Организация работы современного школьного кабинета истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является учебно-методическое обеспечение процесса обучения истории в школе. Объектом - роль кабинета истории в учебно-познавательной деятельности учащихся по истории.
Цель работы – рассмотреть организацию работы современного школьного кабинета истории. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи :1) охарактеризовать научные основы работы современного кабинета истории,2) выяснить, как должен быть оборудован кабинет, чтобы отвечать самым современным стандартам образования и наиболее активным образом участвовать в формировании знаний, умений и навыков учащихся,3) дать характеристику перспективам развития кабинетов истории с учётом внедрения новейших информационных компьютерных технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 59.47 Кб (Скачать файл)

 

Введение

    Главной  задачей Белорусской образовательной  политики, является обеспечение  нового качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным, перспективным  потребностям нашего общества  и государства.  
    Неоспоримо актуальна роль кабинета в развитии качества образования. Создание кабинета истории в школе относится к числу важнейших условий, способствующих как повышению качества исторического образования, повышению эффективности информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса, формированию культуры личности обучающихся, так и предоставлению оптимальных условий обучающимся для получения необходимого объема знаний, с учетом специфики общеобразовательного учреждения и соответствия требованиям образовательного стандарта по истории. Наличие специализированного кабинета истории в школе дает возможность организовать образовательный процесс, учитывая психолого-возрастные особенности обучающихся, разносторонний спектр их интересов, необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию. 
    Необходимость создания специализированных кабинетов, оборудованных для изучения отдельных дисциплин, в том числе и истории, обусловлена требованием времени. Усложняется современный учебный процесс, расширяется спектр возможностей учителя, в связи с насыщением рынка учебными пособиями, картографическими и другими формами наглядности, техническими, информационно-коммуникативными и другими средствами обучения, разнообразием учебной и учебно-методической литературы, что требует систематизации, учета всех, используемых учителем средств обучения и создания благоприятных условий для их применения. Систематическое использование средств обучения в учебном процессе возможно только с организацией надлежащим образом оборудованного учебного кабинета.  
    Организация кабинета способствует бережному хранению, накоплению и систематизации учебно-методических, дидактических материалов, благодаря созданию благоприятных условий для их применения. Библиотека, созданная в кабинете, способствует беспрепятственному изучению исторических документов, первоисточников на уроках, факультативах, элективных курсах и играет огромную роль в приобщении обучающихся к внеклассному чтению по истории.  
    Кабинет истории в школе – основная материальная база для воспитания уважения и любви к своей Родине, государству, городу.  

    Предметом исследования является учебно-методическое обеспечение процесса обучения истории в школе. Объектом - роль кабинета истории в учебно-познавательной деятельности учащихся по истории.

      Цель работы  – рассмотреть организацию работы  современного школьного кабинета  истории. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи :1) охарактеризовать научные основы работы современного кабинета истории,2) выяснить, как должен быть оборудован кабинет, чтобы отвечать самым современным стандартам образования и наиболее активным образом участвовать в формировании знаний, умений и навыков учащихся,3) дать характеристику перспективам развития кабинетов истории с учётом внедрения новейших информационных компьютерных технологий.

      Методологическая основа работы  – труды Аппарович Н. И., Вагина А. А., Дремовой И. Н. ,которые определили основные положения и требования,  предъявляемые к кабинету истории и раскрыли особенности его как средства преподавания. Также в работе использовалось постановление Министерства здравохранения Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. №94 об утверждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов “Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учереждениях”, которое законодательно закрепляе требования к школьным кабинетам. Большую помощь в написании работы окзали статьи ,посвященные кабинету истории, написанные Воронович В., Жэрко Л. , размещкнныв в “Беллорусском историческом журнале”. Для достижения полного представления о современном кабинете истории в курсовой использовалась  работа Чернова А. И. « Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития».

 

 

 

 

ГЛАВА I

ДИКАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И РАБОТЫ КАБИНЕТА ИСТОРИИ В ШКОЛЕ.

1.1 Создание кабинета истории  в общеобразовательной школе.

