Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 01:14, контрольная работа
При формировании произвольных движений особо выделяют значение предметной деятельности. В процессе освоения предметной деятельности ребенок вырабатывает собственные регуляторы, направляющие его активность. Этими регуляторами выступают сенсомоторные представления, представления о результате и способе выполнения движения, ориентировочная основа, характер и содержание задачи.
1. Формирование произвольных движений детей с задержкой психического развития
2. Задачи по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития (анализ программы воспитания и обучение)
3. Средства и методы работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях VII вида
4. Подобрать комплексы коррекционных упражнений для детей с задержкой психического развития для укрепления функции дыхания
Литература
Вариант 4. Организация работы по физическому воспитанию детей, имеющих задержку психического развития.
План:
Литература
1.Формирование произвольных
При формировании произвольных движений особо выделяют значение предметной деятельности. В процессе освоения предметной деятельности ребенок вырабатывает собственные регуляторы, направляющие его активность. Этими регуляторами выступают сенсомоторные представления, представления о результате и способе выполнения движения, ориентировочная основа, характер и содержание задачи.
Дошкольнику трудно сидеть в одном положении. Ребенок способен решить эту задачу, если вначале будет осуществлять зрительный контроль за положением своих рук и ног и только позднее — на основании мышечных ощущений. Это говорит о том, что воле могут подчиняться лишь те движения, которые сопровождаются ясными признаками для сознания. В заучивании движений важно выяснение тех ощущений, которыми сопровождается их выполнение, установление связи движения с регулирующим его чувствованием. Благодаря превращению реакций из неощущаемых в ощущаемые движения становятся произвольными, т. е. преднамеренными, сознательно регулируемыми.
Что же касается детей с задержкой психического развития (ЗПР), то физическое развитие и двигательные способности находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий
[ 6, с.35].
Дети с задержкой психического развития уступают своим сверстникам и в физическом развитии. Физическая подготовленность детей с ЗПР по показателям силовых, скоростно-силовых, скоростных способностей, общей выносливости и гибкости занимает промежуточное место между здоровыми сверстниками с легкой умственной отсталостью [15, с.102]. У этих детей проявляются слабость регуляции произвольных движений, несформированность движений, особенно страдает тонкая моторика и выявлен недостаточный уровень развития выносливости особенно в тестах характеризующих силовую выносливость мышц брюшного пресса.
Краткий анализ состояния здоровья, специфических нарушений физического и психического развития, в том числе и факторов, влияющих на двигательную сферу детей ЗПР позволил выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех детей:
Как уже ранее отмечалось, двигательные нарушения у детей с ЗПР проявляются в слабости регуляции произвольных движений, несформированности техники выполнения движений, недостаточности двигательных качеств. Одной из основных особенностей детей с ЗПР является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями [15, с.211].
Так же на нарушение произвольной регуляции движений у детей с ЗПР, на недостаточную координированность и чёткость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, двигательную неловкость указывают многие авторы.
Н. П. Вайзман отмечает у детей с ЗПР своеобразный двигательный облик: избыточность, излишество и богатство движений, непринуждённость игровой и изобразительной моторики. При описании этого двигательного состояния автор заменяет термин "синдром двигательного беспокойства" на термин "синдром двигательного излишества", объясняя, что последний синдром является проявлением моторного инфантилизма и отражает задержку в развитии двигательных функций и созревании корковых механизмов, тормозящих двигательную активность ребёнка [16, с. 187].
Описывая развитие дошкольников с ЗПР, Н. Ю. Борякова отмечает, что, хотя у них не наблюдается тяжёлых двигательных расстройств, однако, обнаруживается отставание в физическом развитии, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, координация [15,с. 98-100].
Исследования М. Ш. Адиловой свидетельствуют о высокой степени выраженности недостатков психомоторики детей с ЗПР младшего школьного возраста. У них наблюдается повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже. М. Ш. Адиловой зафиксированы также у данного контингента трудности с переключением к автоматизации движений и недоразвитость тонких моторных актов [16, с.76].
Наблюдения за поведением детей на уроках физической культуры обнаружили, что они были недостаточно ловки, точны в движениях, им плохо удавались упражнения на сохранение равновесия.
Н. А. Никашина наряду с некоординированностью, неловкостью движений детей с ЗПР отмечает неумение подчиняться заданному ритму [6, с. 133]. Повышенная утомляемость, быстрая истощаемость произвольного внимания, неспособность к длительному психическому напряжению могут приводить к трудностям запоминания нужной последовательности движений, действий. У детей с ЗПР наблюдаются также и трудности создания программ и реализации последовательности действий разного уровня сложности.
При задержке психического развития наблюдается слабость словесной регуляции действий [16,с. 85]. Из-за отставания в развитии речи эти дети испытывают затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Эти затруднения связаны с неорганизованностью, импульсивностью деятельности, неустойчивостью внимания, низким уровнем самоконтроля, трудностью одновременного учёта нескольких требований инструкции.
В. И. Лубовский считает, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ЗПР связано также с незрелостью регулирующей функции речи [15, с. 165]. Выполнение упражнений под команду взрослого либо в сочетании с собственной речью приводит к усилению речевого контроля над точностью реализации программы целостного действия.
Итак, физическое развитие и двигательные качества детей с ЗПР отличается от здоровых сверстников более низкими показателями. Многие авторы отмечают ослабленность здоровья, низкую умственную и физическую работоспособность, быструю утомляемость. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений.
В течение нескольких десятилетий в нашей стране ведется интенсивное изучение особенностей психического развития детей с ЗПР, поиски организационных форм их воспитания и обучения, разработка новых коррекционных технологий. Раннее включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они оказываются способны овладеть способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется весь их личностный облик.
В 1976 году в лаборатории воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста НИИ дефектологии АПН СССР под руководством проф. Н.Г.Морозовой был разработан проект программы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта, а в 1983 (после значительной переработки проекта) О.П.Гаврилушкиной и Н.Д.Соколовой создана программа, которая была опубликована в 1991 году [2, с. 76-79]. В названии указывается «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», т.к. понятие интеллектуальная недостаточность объединяет две категории детей, испытывающих проблемы в интеллектуальной развитии – с умственной отсталостью и с задержкой психического развития.
Настоящая «Программа» является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. В ней дано психолого-педагогическое обоснование системы коррекционного воспитания и обучения детей с ЗПР в дошкольном возрасте с учетом современных достижений науки и практики; определены пути, предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации и восстановления утраченной целостности развития, обеспечения процесса социализации дошкольников с ЗПР. «Программа» разработана в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Также «Программой» определены цели и задачи воспитания и обучения дошкольников.
Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания воспитания и обучения по направлениям и трем этапам. В ней сформулированы задачи и ожидаемые результаты коррекционно-образовательной работы на каждом этапе. К программе даны приложения (примерное расписание занятий, индивидуальная коррекционная работа).
В программе выделены следующие разделы:
Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботой специалистов ДОУ. С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа, у них развиваются основные движения, кроме того, ведется коррекционная работа, а также, если показано, назначаются лечебная физкультура и массаж. Главный акцент делается на коррекционной работе. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами (что является неотъемлемым условием ролевых, театрализованных игр).
Основные задачи физического воспитания детей с задержкой психического развития:
Задачи физического и моторно-двигательного развития решаются в следующих условиях: