Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа
Предметом исследования является учебно-методическое обеспечение процесса обучения истории в школе. Объектом - роль кабинета истории в учебно-познавательной деятельности учащихся по истории.
Цель работы – рассмотреть организацию работы современного школьного кабинета истории. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи :1) охарактеризовать научные основы работы современного кабинета истории,2) выяснить, как должен быть оборудован кабинет, чтобы отвечать самым современным стандартам образования и наиболее активным образом участвовать в формировании знаний, умений и навыков учащихся,3) дать характеристику перспективам развития кабинетов истории с учётом внедрения новейших информационных компьютерных технологий.
7. Экран результативности
8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одарёнными детьми, консультации и др.
9. Образцы индивидуальных
Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы.
1. Безусловное выполнение
2. Внедрение методики
3. Дифференциация обучения.
4. Гумманитаризация обучения.
Требования к кабинету истории и обществознания.
Оборудование кабинета истории в школе состоит из трёх основных частей:
1.3 Учебно- материальная база кабинета истории
Учебно-материальная база (кабинет истории и его оснащение различными материальными средствами обучения) должна постоянно совершенствоваться с развитием науки, техники и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями обязательных документов Министерства образования.
В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
Кабинет истории должен иметь комплект специализированной мебели для:
- организации рабочего места учителя;
- организации рабочих мест обучающихся;
- рационального размещения и хранения средств обучения;
- организации использования аппаратуры
Для хранения карт, картин и таблиц должны быть предусмотрены ящики, сконструированные так, чтобы обеспечить свободный доступ к пособиям.
В кабинете должен быть книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам истории; сборники документов; методические руководства; литературу справочного характера - словари (исторический, политический, философский, экономический, мифологический); научно-популярную литературу по истории, научно-историческую литературу, книги по истории культуры; энциклопедии, статистические сборники, журналы.4
В настоящее время основным направлением изменений в преподавании истории, бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Это влечет за собой и соответствующее изменение кабинета истории. Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для учащихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в использовании готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.5
Можно отметить, что в современной школе существует тенденция постепенной замены большинства технических средств обучения, использовавшихся ранее при изучении истории, информационными компьютерными технологиями. Их внедрение в учебный процесс является позитивным во всех отношениях изменением, позволяющим интенсифицировать изучение истории в школе. Но на современном этапе перехода к компьютеризации учебного процесса наряду с применением новейших информационных технологий на уроках истории по-прежнему широко используются и другие технические средства обучения.6
ГЛАВА II
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КАБИНЕТА ИСТОРИИ В ШКОЛЕ.
Результат создания
специализированного кабинета
Принято считать, что кабинет – это помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету. Основное назначение учебного кабинета – обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы.
В данной работе
я хочу дать свое
Наиболее оптимальный
вариант организации рабочего пространства
кабинета истории предполагает визуальное
разделение кабинета на несколько зон
:
1) рабочие места обучающихся: письменные
столы со стульями;
2) рабочее место учителя – письменный
стол, стул, компьютерный стол с необходимым
оборудованием (компьютер, принтер, ксерокс,
сканер, подставка-трибуна, доска с подсветкой,
телевизор, видеомагнитофон, DVD-плейер,
музыкальный центр)
3) специальная мебель для размещения
библиотечного фонда кабинета – учебной,
методической, научной и художественной
литературы, справочников и энциклопедий,
изданий периодической печати и т. д.;
4) информационная зона, предполагающая
наличие сменных стендов, тематика которых
злободневна («Готовимся к экзаменам»,
«Внимание, скоро олимпиада!», «Учимся
учиться», «Календарь исторических дат»,
«Сегодня в истории» и т. п.). Актуально
наличие в кабинете «Доски почета», где
представлены награды (грамоты, дипломы)
школьников за победы в различных конкурсах.
Рекомендуется иметь стеллаж для организации
различных сменных выставок: книг по внеклассному
чтению, методических пособий, в том числе
и электронных (например, для подготовки
к экзаменам и ЦТ), детских творческих
работ (рефератов, проектов, рисунков,
самодельных наглядных пособий). Вызывает
интерес у детей информационная папка,
в которой имеются памятки, примеры тестов,
олимпиадных заданий, перечень сайтов
интернета, координаты музеев, выставок
и т. п. Активизирует внимание обучающихся
выпуск информационных листков о происходящих
событиях. Возможно оформление стендов
и уголков для родителей. Необходимо наличие
государственной символики и символики
родного города.7
Комплектация кабинета
истории оборудованием,
Деятельность учителя по оснащению кабинета истории может иметь различные направления, в зависимости от требований, предъявляемых образовательным учреждением и им самим к организации учебно-воспитательного процесса, поэтому кабинет создаётся постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет, соответственно требованиям времени, специфике работы, контингенту обучающихся.
