Организация работы по физическому воспитанию детей, имеющих задержку психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 01:14, контрольная работа

Краткое описание

При формировании произвольных движений особо выделяют значение предметной деятельности. В процессе освоения предметной деятельности ребенок вырабатывает собственные регуляторы, направляющие его активность. Этими регуляторами выступают сенсомоторные представления, представления о результате и способе выполнения движения, ориентировочная основа, характер и содержание задачи.

Содержание

1. Формирование произвольных движений детей с задержкой психического развития
2. Задачи по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития (анализ программы воспитания и обучение)
3. Средства и методы работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях VII вида
4. Подобрать комплексы коррекционных упражнений для детей с задержкой психического развития для укрепления функции дыхания
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Физ восп.docx

— 48.89 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, «Программа»  обеспечивает всестороннее развитие  ребенка в соответствии с требованиями. Практическая  же реализация задач  осуществляется в процессе физического  воспитания, формирования механизмов  предметной и игровой деятельности.

 

  1. Средства и методы работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях VII вида

 

    В настоящее время в системе образования существуют разнообразные формы оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с задержкой психического развития. Это:

  • ДОУ компенсирующего вида;
  • ДОУ комбинированного вида;
  • коррекционных детских домах;
  • дошкольных отделениях при специальных (коррекционных) школах;
  • реабилитационных центрах и центрах коррекции;
  • консультативных группах в ДОУ компенсирующего вида;
  • форме надомного воспитании (для детей с ослабленным здоровьем и со сложными нарушениями в развитии) [14, с. 244].

     В них осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка в соответствии с нормальными документами, действующими на территории в России.

     Физическое развитие и физическое воспитание тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, развитие и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации [4, с.77-79]. 
     Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.    

     Основные средства  и методы, используемые в работе по физическому воспитанию для детей с задержкой психического развития являются: организация сюжетных физкультурных занятий на основе игровой мотивации с элементами данстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики, логоритмики, психогимнастики, игровой деятельности. Это способствовало увеличению моторной и общей устойчивости и внимания у дошкольников.

     Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). В то же время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем. 
Занятия по физическому воспитанию решают как общие, так и коррекционные задачи.

     В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

     Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В ходе утренней гимнастики в семье и на занятиях в детском саду целесообразно предлагать детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег) и подвижные игр [13, с. 198].

     Физкультурно-оздоровительная работа в образовательном учреждении ведется по трем основным направлениям:

  1. Лечебно-профилактическое, включающее в себя различные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей с ЗПР в зависимости от их индивидуальных потребностей: лечебная физкультура, массаж, гидромассаж, термотерапия, физиотерапия, фитотерапия, различные виды закаливания и т.д.
  2. Воспитательно-образовательное, направленное на совершенствование двигательного развития детей: улучшение показателей физического развития, физической подготовленности, техники движений, двигательных качеств на занятиях физкультурой и в других различных формах двигательной активности, воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни.
  3. Коррекционно-развивающее, обеспечивающее коррекцию недостатков развития моторики и психомоторики детей с ЗПР на специальных занятиях (коррекционная ритмика) и коррекционную направленность физкультурно-оздоровительной работы в учреждении[3, с.211].

     Исходя из вышеизложенного следует, что подбор средств и методов педагогического воздействия с целью развития физических качеств у детей с задержкой психического развития, является одной из актуальных проблем физического воспитания в современных условиях.

 

  1. Комплексы коррекционных упражнений для детей с задержкой психического развития для укрепления функции дыхания

 

     Коррекционные задачи, которые ставит перед собой инструктор физкультуры в условиях совместной с другими специалистами коррекционной работы, должны быть ориентированы не только на двигательное развитие детей, но и на их общее и речевое развитие, формирование психики, интеллекта.

     На занятиях физкультурой коррекция психомоторной сферы осуществляется с помощью следующих упражнений:

1) кинезиологических;

2) имитационных;

3) танцевально-двигательных;

4) релаксационных и дыхательных.

      Так, кинезиологические упражнения стимулируют развитие интеллектуальных и мыслительных процессов. Исследования ученых доказали влияние движений рук на развитие функций высшей нервной деятельности и речи. Поэтому развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. 
Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. 
     Изначально почти всю информацию об окружающем мире ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки общения ребенка с миром. Чем меньше отрицательных отметин и мышечных зажимов на теле ребенка, тем лучше он себя чувствует. Именно поэтому танцевально-двигательные упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение, эффективно решают задачи снятия психоэмоционального напряжения.

