижают эффективность занятий, препятствуют получению и закреплению знаний. Учитывая перечисленные факторы и трудности в подготовке к школьному обучению, целесообразно динамическое сочетание фронтальной и индивидуальной работы с преимущественным использованием игровой деятельности.

     Большое значение приобретают индивидуальные и подгрупповые занятия. На индивидуальном занятии ребенок восполняет дефицит ласки, внимания; эмоциональный контакт логопеда (воспитателя) с ребенком способствует более успешному развитию его речи, мышления, воспитанию активности, самостоятельности, инициативы на подгрупповых и фронтальных занятиях.

     Для построения целенаправленной логопедической работы с детьми желательно проводить комплексные логопедические занятия, в ходе которых обеспечивается гармоничное развитие всех психических функций ребенка, реализуется принцип системного подхода в коррекции ведущего нарушения с учетом структуры дефекта [10].

     Реализация  личностного принципа особенно важна  в условиях детского дома. Ребенок, лишенный положительных, теплых семейных эмоций, испытывающий недостаток интеллектуальных и речевых контактов, как правило, имеет личностные особенности, отклонения в поведении, эмоционально-волевой сфере. Личностный принцип определяет в целом содержание и структуру учебно-воспитательной работы в детском доме, основная цель которого обеспечить ребенку включение в общество, для того чтобы он мог адекватно усвоить социальные роли.

     Именно  в дошкольном возрасте закладываются  психологические основы важнейших  отношений личности к окружающему  социальному миру и к самому себе.

     У детей, воспитывающихся в асоциальных  семейных условиях, незаметно появляются опасные психологические новообразования, гипертрофия некоторых психологических черт, что создает в ранний период жизни предпосылки деформации личности. При отсутствии или недоучете коррекционного воспитательного воздействия личность сама начинает создавать среду, способствующую развитию отрицательных качеств. Логопед учитывает наличие сензитивных периодов личностного развития, в каждом из которых ребенок оказывается особенно чувствительным к определенным социально-психологическим влияниям, к ожидаемым отношениям со стороны окружающих.

     У большинства детей с общим  недоразвитием речи, поступающих  в детский дом, отклонения в поведении  зависят и обусловлены такими факторами, как неблагополучие в  здоровье, социальными и педагогическими  отклонениями. Каждое из этих неблагополучий является причиной разнообразных нарушений, зависящих от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Однако, как бы разнообразны ни были причины, порождающие различные по виду и силе выраженности отклонения в поведении детей, в основе всех их лежит только одна особенность – нарушение равновесия между ребенком и средой. У детей с общим недоразвитием речи отклонения в поведении усугубляются несформированностью речевой функциональной системы[10].

     В процессе логопедического воздействия  необходимо осуществлять психолого-педагогическую реабилитацию, то есть создавать равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее адекватному возрасту ребенка и среде, в которой он живет. Конечная цель психолого-педагогической адаптации детей с общим недоразвитием речи – нормализация личности и поведения в соответствии с требованиями нормальной жизни.

     Деятельностный  принцип – основной принцип коррекции и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Он позволяет сроить работу в интересной для ребенка форме: игровой, учебно-игровой[10].

     Таким образом, указанные принципы являются основой для построения коррекционно-образовательной  работы в условиях детского дома. С  учетом принципов логопед проводит диагностику, составляет коррекционные программы, календарно-тематическое планирование, конспекты занятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение  

     Каждому ребенку нужна хорошая семья. Но в жизни часто бывает по-другому.  Силу разных обстоятельств достаточно много детей воспитывается в  интернатных учреждениях. Педагоги детского дома не могут в полной мере заменить семейное воспитание, но правильная организация педагогического процесса способствует предотвращению негативных последствий психической депривации. Одной из основных задач воспитания  в детском доме является повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов, необходимых для формирования личности воспитанника. Основой для организации социально-педагогической деятельности в детских домах является нормативно-правовая база. Она устанавливает нормы, которым должны соответствовать организация и содержание социально-педагогического процесса. Кроме того, она обеспечивает защиту прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, направлена на профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений.  

     Вследствие  неблагоприятных условий, социальной и педагогической запущенности у  детей отсутствует опыт межиндивидуального общения и крайне ограничены возможности  усвоения социальных ролей, которые  в нормальных условиях воспитания формируются у детей в процессе подражания взрослым.