    Кабинет истории – один из самых завораживающих и интереснейших кабинетов в школе. Изучение истории позволяет прикоснуться к давно ушедшим эпохам, учит анализировать настоящее и предвидеть будущее. История помогает учащимся почувствовать себя частью великой державы с богатейшим историческим наследием. Оформление кабинета истории должно передавать огромное значение исторической науки для человека, пробуждать интерес учащихся, учить их мыслить. Одно из основных назначений оформления кабинета истории – это патриотическое воспитание учащихся. 

    Специальные кабинеты, или ка их еще называли, лаборатории, в гимназиях стали создаваться с начала XX века. Кабинетов истории дореволюционная школа не имела. В 20-е годы кабинеты истории уже имелись во многих районах страны; ряд школ целиком перешли на кабинетную систему.  В кабинетах сосредоточивались карты, самодельные пособия, книги и материалы для лабораторной работы. Перестройка школьного исторического образования в 30-е гг. привела к тому, что кабинеты были ликвидированы, а учебно-наглядные пособия переданы в методические кабинеты школы. Внимание к кабинетной системе возродилось после Великой Отечественной войны. В августе 1945 г. Нарком просвещения и Академия педагогических наук РСФСР приняли решение об организации школ с оборудованными кабинетами.  Предпосылками перехода к массовой организации школьных кабинетов истории и обществоведения во второй половине 60-х гг. послужило растущее насыщение школ печатными наглядными пособиями, развитие деятельности учителей и учащихся по созданию учебных пособий своими силами, накопление опыта работы лучших кабинетов истории и разработка в педагогической литературе вопросов об оборудовании и оформлении кабинета, о его назначении и роли в процессе обучения. 1980-е гг. являются важной вехой в этом вопросе, так как на это время приходится наибольшее количество публикаций на тему проблемы оформления школьного кабинета истории. Методисты этого времени отмечали важность кабинета истории, его оснащения техническими средствами обучения (ТСО) для проведения учебных занятий и формирования знаний и умений учащихся. Существенный шаг в выяснении этих вопросов был сделан методистами А. С. Завадье, Н. И. Аппарович.1

   По существовавшим тогда нормативам оборудование кабинета истории в школе должно было состоять из трех основных частей: а) специальной мебели и приспособлений; б) технической аппаратуры; в) фонда учебных пособий . Фонд учебных пособий кабинета истории, содержит все материалы, которые служат источниками познания исторического прошлого и современности и обеспечивают применение всей системы методов обучения истории — методов живого слова, методов наглядного обучения и методов работы с текстуальными источниками. 1) Текстуальные источники. Включают: а) тексты некоторых наиболее ценных документов краеведческого и общеисторического характера; редких источников, скопированных в архиве или в музее. Наличие такого материала в кабинете позволяет организовать самостоятельную индивидуальную поисковую работу учащихся по заданиям учителя, расширить круг используемых на уроке источников для фронтальной работы с классом путем привлечения более разнообразных документов и таким образом возбуждать интерес учащихся к изучению исторического прошлого; б) экземпляры недорогих изданий художественно-исторической беллетристики, исторических повестей для учащихся V-VII классов. Наличие такой небольшой библиотечки помогает учителю не только руководить внеклассным чтением, вызывать интерес школьника к книге, но и ознакомить всех учащихся данного класса с некоторыми произведениями исторической беллетристики, построив на этой основе более активную работу на уроке; в) папки с вырезками из газет и журналов — тематические подборки к урокам истории и к докладам учащихся; г) справочную и методическую литературу для учителя, книги для чтения и хрестоматии, комплекты журнала «Преподавание истории в школе» и методические пособия.2

2)   Наглядные учебные пособия. Они подразделяются на объёмные и плоскостные. К объёмным относили различные макеты и модели, часть которых изготавливалась в процессе обучения самими учащимися. Плоскостные наглядные пособия включали: а) исторические карты, изданные для школы, а также самодельные тематические карты, изготовленные учащимися; сюда относили и печатные и самодельные схематические карты и даны сражений, боевых операций и т. п. Необходимой принадлежностью кабинета являлись комплекты исторических атласов, в количестве 15—20 экземпляров каждого выпуска, т. е. по одному атласу на каждую парту;   б)  картины на исторический сюжет; сюда относили серии учебных картин, изданных в помощь школе, репродукции произведений искусства и памятников культуры; в) схемы и таблицы по истории, печатные и самодельные; г) иллюстративный раздаточный материал, позволявший вести фронтальный разбор и беседу в классе: открытки, вырезки из газет и журналов, а также фотографии, заснятые учащимися на экскурсиях, походах, в ходе краеведческого поиска. Всё это значительно расширяет круг наглядных источников, привлекаемых в обучении, и активизирует работу на уроке.