      Упражнения на релаксацию, являясь частью общей коррекционной работы, также снимают характерное для детей чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе, а это, в свою очередь, является главным условием для формирования естественной речи и правильных телодвижений. На физкультурных занятиях мы обучаем релаксации мышц по контрасту с напряжением, так как детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение произвольно можно сменить приятным расслаблением. При этом напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.

     Через дыхательные упражнения формируем у детей правильное речевое дыхание. Нужно учить детей дышать носом естественно и без задержки, при этом особое внимание обращать на момент выдоха (он должен быть плавным и длительным), учить восстанавливать ритм дыхания после двигательного упражнения. 
    Чтобы научить ребенка с проблемами в развитии правильно и с пользой для него выполнять данные специальные упражнения, необходимо неоднократно показывать ребенку, как выполняются упражнения. Объем внимания детей ограничен, поэтому нужно ставить перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то можно отбить всякое желание заниматься.

      В структуре физкультурного занятия специальные упражнения могут включаться в одну из его частей либо составлять основное его содержание. 
     Во вводной части занятия используются игровые упражнения на развитие двигательной памяти, координации движений, внимания, связанных со словом и музыкой. В начале занятия нужно сформировать у детей эмоционально положительное отношение к двигательной деятельности. 
     В основной части занятия используются общеразвивающие упражнения имитационного характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук с применением предметов для манипуляций (мячей малого размера, кубиков, шнуров, гимнастических палок и т.п.), подвижные игры разной интенсивности с использованием речевого материала, где преобладает глагольная лексика.

     В заключительную часть занятия включаются танцевально-двигательные, ритмические, релаксационные, дыхательные упражнения. 
С группой детей с ЗПР один раз в неделю проводится занятие, состоящее только из кинезиологических упражнений.

     Дети занимаются по подгруппам (4—5 человек), которые формируются в соответствии с возрастом. Продолжительность занятия 15—20 минут.

     Целью развивающих кинезиологических упражнений является:

1)развитие межполушарного взаимодействия;

2) синхронизация работы полушарий;

3) развитие мелкой моторики;

4) развитие способностей;

5) развитие памяти, внимания, речи;

6) развитие мышления.

      В структуре физкультурных занятий на основе кинезиологических упражнений можно выделить три части: вводную, основную, заключительную. 
     Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений (продолжительность 2—3 минуты). Эта часть состоит из различных видов ходьбы, в том числе корригирующей (на осанку, укрепление стопы), имитационной, с речитативом; из несложных игровых упражнений на внимание и координацию движений.

     Основная часть решает программные задачи по развитию основных движений (продолжительность 12—15 минут).

     Заключительная часть обеспечивает постепенный переход от повышенной двигательной активности к ее снижению (1—2 минуты). Обязательно на занятии используется музыкальное сопровождение, которое создает благоприятный эмоциональный настрой, дополнительно концентрирует внимание детей.

     Педагог на физкультурном занятии должен придерживаться определенных правил взаимодействия с детьми («не замечать», если ребенок поначалу что-то делает неправильно, обращая внимание на то, что у него получается; радоваться с ним каждому успеху; рассказывать при ребенке о его достижениях другим). Педагог таким образом создает на занятии атмосферу доверия и сотрудничества, что является основой для достижения положительного результата в коррекционно-развивающей деятельности. 
Цели:

  1. Закрепление умения прокатывать мяч с целью попасть в движущийся предмет.
  2. Укрепление мышц пальцев рук и кисти.
  3. Развитие глазомера и координации движений.
  4. Обучение правильному дыханию.
  5. Формирование правильной оценки.

Оборудование: 
Малые мячи по количеству детей; 5—6 больших мячей; шапочки-маски, изображающие морских обитателей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть «Свистать всех наверх!»

Дети входят в зал колонной по одному. Построение в шеренгу, равнение, проверка осанки.

Инструктор. Все дети являются матросами патрульного корабля «Морской охотник» и должны принимать участие в морских учениях. Вы будете тренировать свою силу, ловкость, выносливость, а в минуты отдыха веселиться и играть в интересные игры.

Учения начинаются с «проверки  организованности и дисциплины». Дети выполняют разные виды ходьбы: обычную, приставными шагами, руки на поясе («утрамбовываем песок»); скрестным шагом, спиной вперед («запутываем следы»). Далее выполняют бег с преодолением препятствий — по узким доскам (шириной 15 см), с перепрыгиванием «канавок» шириной 40—50 см («аврал на корабле»); обычную ходьбу с плавным движением рук («большие волны»); бег змейкой («проход через лабиринт»); обычную ходьбу.

Игра «Стоп, хлоп, раз»

Игра развивает внимание и координацию. Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, а на сигнал «Раз»  поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Повторяется три раза.

Информация о работе Организация работы по физическому воспитанию детей, имеющих задержку психического развития