В процессе работы над усовершенствованием кабинета истории необходимо определить основные направления работы кабинета. В содержание учебной деятельности входит совершенствование форм и методов преподавания предмета «История» с помощью средств обучения, имеющихся в кабинете (технических, экранно-звуковых, информационно-коммуникативных, наглядных). Усиление роли кабинета истории как ресурса повышения качества знаний осуществляется за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности школьников, благодаря использованию современных образовательных технологий. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическими комплексами и комплектами средств обучения позволяет сделать более продуктивным профильное обучение на старшей ступени школы.8
Дидактическая база кабинета истории может включать материалы для организации самостоятельной, в том числе и исследовательской, деятельности школьников на уроках и во внеурочное время (подборки первоисточников по темам, иллюстративный материал, карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные карточки, программированные материалы), задания для контрольных, самостоятельных и практических работ, дифференцированные задания (в том числе для работы с одаренными и слабоуспевающими учениками).
Также можно подготовить комплект памяток, рекомендованный обучающимся для использования не только на различных этапах урока, но и во время выполнения домашних заданий. Памятки способствуют развитию самостоятельности, что особенно актуально в процессе перехода к новым образовательным стандартам второго поколения. Это: ПАМЯТКИ по подготовке к контролю знаний, умений и навыков, ПАМЯТКИ по самостоятельной работе с источниками информации, ПАМЯТКИ по систематизации и обобщению знаний, ПАМЯТКИ по выполнению творческих и проектных работ, ПАМЯТКИ по формированию умений и навыков по истории. Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для обучающихся немалую практическую ценность.
Для налаживания эффективной работы кабинета необходимо создать Совет кабинета, в состав которого входят учителя-предметники и учащиеся. Совет кабинета разделить на отделы, каждый из которых имеет свои функциональные обязанности.
Отдел "Совет старейшин"
• проводит для учащихся консультации по темам программы
•систематизирует накопленный материал
•организовывает разнообразные мероприятия на историческую тематику: конкурсы, викторины, конференции, диспуты и т.п.
Отдел "Очумелые ручки"
•занимается ремонтом исторических карт и атласов
•отвечает за эстетическое оформление кабинета
•занимается изготовлением наглядных пособий, дидактических раздаточных материалов.
Отдел "Музей"
•отвечает за сохранность экспозиции "Крестьянский быт ", способствует её расширению
•собирает и систематизирует информацию об экспонатах музейного уголка кабинета истории
•ведёт электронную инвентарную книгу
•разрабатывает и проводит экскурсии.
Пресс отдел
•занимается подбором материалов для информационного стенда, отвечает за выпуск настенной краеведческой газеты, информирует учащихся о проведении разнообразных исторических конкурсов, олимпиад и т.п.
Инновационная деятельность
направлена на использование современных
образовательных технологий, в том числе
информационно-коммуникативных, в процессе
обучения предмету и в воспитательной
работе на базе кабинета истории. Здесь
следует отметить следующие формы работы:
1) применение слайд-программ, позволяющих
эффективно использовать время урока,
удерживать внимание обучающихся на сложных
моментах содержания учебного материала
2) использование компьютерных программ
с предметными тренингами, включающих
тестирование и другие виды проверки знаний
3) дистанционное обучение – выполнение
домашних заданий в электронном варианте,
использование электронных учебников,
пособий, справочников, информационного
ресурса Интернет и пр.
При использовании
современных информационно-
Также необходимо создать каталог всех средств обучения, находящихся в кабинете (иметь электронный и печатный вариант).10
Для эффективности реализации основных направлений работы должна быть разработана Программа развития кабинета истории, утвержденная Советом кабинета. Работа по этой программе призвана развить у обучающихся стремление к дальнейшему образованию и самообразованию, привить интерес к работе с различными источниками информации, к созданию творческих проектов, способствовать привлечению обучающихся к подготовке и организации мероприятий на базе кабинета.
Особое место в создании учебного кабинета по истории принадлежит ученикам – тем, для кого он и создается. В процессе создания и совершенствования кабинета необходимо прислушиваться к мнению обучающихся, учитывать их склонности и интересы, привлекать их к работе по оформлению кабинета, созданию самодельных пособий и организации внеклассных мероприятий. В связи с этим возможно создание актива – ученического Совета кабинета.