   Другая составляющая кабинета  – наличие разнообразного фонда аудиовизуальных средств обучения, которые можно разделить на три группы: 1) средства статичной экранной проекции — диафильмы, диапозитивы, транспаранты для графо проектора; 2) динамические экранные пособия — учебное кино и телевидение; 3) звукозаписи на магнитной пленке радиопередач, выступлений участников и очевидцев исторических событий. Комплект аппаратуры в кабинете предполагал наличие кинопроектора — 16 мм, графо проектора, диапроектора, магнитофона, проигрывателя, а во многих школах, принимающих учебные передачи, и телевизора.3

   Книжный фонд (библиотека) – необходимый компонент кабинета истории. Комплектование её велось по следующим основным разделам: научная литература, учебная, методическая, художественно-историческая, а также существовал обширный раздел, посвящённый коммунистическому воспитанию учащихся (книги классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС и Советского государства, справочная литература такого типа, как «СССР в цифрах», «Мир социализма в цифрах и фактах», «Международное рабочее движение» и др.    

1.2 Современные требования к  кабинету истории.

   Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

Кабинет создаётся постепенно, дооборудуется  и совершенствуется в течение  нескольких лет.

   Однако оборудование учебного  кабинета, позволяющее вести эффективное  преподавание предмета – при  всём разнообразии вкусов учителей  – должно отвечать определённым  требованиям.

   Общие требования к учебному кабинету: 1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

 приказа об открытии учебного  кабинета и его функционировании  для обеспечения условий успешного  выполнения образовательной программы  по профилю кабинета,

  • приказа о назначении зав.кабинетом, его функциональных обязанностях,
  • паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нём оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.
  • инвентарной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь,
  • правил пользования учебным кабинетом учащимися,
  • акта приёмки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию,
  • протокол решения метод объединения учителей истории о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год,(тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, карты, схемы, слайды, таблицы, памятки для учащихся (см. Приложения),
  • плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу,
  • журнала регистрации по выполнению плана работы на учебный год,
  • аналитические материалы о выполнении образовательной  программы в текущем учебном году,
  • самоанализа работы кабинета учителем,
  • планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

2. Соблюдение техники безопасности  и санитарно-гигиенические норм в учебном кабинете.

3. Соблюдение  эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

  • оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, и др.),
  • наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др.

Требования к учебно –  методическому обеспечению кабинета:

1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.

2. Соответствие учебно-методического  комплекса и средств обучения  требованиям стандарта образования.

3. Наличие комплекта дидактических  материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений  и др. материалов для диагностики  качества обучения и образовательного  процесса.

4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися  требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета:

1. Обеспеченность учебниками, дидактическими  материалами, раздаточным материалом  в соответствии  с образовательной программой школы.

2. Открытое и наглядное предъявление  учащимся минимально необходимого  содержания образования и требований  к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

3. Открытое и наглядное предъявление  учащимся образцов измерителей  выполнения требований образовательного  стандарта.

4. Обеспеченность учащихся комплектом  типовых заданий, тестов, эссе, контрольных  работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

5. Стендовый материал учебного  кабинета: образцы успешного выполнения  учащимися требований образовательных  стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.

6. Стендовый материал учебного  кабинета: рекомендации для учащихся  по проектированию их учебной  деятельности, по выполнению программы  развития общественных умений  и навыков, по организации и  выполнению домашней работы, по  подготовке к различным формам  учебно – познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная  работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.)

Информация о работе Организация работы современного школьного кабинета истории