Организация работы современного школьного кабинета истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является учебно-методическое обеспечение процесса обучения истории в школе. Объектом - роль кабинета истории в учебно-познавательной деятельности учащихся по истории.
Цель работы – рассмотреть организацию работы современного школьного кабинета истории. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи :1) охарактеризовать научные основы работы современного кабинета истории,2) выяснить, как должен быть оборудован кабинет, чтобы отвечать самым современным стандартам образования и наиболее активным образом участвовать в формировании знаний, умений и навыков учащихся,3) дать характеристику перспективам развития кабинетов истории с учётом внедрения новейших информационных компьютерных технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 59.47 Кб (Скачать файл)

7. Экран результативности выполнения  учащимися образовательного стандарта.

8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одарёнными детьми, консультации и др.

9. Образцы индивидуальных учебных  планов, программ учащихся, результаты  и анализ их выполнения. 

Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной   программы школы.

1. Безусловное выполнение учителями  и учащимися требований образовательного  стандарта.

2. Внедрение методики развивающего  обучения.

3. Дифференциация обучения.

4. Гумманитаризация обучения.

Требования к кабинету истории и обществознания.

Оборудование кабинета истории  в школе состоит из трёх основных частей:

  • специальной мебели и приспособлений,
  • технической аппаратуры,
  • учебных пособий.

 

1.3  Учебно- материальная база кабинета истории

   Учебно-материальная база (кабинет истории и его оснащение различными материальными средствами обучения) должна постоянно совершенствоваться с развитием науки, техники и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями обязательных документов Министерства образования. 

  В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

   Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

  Кабинет истории должен иметь комплект специализированной мебели для:

- организации рабочего  места учителя; 

- организации рабочих  мест обучающихся;

- рационального размещения  и хранения средств обучения;

- организации использования  аппаратуры

      Для хранения карт, картин и таблиц должны быть предусмотрены ящики, сконструированные так, чтобы обеспечить свободный доступ к пособиям.

   В кабинете должен быть книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам истории; сборники документов; методические руководства; литературу справочного характера - словари (исторический, политический, философский, экономический, мифологический); научно-популярную литературу по истории, научно-историческую литературу, книги по истории культуры; энциклопедии, статистические сборники, журналы.4

   В настоящее время основным направлением изменений в преподавании истории, бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Это влечет за собой и соответствующее изменение кабинета истории. Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для учащихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в использовании готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.5

   Можно отметить, что в современной школе существует тенденция постепенной замены большинства технических средств обучения, использовавшихся ранее при изучении истории, информационными компьютерными технологиями. Их внедрение в учебный процесс является позитивным во всех отношениях изменением, позволяющим интенсифицировать изучение истории в школе. Но на современном этапе перехода к компьютеризации учебного процесса наряду с применением новейших информационных технологий на уроках истории по-прежнему широко используются и другие технические средства обучения.6

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КАБИНЕТА ИСТОРИИ В  ШКОЛЕ.

    1. Кабинет истории как средство повышения эффективности организации познавательной деятельности школьников.

   Результат создания  специализированного кабинета истории  – полное соответствие кабинета  современным условиям, необходимым  для организации обучения предметам  общественно – научного цикла  в соответствии с требованиями  образовательных стандартов.

   Принято считать, что кабинет – это помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету. Основное назначение учебного кабинета – обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы.

    В данной работе  я хочу дать свое представление  о кабинете  истории, отвечающего современным требованиям.

   Наиболее оптимальный вариант организации рабочего пространства кабинета истории предполагает визуальное разделение кабинета на несколько зон : 
1) рабочие места обучающихся: письменные столы со стульями;  
2) рабочее место учителя – письменный стол, стул, компьютерный стол с необходимым оборудованием (компьютер, принтер, ксерокс, сканер, подставка-трибуна, доска с подсветкой, телевизор, видеомагнитофон, DVD-плейер, музыкальный центр) 
3) специальная мебель для размещения библиотечного фонда кабинета – учебной, методической, научной и художественной литературы, справочников и энциклопедий, изданий периодической печати и т. д.;  
4) информационная зона, предполагающая наличие сменных стендов, тематика которых злободневна («Готовимся к экзаменам», «Внимание, скоро олимпиада!», «Учимся учиться», «Календарь исторических дат», «Сегодня в истории» и т. п.). Актуально наличие в кабинете «Доски почета», где представлены награды (грамоты, дипломы) школьников за победы в различных конкурсах. Рекомендуется иметь стеллаж для организации различных сменных выставок: книг по внеклассному чтению, методических пособий, в том числе и электронных (например, для подготовки к экзаменам и ЦТ), детских творческих работ (рефератов, проектов, рисунков, самодельных наглядных пособий). Вызывает интерес у детей информационная папка, в которой имеются памятки, примеры тестов, олимпиадных заданий, перечень сайтов интернета, координаты музеев, выставок и т. п. Активизирует внимание обучающихся выпуск информационных листков о происходящих событиях. Возможно оформление стендов и уголков для родителей. Необходимо наличие государственной символики и символики родного города.7

   Комплектация кабинета  истории оборудованием, создание  учебно-методической базы, эстетическое  оформление отражают профессионализм  учителя, его педагогические интересы, и должны соответствовать и  способствовать реализации педагогической  концепции и системы работы.