В современном мире
мультимедийные технологии занимают всё
более значительное место. Процесс школьного
обучения в этом смысле не должен отставать
от жизни, поэтому вопрос внедрения их
в структуру современного урока весьма
актуален, а следовательно требует технической
оснащённости учебных кабинетов. Конечно,
не все учителя - предметники используют
мультимедийное оборудование для работы
на уроках и во внеурочное время, но уже
практически все учителя понимают, что
это способствует активизации творческого
самовыражения не только учителя, но и
обучающихся. В комплект технических средств
обучения входят компьютер, лицензионное
программное обеспечение, мультимедийный
проектор. Полноценное использование
компьютерных технологий в подготовке
и проведении предметных уроков, с одной
стороны, позволяет вносить инновационный
компонент в учебный процесс, с другой
– предъявляет новые квалификационные
требования к педагогическому персоналу.
Требуются дополнительные затраты рабочего
времени на подготовку уроков с использованием
информационных технологий. Вместе с тем,
необходимо отметить, что сами по себе
компьютерные технологии кардинально
не модифицируют процесс обучения, не
вытесняют традиционные методы и приемы.
Не являясь самоцелью, необходимость интенсивного
использования новых информационных технологий
позволяет сделать труд учителя более
эффективным, интересным, максимально
приближенным к требованиям сегодняшнего
дня. Поэтому совершенно очевидна высокая
эффективность использования в обучении
медиа уроков. Можно отметить методические
возможности и преимущества медиа урока:
- повышение эффективности образовательного
процесса за счёт высокой степенью наглядности
- появление возможности моделировать
объекты и явления;
- повышение мотивации к учению, которая
возрастает за счет мультимедийных эффектов
- развитие наглядно-образного мышления.
Компьютер помогает мне по-новому
организовать учебно-воспитательный процесс
как на уроке, так и во внеурочное время.
Информационные технологии дают возможность
работать с самыми различными источниками
информации на уроках и внеурочной деятельности.
Учащихся привлекает исследовательская
проектная работа с использованием Интернет-ресурсов.
Доступность любых информационных ресурсов
способствует формированию творческой
личности, способной решать нетрадиционные
задачи. Ребята учатся анализировать информацию,
работать в группе, участвовать в различных
конференциях, создают мультимедийные
презентации, получают опыт публичных
выступлений.11
При использовании учителем
истории компьютерной техники для наглядной
демонстрации учебной информации работа
учащихся в классе может быть организована
следующим образом :
1. Фронтально — просмотр видеофрагментов,
наблюдение за изменениями объектов (например,
зодчество XII—XVI вв.)
2. Индивидуально — выполнение работ,
связанных с систематизацией исторической
информации, решение исторических задач,
проведение тестирования учащихся в рамках
подготовке к ЦТ по истории и обществоведению.
3. Малыми группами — выполнение общего
учебного проекта по истории (например,
«Смутное время»), постановка модельного
эксперимента и пр.
На уроках истории в 5—11-х классах
могут широко использоваться презентации,
которые позволяют повысить интерес к
изучению предмета. Это даёт возможность
учителю проявить творчество, индивидуальность,
избежать формального подхода к проведению
уроков.
Медиа кабинет даёт возможность
использовать современные наглядные пособия.
Интерактивные наглядные пособия по истории
применяются как для занятий в классе,
так и для самостоятельной работы. Они
позволяют существенно расширить демонстрационные
возможности традиционных настенных карт
и атласов: возможность приближения отдельных
участков карты для более подробного изучения,
возможность рисовать на карте и наносить
на неё надписи, что позволяет успешно
использовать эти инструменты как для
изучения нового материала, так и для проверки
знаний учащихся.
Иные задачи можно решать, используя
информационные технологии, при организации
учебной проектно - исследовательской
деятельности учащихся. Работая над проектами по истории,
у учащихся развиваются навыки поиска
нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа. При этом
они все чаще обращаются к ресурсам Интернет.
Применение современных мультимедиа-технологий,
разнообразный иллюстративный материал,
нестандартная форма подачи учебного
материала стимулирует познавательный
интерес и поисково-исследовательскую
деятельность учащихся на уроках истории
и обществознания.
Возможности использования
медиа кабинета огромны. Классные вечера,
школьные конференции, родительские собрания
не обходятся без слайд-шоу и презентаций.
Родители с большим удовольствием знакомятся
с учебными и социальными проектами своих
детей. Презентацию своих работ учащиеся,
как правило, стараются провести с использованием
экранных средств: видеофрагментов, компьютерных
приложений, мультимедийных эффектов.
В современных условиях одной
из главнейших задач образования является
не только получение учащимися определённой
суммы знаний, но и формирование у них
умений и навыков самостоятельного приобретения
знаний, их накопления и систематизации.
У учащихся, активно работающих с компьютером
на уроке и во внеурочное время, дома формируется
более высокий уровень навыков самостоятельной
работы, умений ориентироваться в бурном
потоке информации, выделять главное,
обобщать, делать выводы. В этой связи
возрастает роль учителя в плане раскрытия
возможностей мультимедиа при изучении
истории.
Информация о работе Организация работы современного школьного кабинета истории