     Дети  плохо владеют своим поведением, не могут сами найти средства управления им, что говорит о недостаточном  развитии их самосознания, неспособности  оценивать собственные действия.

     В эмоционально-волевой сфере доминируют реакции самозащиты, жесткая привязанность к ситуации, неумение выйти из конфликта.

     Дети, воспитывающиеся вне семьи с  раннего возраста, имеют явное  запаздывание развития речи: нарушение  звукопроизношения, лексическое и  грамматическое недоразвитие, испытывают трудности в социальном использовании речевых средств.

     Однако  отклонения в развитии ребенка в  учреждениях закрытого типа не являются неизбежными, и возможны весьма действенные  мероприятия по их предотвращению. Комплексная и целенаправленная работа по коррекции неречевых и речевых расстройств способствует в значительной мере преодолению различных видов психической депривации и подготовке детей к жизни.

     Детский дом становится для ребенка первой социальной ячейкой, заменяющей семью. Поэтому социализация условий жизни в детском доме позволяет накопить необходимый ему жизненный опыт.

     Поэтому усилия логопеда в детском доме направлены не только на обучение ребенка правильной речи, но и на то, чтобы правильная речь способствовала воспитанию его  личности, служила орудием познания и средством адаптации к окружающей среде. Для дальнейшего совершенствования личностного, интеллектуального и речевого развития ребенка логопед вместе со всем педагогическим коллективом детского дома должен способствовать созданию условий, в которых может сформироваться свободное, эмоциональное, партнерское общение.

     Целенаправленное  использование методики психолого-логопедической коррекции в дошкольном детстве, дальнейшее правильно организованное воспитание и обучение в школьные годы позволит воспитанникам в будущей жизни самостоятельно и осмысленно выбирать себе друзей, быть устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. 
 
 
 
 

Библиографический список 

    1. ФЗ «О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ [Текст]// Справочно-правовая система (Консультант плюс).

    2. Постановление Правительства РФ  «Об утверждении Типового положения  об образовательной школе-интернате» № 612 от 26.06.95 г. [Текст]// Справочно-правовая система (Консультант плюс).

    3. Постановление Правительства РФ  «Об утверждении Типового положения  об образовательном учреждении  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей»5 № 676 от 01.07.95 г. [Текст]// Справочно-правовая система (Консультант плюс).

    4. Постановление Правительства РФ  «Об организации централизованного  учета детей, оставшихся без  попечения родителей»6 № 919 от 03.08.96 г. [Текст]// Справочно-правовая система (Консультант плюс).

    5. Постановление Правительства РФ  «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». [Текст]// Справочно-правовая система (Консультант плюс).

    6. Федеральная целевая Программа  «Дети России» (2007-2010 г). [Текст]// Справочно-правовая система (Консультант плюс)

    7. Долгосрочная целевая республиканская  программа «Дети Республики Коми»  (2007 – 2010 годы) [Текст]// Справочно-правовая  система (Консультант плюс).

      8. Устав Государственного Образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа №1 им. А. А. Католикова»[Текст]. – Сыктывкар, 2005

    9. «Детская конституция»: как опираясь  на законы, действительно защищать  права детей [Текст] / комментарии,  советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т, А. Масловой. – М: Юрист, 2005. – 192 с.

       10. Илюк, М.А. Логопедическая работа  с дошкольниками с детском  доме [Текст]/ М. А. Илюк. - СПб.: Каро, 2008. - 208 с.

      11. Йощенко, В. О. Сборник примерных  форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ [Текст]/ В. О. Йощенко. - М., 2007

       12. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт.  Документация, планирование и организация  коррекционной работы [Текст]/ Е.  В. Мазанова: методическое пособие для учителей-логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д. - 2009. – 127 с.

       13. Миронова, С.А. О работе учителя-логопеда  в дошкольном детском доме [Текст]/ С. А. Миронова // Дефектология. - 1985г. - №1.

        14. Нагаев, В. В. Охрана прав и материнства [Текст]/ В. В. Нагаев: социально-правовые комментарии. – М.: ЮРКНИГА, 2006. – 365 с.

       15. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений[Текст]/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003. – 208 с.

        16. Специальная педагогика: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений[Текст]/ Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов,  Л. И. Белякова и др.; Под ред.  Н. М. Назаровой. – 2-е изд.  – М.: «Академия», 2002. – 400 с.

        17. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00071/43800.htm 

Информация о работе Организация логопедической работы в условиях детского дома