   Деятельность учителя  по оснащению кабинета истории   может иметь различные направления, в зависимости от требований, предъявляемых образовательным учреждением и им самим к организации учебно-воспитательного процесса, поэтому кабинет создаётся постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет, соответственно требованиям времени, специфике работы, контингенту обучающихся.

   В процессе работы над усовершенствованием кабинета истории необходимо определить основные направления работы кабинета. В содержание учебной деятельности входит совершенствование форм и методов преподавания предмета «История» с помощью средств обучения, имеющихся в кабинете (технических, экранно-звуковых, информационно-коммуникативных, наглядных). Усиление роли кабинета истории как ресурса повышения качества знаний осуществляется за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности школьников, благодаря использованию современных образовательных технологий. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическими комплексами и комплектами средств обучения позволяет сделать более продуктивным профильное обучение на старшей ступени школы.8

   Дидактическая база кабинета истории может включать материалы для организации самостоятельной, в том числе и исследовательской, деятельности школьников на уроках и во внеурочное время (подборки первоисточников по темам, иллюстративный материал, карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные карточки, программированные материалы), задания для контрольных, самостоятельных и практических работ, дифференцированные задания (в том числе для работы с одаренными и слабоуспевающими учениками).

    Также можно подготовить комплект памяток, рекомендованный обучающимся для использования не только на различных этапах урока, но и во время выполнения домашних заданий. Памятки способствуют развитию самостоятельности, что особенно актуально в процессе перехода к новым образовательным стандартам второго поколения. Это: ПАМЯТКИ по подготовке к контролю знаний, умений и навыков, ПАМЯТКИ по самостоятельной работе с источниками информации, ПАМЯТКИ по систематизации и обобщению знаний, ПАМЯТКИ по выполнению творческих и проектных работ, ПАМЯТКИ по формированию умений и навыков по истории. Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для обучающихся немалую практическую ценность.

   Для налаживания эффективной работы кабинета необходимо создать Совет кабинета, в состав которого входят учителя-предметники и учащиеся. Совет кабинета разделить на отделы, каждый из которых имеет свои функциональные обязанности.

Отдел "Совет старейшин"

• проводит для учащихся консультации по темам программы

•систематизирует накопленный материал

•организовывает разнообразные  мероприятия на историческую тематику: конкурсы, викторины, конференции, диспуты и т.п.

Отдел "Очумелые ручки"

•занимается ремонтом исторических карт и атласов

•отвечает за эстетическое оформление кабинета

•занимается изготовлением  наглядных пособий, дидактических раздаточных материалов.

Отдел "Музей"

•отвечает за сохранность  экспозиции "Крестьянский быт ", способствует её расширению

•собирает и систематизирует  информацию об экспонатах музейного уголка кабинета истории

•ведёт электронную инвентарную книгу

•разрабатывает и проводит экскурсии.

Пресс отдел

•занимается подбором материалов для информационного стенда, отвечает за выпуск настенной краеведческой газеты, информирует учащихся о проведении разнообразных исторических конкурсов, олимпиад и т.п.

 

 

    1.  Инновационная деятельность в кабинете истории.

   Инновационная деятельность направлена на использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе на базе кабинета истории. Здесь следует отметить следующие формы работы:  
1) применение слайд-программ, позволяющих эффективно использовать время урока, удерживать внимание обучающихся на сложных моментах содержания учебного материала 
2) использование компьютерных программ с предметными тренингами, включающих тестирование и другие виды проверки знаний 
3) дистанционное обучение – выполнение домашних заданий в электронном варианте, использование электронных учебников, пособий, справочников, информационного ресурса Интернет и пр.

   При использовании  современных информационно-коммуникационных  средств обучения обеспечивается  личностное развитие обучающегося  за счет уменьшения доли репродуктивной  деятельности в учебном процессе. Повышается эффективность учебного  занятия в кабинете истории.  Использование современных информационно-коммуникационных  средств обучения можно рассматривать  как ключевое условие повышения  качества образования, более эффективного  использования учебного времени.9

   Также необходимо  создать каталог всех средств  обучения, находящихся в кабинете (иметь электронный и печатный  вариант).10

   Для эффективности реализации основных направлений работы должна быть разработана Программа развития кабинета истории, утвержденная Советом кабинета. Работа по этой программе призвана развить у обучающихся стремление к дальнейшему образованию и самообразованию, привить интерес к работе с различными источниками информации, к созданию творческих проектов, способствовать привлечению обучающихся к подготовке и организации мероприятий на базе кабинета.

   Особое место в создании учебного кабинета по истории принадлежит ученикам – тем, для кого он и создается. В процессе создания и совершенствования кабинета необходимо прислушиваться к мнению обучающихся, учитывать их склонности и интересы, привлекать их к работе по оформлению кабинета, созданию самодельных пособий и организации внеклассных мероприятий. В связи с этим возможно создание актива – ученического Совета кабинета.

    1. Кабинет истории – медиа кабинет.

    В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален, а следовательно требует технической оснащённости учебных кабинетов. Конечно, не все учителя - предметники используют мультимедийное оборудование для работы на уроках и во внеурочное время, но уже практически все учителя понимают, что это способствует активизации творческого самовыражения не только учителя, но и обучающихся. В комплект технических средств обучения входят компьютер, лицензионное программное обеспечение, мультимедийный проектор. Полноценное использование компьютерных технологий в подготовке и проведении предметных уроков, с одной стороны, позволяет вносить инновационный компонент в учебный процесс, с другой – предъявляет новые квалификационные требования к педагогическому персоналу. Требуются дополнительные затраты рабочего времени на подготовку уроков с использованием информационных технологий. Вместе с тем, необходимо отметить, что сами по себе компьютерные технологии кардинально не модифицируют процесс обучения, не вытесняют традиционные методы и приемы. Не являясь самоцелью, необходимость интенсивного использования новых информационных технологий позволяет сделать труд учителя более эффективным, интересным, максимально приближенным к требованиям сегодняшнего дня. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиа уроков. Можно отметить методические возможности и преимущества медиа урока: 
- повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степенью наглядности 
- появление возможности моделировать объекты и явления;  
- повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов 
- развитие наглядно-образного мышления.  
    Компьютер помогает мне по-новому организовать учебно-воспитательный процесс как на уроке, так и во внеурочное время. Информационные технологии дают возможность работать с самыми различными источниками информации на уроках и внеурочной деятельности. Учащихся привлекает исследовательская проектная работа с использованием Интернет-ресурсов. Доступность любых информационных ресурсов способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи. Ребята учатся анализировать информацию, работать в группе, участвовать в различных конференциях, создают мультимедийные презентации, получают опыт публичных выступлений.11 
   При использовании учителем истории компьютерной техники для наглядной демонстрации учебной информации работа учащихся в классе может быть организована следующим образом : 
1. Фронтально — просмотр видеофрагментов, наблюдение за изменениями объектов (например, зодчество XII—XVI вв.)  
2. Индивидуально — выполнение работ, связанных с систематизацией исторической информации, решение исторических задач, проведение тестирования учащихся в рамках подготовке к ЦТ по истории и обществоведению.  
3. Малыми группами — выполнение общего учебного проекта по истории (например, «Смутное время»), постановка модельного эксперимента и пр. 
    На уроках истории в 5—11-х классах могут широко использоваться презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению предмета. Это даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. 
    Медиа кабинет даёт возможность использовать современные наглядные пособия. Интерактивные наглядные пособия по истории применяются как для занятий в классе, так и для самостоятельной работы. Они позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных настенных карт и атласов: возможность приближения отдельных участков карты для более подробного изучения, возможность рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся. 
    Иные задачи можно решать, используя информационные технологии, при организации учебной проектно - исследовательской деятельности учащихся. Работая над проектами по истории, у учащихся развиваются навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. При этом они все чаще обращаются к ресурсам Интернет. 
    Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.  
    Возможности использования медиа кабинета огромны. Классные вечера, школьные конференции, родительские собрания не обходятся без слайд-шоу и презентаций. Родители с большим удовольствием знакомятся с учебными и социальными проектами своих детей. Презентацию своих работ учащиеся, как правило, стараются провести с использованием экранных средств: видеофрагментов, компьютерных приложений, мультимедийных эффектов. 
    В современных условиях одной из главнейших задач образования является не только получение учащимися определённой суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. У учащихся, активно работающих с компьютером на уроке и во внеурочное время, дома формируется более высокий уровень навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. В этой связи возрастает роль учителя в плане раскрытия возможностей мультимедиа при изучении истории.

Информация о работе Организация работы современного школьного кабинета истории